Интегрированный урок (русская литература + башкирская (родная) литература) "Башкортостан – родная земля"

Разделы: Литература


Цели и задачи: Познакомить уч-ся с Галимовым Салямом, С. Т. Аксаковым, М.В. Нестеровым, пробудить интерес к их личности и творчеству, способствовать воспитанию чувства прекрасного, любви к слову, к литературе.

Оборудование: класс, рисунки учеников, портреты Галимова Саляма, Аксакова С. Т., Нестерова М.В., картина Нестерова М.В. "Родина Аксакова", выставка книг Г.Саляма и С.Т. Аксакова.

Ход урока

1. Организация класса.

2. Постановка цели и задач.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с башкирским поэтом Галимовым Салямом, с его творчеством, со стихотворением "Утро республики", с русским писателем С. Т. Аксаковым и его стихотворением, с картиной М. В. Нестерова "Родина Аксакова". Что объединяет творчество Галима Саляма, Аксакова, Нестерова? На этот вопрос мы ответим на конце урока.

Презентация.

3. Слово учителя.

- Родина: Как вы представляете её? Это, конечно, место, где вы родились, родной дом, улица, лес, речка, горы, школа: Малая Родина вам всем знакома. Есть и большая Родина - Россия, свой край, Республика Башкортостан. Послушайте стихотворение "Вот Родина моя".

Вот родина моя...Вот дикие пустыни!..
Вот благодарная оратаю земля!
Дубовые леса, и злачные долины,
И тучной жатвою покрытые поля!

Вот горы, до небес чело свое взносящи,
Младые отрасли Рифейских древних гор,
И реки, с пеною меж пропастей летящи,
Разливом по лугам пленяющие взор!

Вот окруженные башкирцев кочевьями
Озера светлые, бездонны глубиной,
И кони резвые несчетны табунами
В них смотрятся с холмов, любуяся собой!..

Приветствую тебя, страна благословенна!
Страна обилия и всех земных богатств!
Не вечно будешь ты в презрении забвенна,
Не вечно для одних служить ты будешь паств.

Написал это стихотворение С.Т. Аксаков, русский писатель. (Показ портрета писателя и его книг).

4. Доклад учащегося о С.Т. Аксакове.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе в дворянской семье. Отец его был служащим в Уфимском верховном суде. Мать была также из семьи крупного чиновника из деревни Зубово под Уфой. Детские годы будущего писателя прошли в Уфе. Сергей Аксаков учился в Казани: сначала в гимназии, которую окончил в 1805 году, затем в 1805-1807 годах - в университете, В 1808 году он переехал в Санкт-Петербург, где служил в Комиссии по составлению законов. В 1811 -1815 годах жил в Москве, в 1816-1826 годах - в оренбургских имениях отца Ново-Аксаково и Надеждино.

В 1826 году возвратился в Москву. Работал цензором Московского цензорного кабинета, инспектором землемерного училища, директором Межевого института.

В 1847 году появилась первая книга рассказов Сергея Аксакова "Записки об уженье". В последние годы жизни занимался только литературным творчеством.

Сергей Аксаков умер в 1859 году, похоронен в Москве.

В молодые годы Сергей Аксаков увлекался поэзией. Во многих своих стихотворениях он воспевал природу Башкортостана, восхищался изумительной ее красотой.

5. Знакомство со стихотворением башкирского поэта Галимова Саляма.

- С огромной любовью пишет о Башкортостане и башкирский поэт Галимов Салям. (Показ портрета). Познакомимся с его стихотворением "Утро республики". (Заранее подготовленный ученик читает сначала на башкирском языке, потом учитель - на русском. Дети следят по текстам). (См. Приложение).

6. Работа над стихотворением.

- Что вы представили, когда читали стихотворение?

- Какими словами поэт выразил свою любовь к республике?

- Как изображается в стихотворении природа Башкортостана?

7. Словарная работа.

- Найти слова, которые непонятны вам и его перевод на башкирский язык из стихотворений.

(Называются слова на русском языке и в переводе на башкирский язык).

8. Физкультминутка.

9. Выступления учащихся.

1 ученик. В 1967 году была учреждена республиканская премия имени Галимова Саляма (Салям Галимович Галимов). Она присуждалась за лучшие произведения в области литературы и искусства, отображающие славные дела молодежи.

В Башкортостане сейчас более тридцати лауреатов премии имени Галимова Саляма. Но, к сожалению, места жизни и деятельности поэта до сих пор не отмечены памятными символами. Затерялась и могила на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Между тем, дом в Уфе по улице Коммунистической, 49, где жил поэт, стоит поныне и, наверняка, будет стоять еще долго. Здесь, в небольшой комнате на втором этаже, одновременно или в разные годы проживали поэты и писатели Галим Салям, Баязит Бикбай, Салях Кулибай, Мухитдин Тажи, Сагит Агиш и другие.

