Погода и климат

Разделы: Начальная школа


Тип урока: введение новых знаний.

Цель: формирование ценностного отношения к совместной деятельности, направленной на раскрытие понятий «погода» и «климат» через умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

Личностные результаты:

1) ценностное отношение к предмету «окружающий мир»;
2) умение признавать собственные ошибки;
3) умение оценивать трудность предлагаемого задания;
4) сопоставление собственной оценки своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
5) восприятие «окружающего мира» как части общечеловеческой культуры.

Метапредметные результаты:

1) сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать, распределять и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнеров;
2) удерживать цели учебной деятельности на уроке;
3) задавать вопросы с целью получения нужной информации;
4) приобретают опыт работы с информацией, предоставленной в разных видах, выделять существенное и несущественное;
5) используют приобретенные знания в ситуации выбора решения;
6) умение пользоваться показаниями термометра;
7) умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

Предметные результаты:

1) знакомство детей с погодой как состоянием атмосферы в определенное время в определенном месте;
2) знакомство с понятием «климат» как порядок обычных изменений погоды в течение года;
3) научатся описывать погоду с использованием терминов: температура воздуха, сила ветра, облачность, осадки.

Оформление доски

На доске на начало урока ничего нет, только за доской картина с изображением радуги, затем в течение урока будут появляться картинки с изображением метеоритов разного цвета, карточки с заданиями в этих метеоритах, как в кармашках.

Записи в тетрадях учеников: подпись к картинкам с указанием направления ветра, раскрашивание рисунка «Круговорот воды в природе», подписи под картинками виды облачностей, заполнение таблицы «Погодные явления».

Ход урока.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1. Организационный момент Настроить ребят на урок – путешествие – Здравствуйте, ребята! Внимание! Внимание! К нам прибыл гость с планеты «Зеленоух». (Заходит ученик заранее подготовленный.) На нем элементы костюма гостя с другой планеты. Он входит, молча, опустив голову, еле передвигая ноги. Высказывают предположение, кто это может быть. Эмоциональная и психологическая готовность к уроку.
2. Актуализация опорных знаний, постановка проблемы Создание условий для воспроизведения изученного на предыдущих уроках, являющихся подготовкой к формированию понятий «погода» и «климат», постановка проблемного вопроса. – Ребята, кто это? Давайте, познакомимся!
– Что с тобой Зеленоух232?
Зеленоух оказывается ребенком примерно возраста наших ребят. Оказалось, он не может выполнить домашнее задание по изучению Земли, загулялся и заигрался, сел на первую попавшуюся тарелку и полетел, куда глаза глядят, теперь еще и потерялся. А когда попал на нашу планету, совсем растерялся, одно дело изучать планету Земля, а другое дело оказаться на ней. Как любопытный ребенок он стал задавать ребятам вопросы, что его интересовали:
– В какое время суток и время года Солнце на небе поднимается выше?
– В какое время года солнце бывает высоко на небе?

– Во что превращается вода при нагревании и охлаждении?

 

– Почему летом в тени теплее, чем зимой на солнышке? (проблемный вопрос)

 

После этого гость предложил отправиться в путешествие с ним на планету «Зеленоух», а по дороге он хочет, чтобы мы вместе выполнили его домашнее задание по теме: «Погода и климат Земли».
– Как здорово, что вы изучаете то же что и мы, но мы только начинаем, как же мы можем помочь? Ничего страшного, полетим вместе, а по дороге на встречающихся метеоритах у нас летают домашние задания, решив их, мы легко избавляемся от метеоритов. Просто эти задания закодированы, а я плохо разбираюсь в информатике. Так, полетели?
– Как же мы полетим? С помощью волшебного вашего воображения!
Нас много, нужно разделиться на три команды, и сесть в три корабля.
– Внимание всем командам по местам! На старт, внимание, завелись и …полетели! (звучит веселая, бодрая музыка)

Ребята с интересом наблюдают и слушают.

 

 

 

 

 

– Летом в полдень.


– Летом солнце находится высоко на небе.

– Вода при нагревании превращается в пар, а при охлаждении превращается в лед.

– Возможно, летом солнце лучше прогревает землю, чем зимой.
– Может связано как-то с тем, что лучи попадают на землю под разным углом.

 

 

 

 

 

 

Ребята делятся на три команды. Придумали названия своих кораблей: «Быстрый»,«Шустрый», «Веселый».

Знания:

– свойства воды (подготовка к пониманию причинно-следственных связей атмосферных явлений  и свойств воды в круговороте воды в природе);
– расположение Земли по отношению к солнцу в различное время года;
– представление о роли подстилающей поверхности в формировании погоды и климата.

Умение:

– определять различный наклон солнечных лучей по временам года
Детьми выдвинуто предположение на решение проблемного вопроса с опорой на установление причины явлений.

3. Изучение нового материала. Решение проблемного вопроса под руководством учителя. На доске появляется картинка первого метеорита ярко-красного цвета. На нем задание: закодированное слово какое-то «одеяло» Земли (АТМОСФЕРА)
Чтобы получить ключ к зашифрованной информации нужно рассказать все, что вы знаете о погоде, что ее определяет. 

1 1 2 3
2 Г С Е
3 Р А М
4 О Т Ф

Ключ:  (3,2) (4,2) (3,3) (4,1) (2,2) (4,3) (2,3) (3,1) (3,2)

– Зачем Земле нужно это «одеяло» – атмосфера?
– Под каким углом лучи касаются Земли летом, а зимой? Какие лучи лучше прогревают землю: прямые или косые?
– Ой, летит еще один метеорит! Какой он красивый! На доске появляется картинка с изображением метеорита фиолетового цвета, на нем разные буквы вперемешку!
Появляется несколько карточек с перепутанными буквами: (слова: небо, облака, ветер, дождь, мороз, жара, снегопад, гроза и туман).
Затем дети получают задание составить небольшой рассказ – текст с этими словами по командам. Текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование. (по жребию).

