Управление инновационным процессом в образовательном учреждении

Разделы: Администрирование школы


Отечественная наука управления в современный период переживает своеобразный этап интенсивного развития и обновления. Проистекает это по многим, как внутренним, так и внешним причинам: осуществление реформ в обществе, переход к рыночным отношениям, критика авторитарных методов управления, поток ранее неизвестной информации с Запада и необходимость ее творческой переработки, поиск национальной модели управления и т.д.

В современной науке управления рассматриваются три основных направления: рациональное, психологическое, информационное.

Анализ содержания управленческой деятельности руководителей школ, проведенный Зверевой В.И., дает возможность вычленить в ней шесть основных направлений: воспитательное, общественно-организационное, инструктивно-методическое, педагогическое, административно-распорядительное, финансово-хозяйственное.

Среди факторов, влияющих на результативность управленческой деятельности руководителя школы, можно выделить следующие: изучение педагогического коллектива, разделение и кооперацию труда руководителей инновационного учебного заведения, рациональную организацию личного труда руководителя, самооценку результативности организационно-педагогической деятельности.

Концепция управления инновационным учебным заведением может быть представлена в форме теоретической модели системы, содержащей множество руководящих идей, определяющих основные черты системы этого управления, основные факторы, обеспечивающие ее построение и функционирование.

Отличительными особенностями системы управления являются: четырехуровневое управление (стратегическое, тактическое, оперативное, самоуправление); ориентированность на развитие деятельности учебного заведения и педагогического коллектива; реализация принципа обратной связи, обеспечивающего необходимый уровень контроля реальных результатов; открытость, многофакторность, прогностичность, самовоспроизводимость модели.

Процесс управления представляет собой целостную информационно открытую систему. Основными функциональными компонентами системы управления инновационным учебным заведением являются: принятая субъектом управления цель деятельности, субъективная модель значимых условий, программа исполнительских действий, система критериев достижения цели, контроль и оценка реальных результатов, решение о коррекции системы управления.

Все компоненты управленческого процесса, будучи информационными образованиями, диалектически взаимосвязаны и получают свою содержательную и функциональную определенность лишь в структуре целостной системы управления.

Эффективность системы управления определяется тремя группами критериев: результативностью деятельности учебного заведения, организацией управленческого труда, развитостью профессионально-значимых качеств руководителей субъектов управления.

Процесс управления носит циклический характер. Цикл – это отрезок управленческого процесса, включающий звенья: получение и анализ информации, принятие управленческого решения, планирование деятельности ОУ, организация работы по выполнению плана, учет, контроль и анализ результатов. Каждый цикл является замкнутым. Важнейшая цель управления состоит в том, чтобы добиться организационного единства школьного коллектива на основе общности целей и решаемых им задач.

Система управления инновационным учебным заведением связана с определением способов (методов) влияния на коллектив, его звенья, на отдельных сотрудников и обучающихся. Исходя из целей управленческого воздействия по содержательному принципу, все применяемые методы могут быть разделены на три группы: психолого-педагогические, организационно-распорядительные, экономические.

Применение разнообразных организационно-педагогических методов в самых различных сочетаниях зависит от условий функционирования учебного заведения, профессиональной компетенции руководителя и обстоятельств.

Современная наука управления развивается очень интенсивно, быстрыми темпами, она представляет собой синтез теоретических разработок и осмысление выводов, сделанных из многолетней практической деятельности.

Вопросы педагогического новаторства, поиска оптимальных приемов обучения и воспитания подрастающего поколения в условиях перехода к адаптированной школе, четкой дефиниции понятий, связанных с формированием новой области знаний – педагогической инноватики, получили широкое развитие в работах педагогов К.Ангеловски, Э.М.Роджерса, В.С.Лазарева, М.А.Моисеева, М.М.Поташника, Т.И. Шамомой и др.

Важнейшие профессиональные и личностные характеристики педагога, склонного к творческой деятельности, нашли отражение в работах Г. Г. Воробьева, С.В. Елканова, В.И.Журавлева, В.И. Загвязинского, Н.К.Крупской, А. С.Макаренко, Н.Д.Никандрова.

