Восточные славяне

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • дать представление о предках славян, показать районы расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян.
  • Продолжить формирование умения формулировать аргументированный ответа на вопрос с обобщением или выводом. (обобщения полученных данных, фиксирование результатов работы в виде различной текстовой информации (развёрнутого суждения и т.д.).
  • Развивать навык самостоятельной работы с текстовой информацией.
  • Активизировать процесс мышления и воображения, способствовать более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания.
  • развитие интереса к предмету, формирование информационной культуры учащихся, воспитание уважения к истории России.

Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века», атласы, настенная карта «Русь в IX-X веках», информационные листы, тетради.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

  • ознакомление с темой и планом урока
  • постановка задачи и целей урока

Знаете ли вы, кто были предки русского народа? Какими они были? Где и как они жили?

Мы – исследователи! Нас интересуют наши предки – восточные славяне.

Но есть проблема!

До нас дошли только отреставрированные документы, макеты, рисунки.

Давайте прочитаем документы, рассмотрим рисунки и определим направления нашего исследования.

II. Изучение нового материала

Задание для всего класса: ознакомиться с источниками в информационном листе и определите направления нашего исследования.

После прочтения учащиеся определяют направления исследования:

  1. Места проживания славян;
  2. Занятия славян;
  3. Верования славян и быт славян;
  4. Военное искусство славян;
  5. Система управления у славян.

Работа с учебником § 1 стр. 7-8 п. 1 Происхождение и расселение восточных славян.

Работа с информационным листом. См. Приложение.

Работаю совместно с ребятами, даю им образец их дальнейшей деятельности:

1. Найти документы в Информационном листе , в которых говорится о местах проживания славян.

  1. Прочитайте текст §1 стр. 7-8 п. 1 Происхождение и расселение восточных славян и найдите на карте обозначенные в нем славянские племена. (соотнесение текстовой информации с информацией на карте. Работа с атласом и настенной картой)
  2. Поработать с формированием понятий индоевропейцы, балтославянские, индоевропейские племена, три ветви славя: восточная, западная, южная), заполнить схему в рабочих тетрадях стр.3, (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина) или на доске. 

Пример схемы.

  1. Прочитайте текст «Повесть временных лет»
  2. О каких группах славянских племен идет речь в документе?
  3. В чем особенности названий славянских племен? (работа с гидронимами)
  4. О каком уровне общественных отношений у славянских народов это свидетельствует?
  5. Предположите, каково происхождение названий племен, не объясненное в документе?
  6. Славяне каких современных стран упоминаются в источ­нике?
  7. Предположите, как влияло местоположение расселения славян на их род занятий?

Самостоятельная работа в группах:

Предлагаю разбиться на группы и начать исследовательскую работу, результаты которой, должны представить и защитить в конце урока. (состав группы: докладчик, картограф, художник, секретарь.)

Требования к выступлению:

Представить новые слова и раскрыть их значение.

Составить рассказ. ( Должен быть кратким, логически построенным и содержать главные выводы).

Докладчик должен знать материал и уметь ответить на дополнительные вопросы.

Каждая группа начинает исследовать именно те документы, которые соответствует ее тематике.

Для того чтобы исследование было полным – предлагаю воспользоваться текстом учебника, дополнить свой рассказ, поработать с новыми словами( в учебнике имеется словарь), с атласом и настенной картой, информационным листом.

Задания для 1 группы

  1. Прочитать тексты документов и текст в учебнике о занятиях славян.
  2. Какие новые и непонятные слова вы встретили в тексте?
  3. Составьте схему «Занятия славян в VIII – IX в.»
  4. Составьте рассказ о занятиях славян, подтверждая свои выводы, текстом документов (прочитай что сказано об этом в документе), указывая авторов, на которые вы ссылаетесь. Используйте рисунки в учебнике.

Пример схемы:

Задания для 2 группы

  1. Найдите документы, в которых имеется информация о быте славян.
  2. Какие новые и непонятные слова вы встретили в тексте?
  3. Какие выводы о жилище славян можно сделать на основе данных текстов?
  4. Какие сведения о внешнем облике славян дает нам источник?
  5. Что говорит Прокопий Кесарийский об одежде восточных славян?
  6. Какой вывод о занятиях славян можно сделать на основании данных источников?
  7. Составьте рассказ об образе жизни славян. Подтверждая свои выводы, текстом документов, указывая авторов, на которые вы ссылаетесь.

Задания для 3 группы

  1. Найдите документы, в которых имеется информация о верованиях славян.
  2. Какие новые и непонятные слова вы встретили в тексте?
  3. Какой вывод о характере верований древних славян можно сделать на основе данного источника?
  4. С какими еще языческими культами вы знакомы?
  5. Выделите особенности языческих верований.
  6. Как вы думаете, способствовала ли эта религия процессу объединения древних славянских племён? Почему?
  7. Составьте рассказ – о верованиях славян подтверждая свои выводы, текстом документов, указывая авторов, на которые вы ссылаетесь.

Задания для 4 группы 

  1. Найдите документы, в которых имеется информация о системе управления у восточных славян.
  2. Какие новые и не понятные слова вы встретили в тексте? (работа со словами )
  3. Прочитайте документы и составьте рассказ – как управлялись славянские племена, подтверждая свои выводы, текстом документов, указывая авторов, на которые вы ссылаетесь.
  4. Составьте схему: «Система управления у восточных славян».

Пример схемы:

Задания для 5 группы. 

  1. Найдите документы, в которых имеется информация о военном искусстве восточных славян.
  2. Какие сведения о вооружении славян можно получить из документов?
  3. Что мы узнаем о тактике и стратегии славянских воинов?
  4. С какими военными хитростями восточных славян знакомит нас историк?
  5. Опишите славянского воина (внешний облик, вооружение, характер, боевые качества, схематичные рисунки оружия, воина, одежды).

III. Закрепление

Выступление групп.

IV. Итог урока

V. Д/З

§1, вопросы, выучить термины стр. 14, рабочая тетрадь стр. 3-6 §1.