Закаливание

Разделы: ОБЖ


Вопросы ЗОЖ изучаются в рамках предмета ОБЖ, а также рассматриваются учителями на других предметах, классными руководителями и другими работниками школы во внеклассной работе. Поэтому мои уроки должны с одной стороны давать новые знания, а с другой не повторять уже изученный материал другими коллегами, при этом перед собой ставлю следующие задачи для изучения данной темы:

  • изучение материалов по здоровьесберегающим технологиям;
  • активная и широкая пропаганда, и организация здорового образа жизни формирование осознанного отношения к своему здоровью (физическому, психическому, социальному);
  • формирование системы ценностей, мотивов и установок, ориентация учащихся на ЗОЖ;
  • интеграция медико-биологических, психологических, социально-педагогических знаний, ориентированных на ЗОЖ;
  • способствовать формированию у учащихся общих представлений об основах ЗОЖ, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье;
  • помогать развитию качеств личности, необходимых для ведения ЗОЖ;
  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • правовое воспитание в области ЗОЖ;
  • обогащение кругозора и интеллекта учащихся дополнительными знаниями, выходящими за рамки школьной программы.

Тема: Закаливание (2 часа).

Цели и задачи:

  • Образовательная – освоение ЗОЖ, одним из которых является закаливание.
  • Воспитательная – формирование положительной “Я – концепции” и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью будущего поколения.
  • Развивающая – сознательное отношение к своему здоровью – как норме поведения, развитие творческих способностей, памяти, внимания, познавательного интереса.
  • Отработка навыков групповой работы на уроках.

Оборудование: карточки с заданиями, кроссворд, листы ватмана, фломастеры, доска, магниты, учебники, оборудование мультимедиа, массажеры, стекло, лозунги.

Оформление доски.

Прикреплены лозунги:

Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно.
(И. Брехман)
Здоровье – дороже золота.
(В. Шекспир)

Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.
(А. Шопенгауэр)
Здоровье – это единственная драгоценность.
(Монтель)
 

Ход урока

1. Организационный момент:

  • Приветствие.
  • Перекличка учащихся, отметка в журнале.
  • Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки

Мы откроем пять секретов,
Как здоровье сохранить.
Выполняя все секреты,
Без болезней будем жить.

2. Актуализация первичного опыта учащихся:

  • Проверка домашнего задания.

(Приготовить пословицы и поговорки о здоровье.)

“Чтоб больными не лежать, надо спорт уважать”.
“Нет больше богатства, чем наше здоровье!”
“Со спортом дружить – сильными быть”.
“Здоровыми быть – горе забыть”.

(Оценить 3–4-х учащихся.)

  • Предлагаю вам вспомнить пословицы о здоровье. Я буду начинать, а вы заканчивайте.

– Чистота – залог …(здоровья).
– Чисто жить – здоровым… (быть).
– Грязь и неряшливость – путь… (к болезням).
– Болен лечись, а здоров –… (берегись).
– В здоровом теле… (здоровый дух).
– Если хочешь быть здоров – … (закаляйся).

  • Фронтальный опрос

1. Что же такое ЗОЖ и каковы его составляющие? (Слово учащимся.)

ЗОЖ – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определенный уровень здоровья. Индивидуальное здоровье на 50 % зависит от образа жизни.

2. Основные составляющие ЗОЖ (Приложение 1, Слайд 1.)

Умеренное и сбалансированное питание.
Режим дня.
Двигательная активность.
Закаливание.
Личная гигиена.
Грамотное экологическое поведение.
Психогигиена, умение управлять своими эмоциями.
Сексуальное воспитание.
Отказ от вредных привычек.
Безопасное поведение в социуме, предупреждение травматизма и отравлений.

(Оценить 3–4-х учащихся.)

3. Изучение новой темы.

1. Каждый из нас хочет быть здоровым и крепким. Для этого, нужно заботиться о своём здоровье. Что нам помогает сохранять здоровье? Давайте отгадаем кроссворд (заранее записан на доске). (Приложение 2.)

Какое ключевое слово получилась? (Закаливание.)

2. Совместное целеполагание.

Учитель обращает внимание на тему урока, записанную на доске.

  • О чём сегодня пойдёт речь на уроке?
  • Ребята, а кто может ответить, для чего нужно заниматься закаливанием?
  • Как правильно закалять свой организм? (Слово учащимся, они высказывают свое мнение.)

(Приложение 1, Слайд 2.)

Важная составляющая ЗОЖ – закаливание.

3. Сейчас мы с вами будем заниматься в группах. Каждая группа расскажет нам об одном из секретов закаливания (работа на 15 минут). Составление кластера на доске (каждой группе дать ватман, фломастер, магниты).

Во время групповой работы звучит спокойная мелодия

ЗАДАНИЕ (Приложение 3.)

1-я группа: Закаливание воздухом.
2-я группа: Обтирание и обливание.
3-я группа: Солнечные ванны.
4-я группа: Ходьба босиком.

(Варианты ответов помещены на доске в виде кластера, в которых, участники групп могут проявить самостоятельность.) (Приложение 1, Слайд 2.)

Закаливание включает в себя воздушное, солнечное, водное. Состоит в постепенности, продолжительности, постоянстве применения. Закаленный человек мало подвержен любым заболеваниям

Человек имеет право на здоровье. Право тесно связано с его ответственностью. Во многих странах ответственность за свое здоровье поощряется государством (доплаты, премии, дополнительные отпуска тем кто не болеет, не курит, занимается спортом и т. п.).

