Урок обучения грамоте в 1-м классе. Закрепление изученного по теме «Звук [ц], буквы Ц, ц»

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • закрепить знания о звуке [ц];
  • учить детей делать выводы и объединять буквы и звуки в группы по сходству;
  • продолжать учить плавному, правильному, выразительному чтению;
  • познакомить со словами, обозначающими предметы, признаки предметов, действия предметов.

Оборудование: опорные схемы (Приложения 1, Приложения 2, Приложения 3), карточки-тесты (Приложение 4)

Ход урока

I. Повторение.

  1. Беседа.
  • С какой буквой познакомились на прошлом уроке?
  • Что вы можете рассказать о букве Ц?
  1. Игра “Слово рассыпалось”

На доске буквы: К Е Ц В О Т.

  • Составьте слово из этих букв.
  • Какие еще слова можно составить?
  1. Чтение с доски (На доске карточки со словами)

  • Определите количество слогов в словах.
  • Какие вопросы можно задать к этим словам?
  • Что обозначают такие слова?
  • Назовите слова, отвечающие на вопрос что? Какие это предметы? (неодушевленные)
  • Назовите слова, отвечающие на вопрос кто? Какие это предметы? (неодушевленные)

(На доске висит опорная схема. См. приложение 1)

II. Работа по теме урока.

  1. Чтение по учебнику (стр.177), знакомство со словами, обозначающими признаки предметов.
  • Откройте учебник на стр. 177(номер записан на доске)
  • Что изображено в правом верхнем углу?
  • Давайте прочитаем, что хочет вам сказать умывальник.

Чтение текста учащимися.

  • Из какого произведения эти строки и кто его автор?
  • Чему учит нас Мойдодыр?
  • Что говорит о тех, кто не любит мыться?
  • А что прославляет?

Повторное чтение отрывка “Да здравствует мыло….густой гребешок”.

  • Найдите в этом отрывке слова, которые отвечают на вопрос что?

(Мыло, полотенце, порошок, гребешок)

  • Внимательно просмотрите текст и ответьте на мои вопросы. Мыло какое? (Душистое) А порошок какой? (Зубной) Гребешок какой? (Густой) Полотенце какое? (Пушистое).
  • Мы сейчас указали признаки предметов, то есть сказали, какие это предметы, украсили их. Такие слова обозначают признаки предметов.

(На доску вывешивается опорная схема. См. приложение 2.

  • На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки предметов?
  • Давайте возьмем слово СТОЛ. Задайте к нему вопрос. Что обозначает это слово?
  • А какой стол? Придумайте слова, отвечающие на вопрос какой?

(большой, деревянный, коричневый, новый)

  • Что обозначают эти слова?
  1. Физкультминутка.
  2. Работа со слоговой таблицей (стр.179)
  • Переверните страницу. Посмотрите на таблицу на правой странице сверху. Прочитайте буквы первой строки. Какие они?
  • На какие две группы можно разделить буквы, обозначающие гласные звуки?
  • Прочитайте буквы первого столбика. Какие это буквы?
  • Что можно сказать о букве ц? Прочитайте слоги с буквой ц.
  • Какие еще буквы обозначают только твердые звуки?
  • Что вы знаете о букве ч? Прочитайте слоги с этой буквой?
  • Какая еще буква обозначает всегда мягкий согласный звук?
  • Что вы знаете о букве с? Прочитайте слоги с буквой с.
  1. Чтение стихотворения Л.Дьяконова “Буква Ц” (стр.178), знакомство со словами, обозначающими действие предмета.
  • Посмотрите на левую страницу. Что видите на иллюстрации?
  • Давайте прочитаем стихотворение.

Чтение стихотворение учащимися.

  • Почему стихотворение называется “Буква Ц” ?
  • Найдите слова, в которых буква ц в начале слова. Найдите слова, в которых буква ц в середине слова. Найдите слова, в которых буква ц находится в конце слова.
  • Найдите и прочитайте строки, в которых говорится о цапле и ее птенцах.
  • Задайте вопрос к слову цапля. Что обозначает это слово?
  • Найдите в тексте ответ на мой вопрос. Что делает цапля?
  • На какой вопрос отвечает слово птенцы?
  • Что делают птенцы?
  • Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делают? обозначают действие предмета.

(На доску прикрепляется опорная схема. См. приложение 3)

  1. Физкультминутка.
  2. Закрепление изученного, выполнение теста.
  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • На какой вопрос отвечают слова, обозначающие предметы?
  • На какой вопрос отвечают слова, которые обозначаю признак предмета?
  • На какой вопрос отвечают слова, которые обозначают действие предмета?
  • А сейчас возьмите листочки с тестами, которые лежат у вас на столах, и выполните задания.

Учитель читает задания, дети отмечают правильные ответы.

(См. приложение 4)

III. Подведение итогов.

  • Что вам запомнилось на уроке?
  • Что показалось трудным?