Урок внеклассного чтения по произведению С.Голицына "Сорок изыскателей"

Разделы: Начальная школа


Цель:

– обобщить знания о профессиях, связанных с изыскательской деятельностью.

Задачи:

– формировать умение давать характеристики действующих лиц;

– развитие речи учащихся, обогащение словаря;

– развивать умение анализировать текст, выделять главное и существенное;

– развивать творческие умения;

– воспитание познавательной активности;

– формирование представления о таких качествах, как креативность, коммуникабельность, любознательность, ответственность, дружба, товарищество.

Оборудование:

– фото с турпохода для оформления доски;

– портрет С.Голицына (Рисунок 1);

– иллюстрации из книги;

– портреты главных героев (Рисунок 2).

Тип урока:

Урок проектной деятельности

План урока.

1. Организация. 1 минута

2. Постановка целей и задач. 1 минута

3. Систематизация и обобщение знаний.

А) Выступление 1 группы детей с рассказом об авторе книги. 5 минут

Б) Работа над содержанием прочитанного. 1 минута

В) Выступление 2 группы детей с игрой “Узнай героя по описанию”. 10 минут

Г) Конкурс “Я изыскатель”. 2 минуты

Д) Инсценировка фрагмента из повести. 5 минут

Е) Викторина (вопросы по кругу каждой команде). 5 минут

Ё) Работа в группах.

- Подготовьте ответ на вопрос: Чему меня научила книга “Сорок изыскателей”? 3 минуты

Ж) Проверочная работа. 5 минут

З) Выступление 4 группы детей. Презентация пирога. 5 минут

4. Итог. 1 минута

5. Рефлексия. 1 минута

Конспект хода урока
Деятельность учителя Деятельность ученика
- Давайте определим своё настроение, настрой на работу:

- отличное
- хорошее
- не совсем готовы

Учащиеся определяют свою готовность к уроку.
- Некоторое время назад мы с вами начали читать произведение Сергея Голицына “Сорок изыскателей”. Стало интересно, что произошло дальше, и чем закончились поиски портрета. Вы все дочитали книгу до конца. Поднимите руку, кому понравилось произведение.

- Кроме того, что вы ознакомились с повестью, я предложила вам попробовать себя в роли исследователей. Мы разделились на группы и каждая группа получила свое задание. Сегодня вы будете представлять свои проекты.

Дети поднимают руки.
- Автор книги – Сергей Голицын. Интересно, каким он был человеком, почему решил стать писателем? Я приглашаю 1 группу. Расскажите, какое у вас было задание. Выступление 1 группы с докладом о писателе. Выступление сопровождается портретом писателя (Рисунок 1) и иллюстрациями из книги.
- Вернемся к названию повести. Так кто же такие изыскатели?

Какими качествами он должен обладать? Как об этом говорил Мишка?

- Какими качествами должен обладать изыскатель?

Ответы детей.

- Те, кто что-то изобретает.

- Ищет на земле и под землей, на воде и под водой, в воздухе и даже в космосе

- Быть смелым, отважным…

– Книга названа “Сорок изыскателей”. 2 группа в своем исследовательском проекте собирала всю информацию об изыскателях. Дадим им слово. Дети проводят игру “Отгадай героя по описанию” (Приложение 1): рассказывают информацию об изыскателе, показывают его портрет (Рисунок 2), остальные ученики угадывают изыскателя.
- На столах лежат разные предметы (компас, поварешка, спички, книга, ложка, нитки, бинт, карта, чайник, игрушки, пенал, карандаш, мяч, одеяло). Отложите те предметы, которые бы взяли в поход наши герои. Ученики откладывают предметы для похода.
- Очень интересно было наблюдать, как герои повести одну за другой разгадывали загадки и приближались к портрету. Одну из таких историй нам расскажет 3 группа в своем театральном проекте. 3 группа показывает инсценировку отрывка из повести (Приложение 2).
- Давайте проверим, хорошо ли вы знаете содержание книги.

1.1.

1. Кто первым рассказал Соне и ее отцу про таинственный портрет? (Тычинка)

2. Назовите фамилию, имя, отчество художника, автора таинственного портрета. (Егор Иванович Спорышев)

3. Почему автор портрета не мог подписаться своим именем? (Холопу не положено ставить свою подпись)

4. Почему настоящий художник портрета был вынужден его спрятать? (Боялся, что отец его возлюбленной от ненависти к нему испортит портрет)

1.2.

