Правописание гласных после шипящих. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель. Закрепить навыки правописания изученных буквосочетаний.

Задачи:

  • систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих;
  • формировать орфографическую зоркость, развивать умения самоконтроля и самопроверки;
  • воспитывать аккуратность в работе.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Сядьте, выпрямите спинки.
Отвечайте без запинки!
Как нам грамотно писать
Будем вместе повторять.

2. Мотивация учащихся на работу.

Доска закрыта. На ней расклеены снежинки.

– Ребята! Какое сейчас время года? (Зима.)

– Посмотрите на доску.

– На что похожа сегодня наша доска?

Сегодня это не просто доска, а письмо от Деда Мороза, в котором он прислал вам свои задания. Постарайтесь порадовать дедушку своими знаниями.

На доске:

Белый снег пуш…стый
В воздухе круж…тся
И на землю тихо
Падает, лож…тся.

3. Итак, первое задание от Деда Мороза.

– Подскажите, о чем сегодня вы будете размышлять на уроке?

– Как пишутся эти буквосочетания? (Вставляем букву И.)

– Почему?

Ответы детей:

– Буквы А,У, Ы – обозначают твердость предыдущего согласного звука.

– В буквосочетаниях ЖИ-ШИ не нужно обозначать твердость предыдущего согласного звука, т.к. звуки Ж, Ш всегда твердые.

– Буквы Я, Ю, И – обозначают мягкость предыдущего согласного звука.

– В буквосочетаниях ЧА-ЩА. ЧУ-ЩУ не нужно обозначать мягкость предыдущего согласного звука, т.к. звуки Ч, Щ всегда мягкие.

Молодцы, справились!

4. Словарно-орфографическая работа.

На столе у каждого учащегося листок с текстом.

Дед Мороз приготовил вам второе задание.

У Юры есть ч…до-кар…ндаш… . Мальч…к нарисовал сказочную м…ш…ну. Она сама в…зет р…бятам
н…вогодние подарки. Х…рош…й получился р…сунок!

– Прочитайте написанное.

– Что вы прочитали? (Текст.)

– О чем он?

– Какое настроение вызывает у вас прочитанный текст?

– Дайте название этому маленькому рассказу.

– Найдите в тексте словарные слова с изученными буквосочетаниями.

Чудо, машина, карандаши, хороший.

Запишите слова, выделяя изученные орфограммы.

Комментированное письмо. Веер букв.

– Какие орфограммы встретились при написании этих слов? (Безударная гласная, не проверяемая ударением; гласные после шипящих.)

– Какая еще бывает безударная гласная? (Проверяемая ударением.)

– Как проверить безударную гласную? Приведите пример.

5. Повторение ранее изученного.

Примените свои знания при выполнении третьего задания Деда Мороза.

На доске в первый столбик вывешены слова:

л…тящая
…ловые
к…лючий

Во второй столбик выставлены картинки: ёжик, шишки, снежинка.

– Составьте, пожалуйста, словосочетания, используя слова и картинки.

Дети приводят в соответствие раздаточный материал.

– С какой орфограммой вы встретились в 1 столбике?

– Как проверить безударную гласную?

– Назовите проверочные слова. Дети называют проверочные слова для 1-го столбика.

– Какая орфограмма объединяет слова второго столбика?

– Как пишутся гласные после шипящих?

– Запишите словосочетания самостоятельно.

Взаимопроверка.

Учитель выставляет индивидуальную доску с правильно написанными словосочетаниями.

– Кто не допустил ошибок при написании, поставьте в тетради на полях +

Молодцы!

6. Письмо по памяти.

– Как называется короткая фраза, выражающая народную мудрость? (Пословица.)

– Прочитайте эти пословицы (они написаны на доске).

Без труда жить – только небо коптить. (Русская пословица)

Последняя удача лучше первой. (Русская пословица)

– Как вы думаете, какой из этих пословиц Дед Мороз закончит наш урок? Почему?

– Запишите пословицу. Выделите орфограмму по теме нашего урока.

7. Рефлексия деятельности.

– Что мы скажем на прощание Деду Морозу?

Молодцы, всем спасибо!

Вы хорошо сегодня работали, поэтому Дед Мороз обязательно придет в ваш дом с новогодними подарками и поздравлениями.

С наступающим Новым годом!