Комната была небольшая, вмещала скромную мебель: две кровати и стол, - вспоминает Салях Кулибай. - Но на одном столе мы ухитрялись писать четыре разных стихотворения".

2 ученик. Салям Галимович Галимов, вошедший в литературу под псевдонимом Галим Салям, родился в январе 1911 года в глухой деревушке Таскино Кунашакского - ныне Сосновского - района Челябинской области (умер 19 июля 1939 года). В 14 лет, во время учебы в Аргаяшской школе второй ступени, юноша стал комсомольцем. Окончив в 1928 году школу, Салям работал учителем, возглавлял комсомольские ячейки в деревнях Ибрагимово и Галикеево.

Вот тогда-то он и стал селькором, публикуя заметки в республиканской комсомольской газете "Башкортостан яшляре" ("Молодежь Башкирии") и "Кызыл Башкортостан". Газетные заметки о жизни односельчан, первые стихи активного селькора заметили журналисты. Весной 1930 года Салям Галимов был приглашен в редакцию газеты "Кызыл Башкортостан". Он стал литсотрудником сельскохозяйственного отдела и одновременно редактировал приложение к газете - журнал "Трактор".

3 ученик. В 1932 году вышел первый сборник Саляма "Тревога", в который вошли стихи о жизни красноармейцев, написанные, когда поэт проходил учебные лагерные сборы.

В 1933 году поступает в Башкирский пединститут на факультет языка и литературы, где тоже становится признанным вожаком литературной молодежи. Именно здесь раскрывается и крепнет его удивительный поэтический дар. Во время учебы в институте из-под пера поэта выходят новые стихи. Он тщательно, порой мучительно долго работал над каждым своим новым стихотворением, добиваясь предельной точности языка и лаконичности.

"Весной и летом Салям вставал очень рано, - вспоминал Салях Кулибай, - бормотал про себя строфы стихов и, схватив книгу или блокнот, исчезал с глаз. Он отправлялся на прогулку, а то и в сад - в какое-нибудь укромное местечко, где записывал стихи или готовил урок. Стихи он любил сочинять на ходу, на прогулке, заучивал их на память, шлифовал, заменял, переставлял слова. В такие минуты он забывал даже о своем спутнике, если был не один, думал и рассуждал вслух, проверял начатое стихотворение, делал наброски новых".

4 ученик.  С именем Галима Саляма связано рождение лирико-эпических поэм в башкирской литературе 30-х годов. В стенах института были написаны поэмы "Три песни", "Грядущие годы", "Кречет". В преддверии пушкинского юбилея Галим Салям перевел на башкирский язык поэму "Цыган". Это было большим событием в литературной жизни республики.

Окончив в 1937 году с отличием вуз, он был оставлен для работы в Башкирском научно-исследовательском институте языка и литературы. А через год товарищи проводили его в аспирантуру при Ленинградском филиале Академии наук СССР. Под руководством крупных ученых страны он готовился стать фольклористом высокого класса. Но долго учиться было не суждено. В 1939 году Галим Салям скончался. В газете "Вечерний Ленинград" появился некролог, подписанный Николаем Тихоновым, о смерти молодого башкирского поэта.

Улица Саляма (бывшая Конная Буденного, затем - Громова) находится в Ленинском районе Уфы, в Нижегородке. Последнее название ей было дано 19 ноября 1957 года.

10. Знакомство с картиной М.В. Нестерова "Родина Аксакова".

- Своеобразие башкирской природы привлекает и художников. Обратите внимание на картину Нестерова "Родина Аксакова".

- Почему картина называется "Родина Аксакова"?

- Михаил Васильевич Нестеров тоже родился в Башкортостане. Прекрасные южноуральские пейзажи, тихая, спокойная жизнь в провинции способствовали тому, что здесь родились лучшие произведения художника. С его именем связано создание в Уфе художественного музея, до последних дней своей жизни он поддерживал связь с музеем, заботился о его пополнении, помогал организовывать выставки своих работ. В 1954 году музей получил имя своего создателя.

- Какие краски преобладают на картине?

- Что вам нравится в картине?

11. Итог урока.

- Сделайте вывод. Ответим на вопрос, поставленный в начале урока.

12. Оценивание.

13. Домашнее задание. Из стихотворений, изученных на уроке, выписать эпитеты и метафоры.

Использованная литература.

1. Республика моя, Башкортостан! Сборник стихов. - Китап, 2010.

2. Культура Башкортостана. Учебник-хрестоматия для 7 класса./С.А. Галин и др./ - Уфа: "Китап", 2002.

3. Интернет-газета БашВестъ.