Дидактические и психологические основы управления образовательным и инновационным процессами стали предметом детального исследования Ю.К. Бабанского, В.С.Лазарева, М.М.Поташника, П.И.Третьякова, Т.И.Шамовой, Р.X.Шакурова и др.

Становление психологического направления в управлении проходит в два этапа. Первый характеризуется движением за человеческие отношения (деперсонализация). Второй этап ставит предметом своего исследования поиск средств, направленных на управление поведением людей, так называемый поведенческий подход.

В Российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический и методический процессы по любой модели, включая авторские.

Первоочередная задача руководителя при управлении инновационным процессом – определение отношения педагогов к инновации, сбор альтернативных мнений о ней. По выборочным статистическим данным на стадиях зарождения идеи нового в целеполагании члены педагогического коллектива по степени мотивации к инновации распределяются следующим образом: лидеры – 1–3 %, позитивисты – 50–60%, нейтралисты – 30%, негативисты – 10–20% (по Третьякову П.И.). Установка на нововведения зависит от индивидуальных особенностей личности: типа нервной деятельности, степени рефлексии и тревожности, креативности, компетентности, самооценки и других.

Задача управления инновационным процессом – перевести педагогов из группы негативистов и нейтралистов в зону повышенной мотивации. Ведь если учитель осознает свою миссию, начинается самоопределение, самовыражение, самореализация, саморазвитие.

Понятия, термины, начинающиеся с “само”, в интегрированном виде характеризуют педагога как активного субъекта сознания, деятельности, общения. Не случайно современные школы в результате своей инновационной деятельности выходят на путь создания образовательных систем, ориентированных на самоопределение и самоактуализацию личности педагога.

Управляя инновационным процессом, можно управлять развитием коллектива.

Коллектив, вступающий в инновационный процесс, проходит несколько стадий своего развития: робость – кликушество – стабилизация – сотрудничество – зрелый коллектив. Последние две стадии – стадии высокого сознания коллективом инновационного процесса – характеризуются прохождением в каждой личности всех этапов рефлексии.

Таким образом, отношение учителей, руководителей к педагогическим новшествам зависит от того, на каких ступенях профессионального роста они находятся.

В школе в результате разработки нововведений должен появиться алгоритм управления инновационным процессом, как конкретизация некоторой идеи изменений, призванных решить поставленную проблему.

Алгоритм включает в себя три части: цель, описание предполагаемых изменений, которые должны быть осуществлены в практике для решения выявленной проблемы, план реализации алгоритма.

На каждом шаге проработки инновационных проектов происходит оценка и отбор идей. Очень редко бывает, когда от идеи, не прорабатывая и не конкретизируя ее, можно сразу перейти к разработке плана ее реализации. Это относится, в основном, к уже созданным новшествам, например, готовым программам и учебникам, которые предполагает внедрить школа.

После того, как руководство школы определило, что не удовлетворяет в ее сегодняшнем состоянии, нужно ответить на вопрос: “Какой мы хотели бы видеть школу в будущем?” Этот образ желаемого состояния школы должен быть представлен в знаково-символической форме.

Алгоритм может быть разработан с разной степенью детальности. На первом шаге его разработки он должен быть описан в наиболее общем виде и отражать основные моменты желаемого будущего. В нем должен быть представлен общий замысел обновленной школы, ее концепция. Назначение этого алгоритма состоит в том, чтобы дать основные ориентиры для поиска возможностей его реализации и дальнейшей детализации.

Система управленческих мер инновационного характера для введения инноваций в практику работы (нововведение) предполагает взаимодействие 4 видов управленческих действий: планирование – организация – руководство – контроль.

Итак, школы находятся на разных этапах нововведений, существуют различия по интенсивности перехода от “старого” состояния к обновленному, отмечается неравномерность распределения инновации по различным направлениям поиска. Все эти процессы тесно взаимосвязаны с обновлением управленческой структуры школы, т.к. если не реформируется система управления, соответственно возникает ряд достаточно серьезных препятствий на пути реализации новшеств.

Управление инновационным процессом с учетом особенностей основной общеобразовательной сельской малокомплектной школы.