1. С какими картинами художника Егора Спорышева познакомились пионеры? (Портрет Ирины Загвоздецкой и натюрморт с жар-птицей)

2. Кто был изображен на таинственном портрете? Назовите имя и фамилию. (Возлюбленная художника Ирина Загвоздецкая)

3. Сколько лет прожила Ирина Загвоздецкая? Почему так рано умерла? (Прожила 18 лет, умерла от тоски по возлюбленному, с которым ее разлучил отец)

4. На чей портрет был похож портрет Ирины Загвоздецкой? (На портрет Люси: та же поза, тот же цвет платья, похожее лицо)

1.3.

1. Какие исторически ценные вещи нашли ребята в тайнике кремлевской башни? (Cтаринный кинжал и прощальное письмо Егора к Ирине)

2. Каким образом кинжал, который нашла “марсианка”, оказался в земле в парке? (После отказа отца Ирины пожениться, Егор хотел кинжалом убить отца, но не смог поднять руку на родителя возлюбленной и выбросил кинжал через открытое окно в парк)

3. Какое важное историческое открытие смогли сделать в отличие от ученых ребята, прочитав девичий альбом Ирины? (На затейливом пояске резьбы под крышей башни Соня разглядела спрятанные буквы, из которых получалась фраза: “Ищи здесь Х”; на акварели, вложенной в альбом, дети обнаружили такую же подпись, как и на таинственном портрете: “Я Н.П.” - Я не могу подписаться)

4. Кто был изыскателем №5? Что открыл? (Екатерина, жена №7, изобретательница пирога “Утопленник”)

1.4.

1. Где, в каком месте был спрятан портрет? (Был прибит к обратной стороне зеркала-трюмо и накрыт брезентом)

2. Кто прятал таинственный портрет? (Номер 4 Иван Тихонович Нашивочников)

3. Почему этот человек не мог столько лет никому показать портрет? (Eго прадед Прохор Андреевич оставил запретительное завещание, в котором повелевал детям своим никогда и никому не показывать портрет, так как его доверил ему на хранение друг Егор)

4. Почему книга названа “Сорок изыскателей”? Кто входил в это число 40? (7 изыскателей, врач, Соня, Люся, Магдалина Харитоновна, пионеры, пес Майкл)

Команды дают ответы на вопросы после обсуждения.
- Подготовьте ответ на вопрос: Чему меня научила книга “Сорок изыскателей”? Учащиеся обсуждают в группах ответ на вопрос, делают выводы.

Каждый должен стремиться в жизни быть изыскателем

Люди должны помогать друг другу

Исторические ценности должны храниться в музее, чтобы все люди могли ими восхищаться

Взрослые должны дружить с детьми, доверять им и уважать их

Если будешь много читать и много знать, станешь лидером в коллективе

Проверочная работа.

1 вариант

1. Кто первым рассказал Соне и ее отцу про таинственный портрет? (Тычинка)

2. Где, в каком месте был спрятан портрет? (Был прибит к обратной стороне зеркала-трюмо и накрыт брезентом)

3. Почему настоящий художник портрета был вынужден его спрятать? (Боялся, что отец его возлюбленной от ненависти к нему испортит портрет)

4. Кто был изображен на таинственном портрете? Назовите имя и фамилию. (Возлюбленная художника Ирина Загвоздецкая)

5. Какие исторически ценные вещи нашли ребята в тайнике кремлевской башни? (Старинный кинжал и прощальное письмо Егора к Ирине)

2 вариант

1. Кто прятал таинственный портрет? (Номер 4 – Иван Тихонович Нашивочников)

2. Как звали художника, автора таинственного портрета. (Егор Иванович Спорышев)

3. Почему автор портрета не мог подписаться своим именем? (Холопу не положено ставить свою подпись)

4. Сколько лет прожила Ирина Загвоздецкая? Почему так рано умерла? (Прожила 18 лет, умерла от тоски по возлюбленному, с которым ее разлучил отец)

5. На чей портрет был похож портрет Ирины Загвоздецкой? (На портрет Люси: та же поза, тот же цвет платья, похожее лицо)

Дети пишут проверочную работу.
- У нас осталось выступление последней 4 группы. У них подготовлен кондитерский проект. 4 группа проводит презентацию пирога. Дети рассказывают о старинном рецепте, по которому был испечён пирог (Приложение 3).
- Повесть Сергея Голицына “Сорок изыскателей” очень интересная и захватывающая.

- Чем вам запомнился урок? Что понравилось? Что вы для себя открыли нового?

Ученики подводят итог урока.
- Подходит к концу наш урок.

- Каким для вас было сегодняшнее общение? (Выберите ответ)

Интересным
Познавательным
Поучительным

- Поднимите руку, кому было интересно на уроке.

- Поднимите руку те, кто сегодня узнал для себя что-то новое.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.