4. Физкультминутка (1–2 минуты).

Сесть ровно, положить руки на колени. Выполнить повороты головы влево – вправо под счет, возвращаясь в исходное положение.

5. А сейчас мы систематизируем наши знания.

Просмотр презентации: “Твое здоровье” (Приложение 4, Слайды 1–23.)

6. Проверка усвоенных знаний. Тест “Оцени себя сам”.

(Приложение 4, Слайды 24–36.)

Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите цветную ручку и сделайте взаимопроверку и поставьте оценку (выставить оценки в журнал).

Перерыв 5–10 минут.

7. У природы есть закон
Счастлив будет только тот,
Кто здоровье сбережёт
Прочь гони-ка все хворобы!
Поучись-ка быть здоровым!

Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам. Здоровье– неоценимое счастье в жизни любого человека. Заболевания могут поразить организм человека, в том случае, когда защита организма ослабевает. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Что поможет нам это сделать?

Преподаватель знакомит учащихся с методикой Су Джок.

В конце XX века мир облетела сенсационная весть. Профессор сеульского национального университета Пак Чже Ву, 30 лет своей жизни посвятивший изучению восточной медицины, разработал оригинальный метод самоисцеления, получивший название “су джок” (в переводе с корейского “су” – кисть, а “джок” – стопа). С его помощью можно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача. Главное же заключалось в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму человека никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата.

В основе метода Су Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. В чем же заключается это подобие? Тело человека имеет 5 условно отдельных частей: голова, две руки и две ноги. И у кисти руки, и у стопы ноги – по 5 пальцев, которые соответствуют 5 частям тела. Это сходство наглядно можно представить, рассмотрев собственную кисть. Максимально отставленный большой палец – это голова, мизинец и указательный пальцы – руки, а средний и безымянный – ноги. Возвышение ладонной поверхности, расположенное под большим пальцем, – грудная клетка, остальная ее часть – брюшная полость. Тыльная сторона кисти – спина, а продольная линия, условно делящая кисть пополам, – позвоночник.
И кисти, и стопы – единственные части человеческого тела, для которых такое структурное подобие характерно. Они являются, по мнению самого автора системы Су Джок, “пультами дистанционного управления” здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела”. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела.
При каком-либо возникшем заболевании “сигнальная” волна из пораженного органа или участка направляется в точку соответствия и приводит ее в возбужденное состояние – точка становится резко болезненной. При стимуляции этой точки возникает ответная, лечебная волна, нормализующая деятельность пораженного органа. Визуально эту точку рассмотреть на поверхности кожи невозможно, но при надавливании на нее можно нащупать ямку, уплотнение или точечное болезненное место. И если такая точка найдена, то половину пути к выздоровлению можно счесть уже пройденной.

Преимущества.

Метод включает в себя несколько направлений: диагностику, лечение, профилактику и оздоровление. Неоспоримыми достоинствами Су Джока являются:
Высокая эффективность – при правильном определении точек воздействия эффект наступает в течение нескольких минут.
Полная безопасность – неправильное применение метода не вызывает побочных реакций и осложнений.
Универсальность – лечению поддаются буквально все болезни, особенно в комплексе с традиционными фармакологическими методами лечения, в несколько раз увеличивающими его результативность.
Простота – для получения результата обычно используют специальные инструменты, разработанные для Су Джок-терапии, но если под рукой их нет, то начать стимуляцию биоактивных точек можно с помощью зубочистки или слегка заточенной спички.

(Приложение 5, Приложение 6.)

Профилактика – босохождение по стеклу (желающие). (Приложение 7.)

8. “Минутка покоя” (2–3 минуты звучит спокойная музыка).

Сесть поудобнее, расслабиться, можно закрыть глаза, думать о чем-нибудь приятном. (Приложение 8.)

9. Какие высказывания о здоровье вам известны? (Приложение 9, Слайд 1–5.)

“Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял”.

“Здоровье – это достояние каждого человека, которое надо беречь и преумножать”.

Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого из нас.

10. Упражнение на ассоциации. На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым (Приложение 9, Слайд 5.)

З Задор
Д Движение
О Оптимизм, образ жизни
Р Радость
О Образованность
В Восторг
Ь -----------
Е Единство души и тела

4. Подведение итогов.

А теперь подведем итоги урока.

Рефлексия.

  • Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”

(Приложение 9, Слайд 6.)

Со здоровьем дружен спорт,
Стадион, бассейны, корт,
Зал, каток – везде вам рады.
За старание в награду
Будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши твёрды,
Только помните: спортсмены
Каждый день свой непременно
Начинают с физзарядки.

  • Упражнение “Чемодан пожеланий”. Учащимся предлагается высказать пожелания всем. Эти пожелания могут быть связаны с учебой, с профессиональной деятельностью и могут быть адресованы конкретному человеку

(Приложение 9, Слайд 7.)

5. Домашнее задание.

Учить конспект в тетради.

6. Завершение работы

Каждый твёрдо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться,
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго-долго будут жить
И запомни ведь здоровье
В магазине не купить.
Всю азбуку здоровья
Нужно крепко знать,
И в жизни эти знания
Повсюду выполнять.

Учитель желает всем здоровья и благодарит за работу на уроке (Приложение 9, Слайд 8.)