С начала 90-х годов ХХ века российская сельская школа функционирует в новых социально-экономических условиях, характеризующихся переходом к рыночной экономике. Состояние сельской школы во многом определяются образовательной, социальной и семейной политикой. Современная сельская школа – это важный компонент общественного организма, который вместе с семьей ответственен за развитие школьников. Школа в этой функции не может быть полноценно замещена деятельностью каких-либо иных социально-культурных институтов. Она меняется под воздействием социально-экономических условий жизни общества, так и в силу внутренних процессов развития.

Сельская школа всегда осознавала жизненную потребность в налаживании контактов между школой и селом, по возможности укрепляя эту связь. Практика показала, что установление сотрудничества – процесс многосложный, двусторонний, длительный, зависящий от многих факторов. Главный из них – школа должна быть организатором.

В последние годы изменилось содержание общего среднего образования, а вместе с ним и цели, задачи и функции школы, которые обусловливают потребность в качественно новом содержании образования, соответствующего изменившимся социально-экономическим условиям жизни общества в целом и аграрного сектора страны в частности.

Сегодня есть и сельские школы, работающие в инновационном режиме, но управления даже ими осуществляется на основе устаревших механизмов, что значительно снижает результативность и эффективность их функционирования.

В современной социально-экономической ситуации сельские школы приобретают, как и сельское хозяйство, иной облик в жизни. С начала 90-х годов, отвечая на потребности обновляющейся практики, активизировались научные исследования по различным аспектам деятельности сельской школы. Можно выделить несколько групп исследований, направленных на: изучение социально-педагогических проблем сельской школы (В.Т. Иванов, В.М. Петруленков и др); разработку инновационных моделей сельских школ, основанных на взаимодействии с семьей, образовательными, научными учреждениями, производственными структурами (Л.В. Агеева, Д.С. Золотухин, Э.И. Трофимова и др.); подготовку педагогических кадров к работе в условиях села (М.П. Гурьянова, В.И. Сульдин, и др.); выявление специфических особенностей воспитания и обучения учащихся в сельских малокомплектных школах (М.П. Гурьянова, Е.В. Ильин, В.И. Семенов, Е.В. Щербаков и др.); изучение проблем управления инновационным учреждением, в том числе и на селе (А.Г. Гостев, Т.М., Лазарев, Н.В. Немова, М.М. Поташник, Е.Л. Рунева, Т.И. Шамова и др.).

Особенности сельской школы на современном этапе её развития: видовое разнообразие сельских школ; малочисленность учащихся в сельских малокомплектных школах; зависимость деятельности сельской школы от места расположения и социально-экономического потенциала окружения; безальтернативность выбора школы у сельских школьников и родителей в социальном пространстве; большее участие школьников в сельскохозяйственном труде; небольшой выбор в селе дошкольных и дополнительных образовательных учреждений; тесная связь сельской школы с сельскохозяйственным производством; полифункциональная деятельность сельского учителя; низкая материальная обеспеченность сельского педагога; низкая профессиональная подготовка учителя, так как один специалист ведет по 2–3 предмета по специальностям, не имеющим никакого отношения к его образованию; необеспеченность количественным и качественным составом педагогических кадров, способных работать в разновозрастных классах – комплектах; слабая социальная защита сельских школьников и учителей; удаленность от научных и культурных центров; слабая учебно-техническая и материальная база; нет разработанных методик преподавания в малокомплектной школе; текучесть кадров.

В результате обозначено основное противоречие – гарантированное государством конституционного права человека на получение качественного образования, необходимого для личностного и профессионального становления гражданина и отсутствием необходимых условий его реализации в сельской местности.

Для управления сельской школой необходимо знать элементы педагогической системы, оказывающие существенное воздействие, на ее функционирование и развитие; особенности сельской школы, как социокультурного феномена в российском обществе; факторы, влияющие на управление сельской школой в процессе нововведений.

Система управления сельской школой – совокупность человеческих, материальных, информационно-правовых и других компонентов, поставленных друг с другом в определенные технологические отношения, способствующие реализации функций управления.

