"От учтивых слов язык не отсохнет"

Разделы: Начальная школа


Учебник: “Детская риторика в рассказах и рисунках” в двух частях. Учебная тетрадь для первоклассника. Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.А., Никольская Р.И.

Цели урока:

  1. Обучение использованию детьми разнообразных средств выражения извинения (в том числе, интонационных).
  2. Формирование умения выбирать нужную форму общения с учётом ситуации.
  3. Развитие умения оценить свою речь и речь другого оратора.
  4. Развитие коммуникативных умений и навыков.
  5. Расширение кругозора, словарного запаса и познавательного интереса.
  6. Воспитание вежливости, доброты, деликатности внимания к окружающим.
  7. Развитие творческих способностей.
  8. Развитие речи.

Оборудование: “Детская риторика в рассказах и рисунках” в двух частях. Учебная тетрадь для первоклассника. Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.А., Никольская Р.И; табличка с пословицей “От учтивых слов язык не отсохнет”; табличка со словами извинения “извини (те), пожалуйста, прости (те), я не хотел тебя (вас) обидеть”; “Словарь русского языка” С.И.Ожегова; табличка с анограммой “этикет”; табличка с опорными словами: тон, обращение, взгляд, поза, объяснение, обещание; видеосюжет из м/ф “Кот Леопольд”; аудиокассета с песней “О вежливых словах”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дети встают в круг и выполняют под стихотворение действия:

Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

У.: – Почувствуйте поддержку товарищей, ощутите тепло их рук, готовых в любой момент придти к вам на помощь.

2. Сообщение темы урока.

У: – Сегодня на уроке мы продолжим разговор о речевом этикете. Знание его и соблюдение поможет вам приобрести новых друзей и не растерять старых.

(Дети рассаживаются по местам.)

3. Речевая разминка.

У.: – Чтобы нам приступить к серьезной работе, необходимо провести речевую разминку. Как можно назвать это предложение – скороговоркой или чистоговоркой?

Ра-ра-ра-ра начинается игра.

Д.: – Чистоговорка.

У.: – Значит, как ее надо проговорить?

Д.: – Её надо проговаривать чисто, чётко, внятно.

У.: – Проговорите ее четко и внятно сначала для соседа справа, а затем также четко для соседа слева. Слушайте ритм.

(Дети под ритмическое прохлопывание два раза произносят чистоговорку.)

У.: – А это предложение можно назвать чистоговоркой?

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Д.: – Нет. Это скороговорка.

У.: – Значит, как ее надо проговорить?

Д.: – Её надо проговорить быстро.

У.: – Сразу быстро проговорить трудно. Надо подготовиться. 1 раз – говорим в медленном темпе, 2 раз – в среднем темпе, 3 раз – быстро.

(Дети проговаривают как надо, каждый раз прохлопывая ритм.)

4. Слово оратору.

У.: – Сейчас я хочу предоставить слово первому оратору. Ваша задача очень внимательно его выслушать и подумать над вопросом: Что он нам хотел сказать?

(Дети слушают выступление).

Оратор:

Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
– Спасибо! Извините.
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.

У.: – Давайте обсудим его выступление. Постараемся ответить на вопросы:

  1. Что он нам хотел сказать?
  2. Удалось ли ему?
  3. Что понравилось?

Д.: – Оратор хотел нам сказать, что вежливые слова надо говорить каждый день. Не забывать про них. Ему это удалось. Он говорил выразительно, громко, чётко.

У.: – А теперь оратор попробует ответить на вопросы:

1. Как слушали ребята?

2. Как ты это понял?

Оратор: – Ребята сидели тихо и слушали внимательно. Я это понял по их сосредоточенным заинтересованным лицам.

5. Разгадывание анаграммы.

На доске анаграмма: КЕТИЭТ.

У.: – Я предлагаю вам разгадать анаграмму. Здесь спрятано, зашифровано слово, которое обозначает совокупность правил, касающихся отношения к людям. Сюда входят манеры, одежда, речь.

