Население Австралии

Разделы: География


Цели:

  1. Образовательные:
    обобщить знания и представления о природе и населении Австралии,
    – повторить изученный материал по теме “Австралия” и углубить знания о материке,
  2. Развивающие развивать у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний.
  3. Воспитательныестимулировать творческую, мыслительную деятельность учащихся, формировать у них убежденность в необходимости окружающей среды.

Задачи:

  • проверить знание учащихся характерных черт природы материка – рельеф, климат, внутренних вод, растительного и животного мира и населения;
  • проверить умения учащихся: определять местонахождение основных объектов Австралии, устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы материка;
  • проверит понимание учащимися: явлений природы, характерных для Австралии.

Форма проведения урока:

  • комплексная характеристика Австралии;
  • географический диктант.

Учебно-наглядный комплекс: тематические карты, атласы, карточки задания, слайды с изображением Австралии. На столах лежит план работы на уроке.

Ход урока

I. Организационный момент.

Класс делится на 3 равные команды. Команда выбирает капитана. Вводится элемент соревнования. На доске расчерчена таблица. Каждая команда перед уроком придумывает себе название, но с учетом темы.

Команда Количество баллов
1    
2    
3    

II. Вступительное слово учителя. Приложение. (Слайд 2).

Дорогие ребята! Мы с Вами совершим сегодня путешествие по Австралии. “Терра инкогнито”, как в старину называли Австралию, и сейчас остается для нас землей, полной загадок, сюрпризов и сокровищ. Как ни одно другое место на планете, Австралия поражает своим многообразием. Эта страна прекрасных дорог и бесконечных океанских пляжей, край необъезженных мустангов и коралловых рифов.

По количеству видов уникальных растений и животных у Австралии нет соперников.

По сути дела, вся страна – это заповедник мирового значения, причем 80% животных эндемики, так как встречаются, только здесь. (Слайд 3).

Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Taм протекают реки без воды.
(Они в пустыни пропадают где-то)
Там в зарослях следы бескрылых птиц.
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводнение. (Слайд 4).

III. Блиц опрос:

Каждой команде представляется 10 вопросов. Самостоятельно, отвечают на вопросы всей командой. После проверяем вместе.
Предварительно нарисованы схемы. Если учащиеся считают ответ правильный, то рисуют “галочку сверху, если нет – то снизу.

  1. В 1606 г. открыл западное побережье Австралии В. Янсзон, Голландия?
  2. Самый большой остров у берегов Австралии – Новая Гвинея.
  3. Крайняя южная точка Австралии м. Саут-Ист-Пойнт.
  4. В основе Австралии лежит Австралийская платформа.
  5. Крупный географический объект на северо-западе Австралии Большая Песчаная пустыня.
  6. Самый большой по площади климатический пояс Арктический.
  7. Крики – это не пересыхающие русла рек.
  8. Самое высокое и быстрорастущее дерево в мире – акация.
  9. Млекопитающее с самой низкой температурой тела + 22 – Ехидна.
  10. А. Тасман, Голландия открыл северное и западное побережье материка?

IV. Новая тема. Слово учителя: Если рассказывать о населении Австралии, то надо начинать с повествования о первых жителях Австралии, коими являются аборигены – “коренной житель”. Сами же аборигены предпочитают называть себя кури (koori). (Слайд 5)

Продолжение рассказа об аборигенах учащиеся. (Аборигены являются одной из древних цивилизаций мира. Это особая австралоидная раса (коричневый цвет кожи, волосы черные, скорее непокорные, чем вьющиеся и темные глаза). Они живут на материке около 40 тыс. лет. На материке их 0,5 млн. человек или 250 племенных групп. Они были разбросаны по огромной территории, говорили на разных языках, имели собственные традиции и верования, вели кочевой образ жизни. (Слайд 6)

Не имели постоянных жилищ, домашних животных и обходились небольшим количеством домашней утвари. Охотились на животных, используя бумеранги копья. Собирали фрукты, орехи, которыми они и питались). (Слайд 7)

Учитель: Сейчас коренное население проживает на материке и на острове Торресова пролива. Коренные тасманцы были полностью уничтожены.
В 1967 г. жители были признаны гражданами страны и получили право на свободное передвижение. (Слайд 8)
Долгое время, коренное население жило в резервациях – отдаленных пустынных частях, куда посторонние не допускались (даже в переписи их не учитывали).
Большую часть населения составляют иммигранты. После войны начала осуществляться иммиграционная программа, население увеличилось до 15,5 млн. человек.
60% прирост от рождения детей.
В Австралии проживает 230 тыс. выходцев с территории бывшего СССР : 80 тыс. евреи; 52 тыс. русских; 30 тыс. украинцев; 20 тыс. армян…
Еще одна особенность – полное отсутствие населения негроидной расы. (Слайд 9)

Продолжение рассказа учащимися: Население Австралии оставляет около 20 млн. человек. (Столько проживает в г. Нью-Йорк и г. Москва). Большая часть проживает вдоль восточного побережья. Плотность различна. Район пустынь – меньше 1 чел на кв. км. На восточном побережье климат благоприятный для проживания, поэтому здесь сосредоточены самые крупные города.

– Сидней (4 млн. чел.) крупный промышленный центр и порт. (Слайд10, 11, 12)
– Мельбурн (3 млн. чел.) город является соперником Сиднею. (Слайд13)
– Брисбен (1,5 млн. чел.) город различается плотностью населения: от 1 до 10 человек на кв. км. (Слайд14)
– Аделаида (1 млн. чел.) является курортным городом. (Слайд15)
– Канберра (310 тыс. чел.) федеральная столица Австралии, со слаборазвитой промышленностью, город-сад. (Слайд16)
– Перт (1,2 млн. чел.) самый густонаселенный пункт Австралии, плотность населения составляет более 10 чел. На кВ. км.

Австралия является городским населенным пунктом, здесь 70 % населения страны проживают в городах.

Учитель: Австралия состоит из 6 штатов и 2 материковых территории:

– Штаты: Виктория, Западная Австралия, Квинсленд, Новый Южный Уэльс, Тасмания, Южная Австралия.
– Материковые территории: Северная территория и Территории федеральной столицы.
Они имеют свои законодательные органы, главами правительства являются премьеры, а территорий – главные министры.

Продолжение рассказа учащимися: Денежная единица – Австралийский доллар, но не бумажный, а пластиковый. (Слайд 17)

Если покинуть побережье и заклубиться около 200 км, начнутся знаменитые малонаселенные районы. Буйные влажные леса и богатые с/х угодья, сменяются жаркой, сухой, открытой местностью, где можно встретить только кустарник. Но это пастбища (овечьи и коровьи) или ранчо. (Слайд18, 19)

Официальный язык – английский с диалектом стран. Главой Австралии является королева Великобритании – Елизавета II с 1953 года. (Слайд 20)

Короткие сообщения учащихся:

– История открытия материка. (Слайд 21, 22, 23)
– Растительный мир материка. (Слайд 24, 25)
– Животный мир материка. (Слайд 26, 27, 28, 29, 30)

V. Подведение итогов игры и оценка деятельности учащихся – выставляется оценка по группам (за количество баллов полученных командой входе всего урока), а также выделяется личная работа отдельных учащихся.