Сельская школа всегда работала с учетом практической пользы для сельскохозяйственного производства, готовила будущих хозяев земли – специалистов, знающих основы сельского хозяйства на уровне современной науки, знакомых со сложной техникой. Единство действий школы и хозяйства носило характер их направленного взаимодействия.

Под управлением сельской школой в процессе её обновления понимают целенаправленную деятельность субъектов управления, обеспечивающую функционирование и развитие сельской школы в процессе введения инноваций, основывающейся на принципах демократизации, саморазвития, гибкости, вариативности, доступности, что предполагает отказ от единообразия в целях, планах, программах.

Современная система образования приобретает новые социально-образовательные функции: образовательно-культурную, образовательно-профессиональную; самореализацию личности в условиях динамичного рынка труда; освоение здоровьесберегающих технологий при ухудшении экологической обстановки и нарастании количества стрессовых ситуаций, а также функции, связанные с введением федеральных и региональных стандартов.

Под педагогической системой П.И. Третьяков понимает: “Социально обусловленную целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и её духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленную на формирование и развитие личности”.

Анализ литературы по теории управления позволил выделить следующие принципы: системность и целостность в управлении; оптимальное сочетание централизации и децентрализации; демократизацию и гуманизацию управления; научную обоснованность управления и др.

Формы управления: непосредственная; линейная; функциональная.

Исследование сельской школы в контексте ее взаимодействия с окружающей средой показало, что сельская школа стоит неизмеримо близко к сельскохозяйственному производству и не может полноценно существовать в отрыве от него. Сами условия работы сельской школы предполагает тесную связь с производством. Была выявлена прямая материальная зависимость школы и семьи от результатов сельскохозяйственного производства.

Исследование проблем современных сельских школьников дало возможность ответить на ряд вопросов: к чему в жизни они стремятся, что в этой жизни хотят создать или получить, в чем видят реальные ценности и т.д.

Недостаточно проявляется заинтересованность во внедрении инновационных технологий в УВП у руководителей сельских школ (высокая – 25,5 %, средняя – 46,1 %), педагогов (высокая – 23,3 %, средняя – 40,8 %), родителей (высокая – 13,7 %, средняя – 58,5 %) и крайне низкую заинтересованность проявляют районные органы управления образования (высокая заинтересованность – 0 %, средняя – 17,3 %) (результаты исследований К.А. Нефедовой).

Исследование позволило выделить факторы, влияющие на управление сельской школой в процессе ее изменений, нововведений: внешние и внутренние.

К внешним факторам отнесены: геоэкономическое и социальное положение региона; уровень развития экономики, промышленного и сельскохозяйственного производства, социальной сферы и, следовательно, уровень доходов населения, демографическая, экологическая, образовательная, культурная, социальная ситуация функционирования школы; народно-национальные, историко-культурные, хозяйственные, религиозно-нравственные традиции региона; качество жизни людей в регионе и др.

К внутренним факторам (педагогическим) отнесены: выбор организационно-педагогической структуры деятельности школы, выбор модели организации образовательного процесса; отбор национально-регионального и школьного компонентов учебного плана школы; отбор содержания образования сельской школы на основе ценностей социума; выбор педагогических технологий, организационных форм учебной и внеучебной деятельности, дополнительного образования с учетом наполняемости классов, социального и национального состава учащихся, их состояния здоровья, воспитательно-образовательного потенциала окружающей среды; характер взаимодействия школы со средой ближайшего окружения; конструирование системы подготовки учащихся к сельскохозяйственному труду на основе производственного и сельскохозяйственного потенциала области, его потребностей в трудовых ресурсах; конструирование модели формирования жизненных планов сельских школьников с учетом интересов учащихся, их родителей, потребностей региона и др.

В качестве организационно-педагогических условий управления сельской школой выделили: разработку и реализацию педагогической модели управления сельской школой в процессе внедрения педагогических технологий; проектирование воспитательно-образовательного процесса сельской школы на современном этапе ее развития; использование педагогических технологий управления сельской школой.