Д.: – Этикет.

У.: – Правильно. Так что же обозначает слово “этикет”?

Д.: – Этикет – это совокупность правил, касающихся отношения к людям.

6. Работа с пословицей.

У: – На уроке риторики мы говорим о речевом этикете, о вежливых словах. Простые русские люди много лет назад не были знакомы с речевым этикетом, но они точно знали, что вежливые слова им в жизни необходимы. Давайте прочитаем русскую пословицу, которая свидетельствует об этом. Прочитайте её у себя в тетрадях на с.18.

(Дети читают в тетрадях и хором повторно прочитывают с плаката: “От учтивых слов язык не отсохнет”).

У.: – Это тема нашего урока. “От учтивых слов язык не отсохнет”. Это пословица. Значит, в ней заключена мудрая народная мысль. Чтобы она нам стала ясна, надо разобраться со значением некоторых слов. Как вы понимаете слово “учтивый”? Это какой? Подберите синонимы?

Д.: – Вежливый, внимательный, заботливый …

У.: – А в “Словаре русского языка” Сергея Ивановича Ожегова это слово объясняется так – “почтительно-вежливый”.

У.: – А как вы понимаете выражение “язык не отсохнет”?

Д.: – Человек не устанет говорить, ему не будет от этого плохо.

У.: – Простые русские люди не были знакомы с речевым этикетом, но они точно знали, что вежливые слова им в жизни необходимы. Так как же вы поняли тему нашего урока?

Д.: – От почтительно-вежливых слов человеку плохо не станет.

7. Слова извинения.

У.:

– Стать добрым волшебником
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!

У.: – Очень часто людей, умеющих правильно употреблять в речи вежливые слова, называют волшебниками. А с какими группами вежливых слов мы знакомы?

Д: – Слова – приветствия, прощания, просьбы, извинения.

У.: – Давайте вспомним слова извинения.

(Дети по таблице прочитывают)

извини (те), пожалуйста
прости (те)
я не хотел тебя (вас) обидеть

У.: – Когда мы используем слова извинения?

Д: – Когда мы провинились, сделали что-то плохое, хотим чтобы нас простили, помириться.

8. Риторические задачи.

Разыгрывание ситуаций.

У.: – Вот что случилось в одном дворе.

1) Стихотворение А. Барто. Читает подготовленный ученик.

Попал я в дедушку мячом
И закричал: – А я при чем?
Но, досчитав до 30,
Сказал: – Ну, дедушка, прости.

У.: – Как вы думаете, вежливо мальчик просил извинение у дедушки? Как бы вы извинились?

Д.: – Нет, мальчик извинился не вежливо. Даже если вы случайно причинили неприятность человеку, надо извиниться, чтобы человеку от ваших слов стало легче.

Учитель: – А вот еще одна ситуация.

2) Отрывок из стихотворения Юсупова. Разыгрывают подготовленные ученики.

Пошел я гулять
И в саду
По привычке
Я дернул девчонку
За обе косички.
На крик прибежала
Девчонкина мать
Меня изловчилась
За ухо поймать …
Попробовать что ли?
В сторонку куда-то
“Простите меня”
Я шепнул виновато
– Ступай,–
Улыбнулась, –
Прощаю пока. –
И ухо моё отпустила рука.
“Простите”
Ура!
Убедился я снова
Какое оно
Интересное слово.

У.: – Можно ли извинения мальчика считать искренними? Может быть, он извинился только потому, что ему стало больно?

Д.: – Нет, мальчик извинился искренне. Автор говорит, что мальчик “шепнул виновато”. Мама девочки это поняла, улыбнулась и простила.

У: – Как надо извиняться?

Опорные слова:

тон
обращение
взгляд
поза
объяснение
обещание

(Дети по таблице с опорными словами делают вывод).

Д.: – Прощение просят спокойным извинительным тоном; используют обращение, во время извинения глядят в глаза собеседнику.

9. Физкультминутка.

Мы друг другу улыбнёмся,
Влево – вправо повернёмся,
Руки вверх, присели, встали,
Носок – пятка – поплясали.
Три хлопка над головой,
Топни левою ногой.
К другу с лева повернись
И радушно улыбнись.
Справа от тебя сосед –
Рукой пошли ему привет.
Ты и все твои друзья –
Вместе целая … семья.

10. Работа в парах.

У.: – В ваших тетрадях на стр.19 иллюстрация к известной вам сказке. Вспомните её. За что Машенька просит прощение?

Д.: – Это сказка “Три медведя”. Маша без разрешения вошла в дом медведей, сидела на их стульях, ела из их чашек, спала на их постелях.

У.: – Вам надо прочитать все три фразы самостоятельно, выбрать для себя подходящую, прочитать ее нужным тоном соседу. Попробуйте разыграть.

(Дети работают в парах).

Д.: – Мы прочитали и поняли, что вторая фраза невежливая. Мы её не выберем. Первая и третья фразы подходящие.

У.: – Дайте оценку своей работе.

(Дети оценивают работу в парах).

11. Видеосюжет из мультфильма “Кот Леопольд”.

У.: – Ребята, скажите, пожалуйста, почему кот Леопольд всегда прощает мышей?

Д.: – Он надеется на их исправление и мечтает жить дружно.

12. Анализ ситуации.

Учитель: – Этот видеосюжет очень созвучен с той ситуацией, которую разыграют нам девочки.

Стихотворение Кузнецова “Поссорились”. Разыгрывают подготовленные ученики.

Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала и сказала:
“Не отдам”.

У.: – Из-за чего поссорились подруги, и как они могут помириться?

Д.: – Подруги поссорились из-за того, что одна девочка отобрала мишку у другой и убежала с ним. Чтобы помириться, ей надо извиниться и поделиться с подругой игрушками.

У.: – Правильно, автор так и закончил эту историю.

– Дам ей мишку, извинюсь.

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажУ: “Играть давай”!

У.: – Чему учит это стихотворение?

Д.: – Очень часто дети ссорятся между собой. Надо уметь анализировать ситуацию, критически оценивать свое поведение и извиняться, если понял, что виноват.

У.: – А порой достаточно мимики и жестов, чтобы разрешить конфликт.

Стихотворение М. Пляцковского “Из-за ссоры пустяковой”. Разыгрывают подготовленные ученики.

Из-за ссоры пустяковой,
Из-за глупой ерунды
Не вожусь я с Ермаковой,
Будто в рот набрал воды.
…Лучше пусть окаменею
Или в рыбу превращусь,
Только первым перед нею
Ни за что не извинюсь!
Ермакова не сдаётся,
Злюк таких не видел свет…
Ну а если улыбнётся,
Улыбнусь и я в ответ.

У.: – Ребята нам замечательно разыграли эту ситуацию. А в учебнике на стр. 20 помещена иллюстрация к этому стихотворению, а внизу вопрос. Прочитайте его и попробуйте ответить. А как бы поступил ты, если виноваты оба?

(Высказывания детей).

13. Итог урока.

У.: – Так что же говорит нам пословица, которая является темой нашего урока?

Д.: – Надо чаще говорить добрые слова, соблюдать правила речевого этикета, и тогда люди будут к тебе относиться по-доброму.

У.: – И сегодня на уроке мы несколько раз убеждались в этом. Поистине люди, владеющие речевым этикетом, умеют творить чудеса. Закончить наш урок мне хочется весёлой песенкой “О вежливых словах” из передачи “Радионяня”.

Литература:

  1. Весёлый этикет. Богуславская Н.Е., Купина Н.А.
  2. Словарь русского языка. Ожегова С.И.
  3. Речь и этикет. Гольдин В.Е.
  4. Детская риторика. 1 класс. Методические рекомендации. Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.А., Никольская Р.И., Сорокина Г.И.