Для эффективной реализации педагогической модели управления сельской школой в процессе внедрения инновационных процессов были решены задачи использования педагогических технологий управления сельской школой. При разработке педагогических технологий учитывают конечную цель – равные стартовые возможности школьников сельских школ, достижение качества, доступности образования, обеспечивающих конкурентоспособность, подготовленность к жизни учащихся и достижение определенных компетенций, что позволит им успешно адаптироваться во взрослой жизни.

Педагогические технологии управления сельской школой – совокупность методов, приемов, форм и средств обучения и воспитания, результатом применения которых является обоснованный выбор вида сельского образовательного учреждения, овладение школьниками знаний, умений, навыков и обеспеченность востребованность его на рынке труда.

Эффективность педагогических технологий управления сельской школой зависит от согласованных действий руководителей школ, специалистов муниципальных органов, предпринимателей и инвесторов, педагогов и родителей, представителей общественных организаций и всех заинтересованных лиц.

Педагогические технологии управления сельской школой в процессе введения инноваций – это, с одной стороны, скоординированность действий семьи, школы, общественности, учебных заведений и т. д., а с другой – объединение усилий всего педагогического коллектива муниципальной сети и образовательного учреждения в частности на решение задач, связанных с обеспечением оптимальной наполняемости содержания образования (учебных и воспитательных программ) в соответствии со спецификой и видом образовательного учреждения, используя территориальные ресурсы, инициативы и традиции.

Ретроспективный анализ становления и развития сельских школ в России позволил высветить основные проблемы и задачи современной сельской школы, показал необходимость ее изменения и закономерность появления вариативных видов образовательных учреждений.

Решение проблемы управления сельской школой в процессе нововведений возможно на основе системного и личностно-ориентированного подходов. Деятельность руководителя и администрации, педагогов, учащихся, родителей, сельской общественности обеспечивается посредством планирования, организации, руководства, контроля и самоконтроля, функционирования и развития сельского образовательного учреждения.

Установлено, что организационно-педагогические условия управления сельской школой в процессе ее обновления включают в себя: разработку и реализацию педагогической модели управления сельской школой; внедрение новых педагогических технологий в управление сельской школой, использование результатов управления сельской школой в процессе ее реструктуризации в регионе. Педагогическая модель управления сельской школой в процессе ее реструктуризации – основа для работы по совершенствованию сельской муниципальной сети, которая постоянно совершенствуется, дополняется, учитывая требования модернизации образования, и строится на основе принципов индивидуализации, дифференциации, интеграции деятельности всех субъектов управления.

При модернизации школы используются педагогические технологии управления сельской школой, которые представлены, с одной стороны, как создание единой образовательной программы муниципальной образовательной сети, с другой – как индивидуальная образовательная программа каждого вида образовательного учреждения, входящего в муниципальную сеть.

Приоритетным в технологии управления сельской школой является открытость как идея преодоления традиционных границ между школами и сельскими сообществами, возможность доступа к информации, командность, социальное партнерство, преемственность.

В управлении сельской школой в процессе внедрения инновационных процессов в учебно-воспитательный процесс объединились кадровые, материально-технические и другие ресурсы образовательного учреждения, вследствие чего осуществился процесс инициации развития сельского образовательного пространства.

Итак, главной задачей руководителя при внедрении в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий, является создание условий для самореализации и саморазвития каждого педагога, ситуаций успеха, постоянное стимулирование и позволяет ему определить оптимальную (наилучшую для конкретного педагогического коллектива в данной образовательной ситуации) стратегию управления инновационными процессами.

Список литературы.

  1. Ворожищева Н.Н.. Готовность педагогов к инновациям. – Омск, 2002.
  2. Воронин А.М., Илларионов В.Г. Инновационная деятельность в образовательных учреждениях Брянской области. – Брянск ,1998.
  3. Нефедова К.А. Сельская школа на пути обновления. – Омск, 2004.
  4. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Под редакцией Т.И. Шамовой. Руководство сельской школой. – М., “Просвещение”, 1978.
  6. Под редакцией Л.А. Шипилиной. Управление инновациями в образовательных системах. – Омск, 2003.
  7. Халюта З.А. Миссия сельской школы. Сельская школа как образовательно-культурный центр. – Омск, ООИПКРО, 2001.