Работа в группах, распределение обязанностей, разгадывают слово, используя знания по информатике.
За разгаданное задание команда получает звезду.
Атмосфера защищает Землю от метеоритов, не дает кислороду и теплу выходить в космос.
Прямые лучи лучше прогревают Землю, а атмосфера помогает удерживать тепло, поэтому летом в тени теплее, чем зимой на солнышке.
Команды получают карточки и расставляют в нужном порядке буквы. Дети составив, делают вывод, что все это явления атмосферы. Составляют тексты: описание, рассуждение, повествование.
Ребята узнали об атмосфере, атмосферных явлениях, повторили знания о кодированной информации, о признаках и видах текста.
Могут распределить обязанности в группе, выслушать и понять другое мнение, отличное от собственного.
4.Физкультминутка. Снятие статического напряжения
  1. Мы трудились очень много,
  2. Отправляемся в дорогу.(Ходьба на месте.)
  3. Побываем тут и там,
  4. Поглядим по сторонам. (Наклоны вправо, влево.)
  5. Тут планеты пролетают,
  6. Звезды светом нам мигают. (Машут руками, тянут руки кверху.)
  7. Легче выдох, глубже вдох,
  8. Путь не близок, недалек.(Ходьба на месте, вдох и выдох)
  9. Пролетели мы полсвета,
  10. Впереди одна планета, (Наклоны вперед.)
  11. Нас на помощь все зовет,
  12. Приземляемся, вперед! (Дети присели.) Дети сидят в таком положении, замерли. Затем повторяют еще раз.
Выполняют различные упражнения. Снято статическое напряжение.
5. Изучение нового материала (продолжение работы) Ознакомление с новыми понятиями «погода» и «климат», развитие умения пользоваться показаниями термометра и другими измерительными приборами погодных явлений. После удачного приземления появляется третий метеорит. На доске появляется картинка  с изображением метеорита голубого цвета. На нем задание: ФЖОСЖТВФХТВ (Температура)  Ключ: Шагай по алфавиту на два шага назад от указанной буквы. 
Диалог учителя с детьми о температуре отрицательной и положительной и термометре. Далее, ребята получают карточки с изображенными термометрами, и подписывают нужную температуру.

Появляется оранжевый метеорит, на нем бумажный кораблик, а на нем одно слово: «Подуй!»
Беседа учителя о силе и направлении ветра, выполнение задания в учебнике на странице 47 №2.

Составление сказки на тему: «Круговорот воды в природе».

 

Еще один метеорит зеленого цвета, на нем задание превратить в истинные высказывания: «Облака – это не охлажденный пар». «Вода не испаряется, и не превращается в пар». «Вода в виде пара опускается на землю». «Облака не образуются из капелек воды». «Капли в облаках становятся легче и исчезают».
Далее, появляется на доске метеорит синего цвета. На нем задание: Составь правильно слова, чтобы получилось верное утверждение. Определенное время, в определенном месте, состояние атмосферы, погодой, называется.
Картинка с изображением метеорита желтого цвета появляется на доске. Задание составить верное утверждение: Погоды, обычных изменений, в течение, порядок, называется, года, климатом.
Учитель спрашивает, куда делись метеориты, все ли они исчезли после нашего «уничтожения», на которых были задания. Повторяют, какого цвета они были и спрашивает: «Напомнили ли цвета метеоритов что-нибудь знакомое?». Затем поворачивает доску, на которой изображение голубого неба и красивая во все небо радуга. Учитель спрашивает, могло ли это произойти на самом деле, что от них остается на самом деле.

Команды получают новое задание, разгадывают слово, пользуясь знанием порядка алфавита.
Выполняют задание в учебнике 47 №2 также по командам, объясняют и доказывают свой выбор.
«Путешествие капельки» по рисунку учебника дети составляют сказку. Три команды – три сказки.
Истинные высказывания расставляют в нужном порядке и получаем круговорот воды в природе. Получают звезду только те команды, которые наиболее точно выполнят задание. Выполнение задания в учебнике на странице  47 и 48 № 3, №4.
Дети составляют утверждение: Погодой называется состояние атмосферы в определенное время в определенном месте.
Составляют верное утверждение: Климатом называется порядок обычных изменений погоды в течение года.
Называют цвета радуги.
Узнали:
Что такое «погода», «климат», круговорот воды в природе, измерительные приборы: термометр, флюгер, осадкомер, барометр, повторили истинность и ложность высказываний. Научились с помощью терминов «температура воздуха, сила ветра, облачность, осадки» описывать погоду;
Умения:
– определять по термометру отрицательную и положительную температуру.
Могут устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
6. Итог урока и рефлексия Проверка понимания материала и оценивание детьми собственной деятельности на уроке – Вот так, незаметно мы добрались до планеты нашего гостя, при этом очень хорошо помогли ему с выполнением домашнего задания, да и сами немало узнали.
– Что вы узнали нового сегодня на уроке?
– Что вам больше всего понравилось? С какими трудностями столкнулись?
– Самое приятное это – награждение. Капитаны команд подсчитали количество звезд, заработанных командами. Уважаемый гость награждает специальными «зеленоуховскими» медалями на память. Капитаны  дают приказ экипажу занять места в кораблях, прощаемся с жителями планеты и летим в обратный путь. (Звучит музыка бодрая, веселая.)
Ребята повторяют все, что делали, что узнали. Высказывают свое мнение о заданиях. Анализ деятельности, оценивание своей деятельности.
7. Домашнее задание Закрепление изученного на уроке. – Вернулись на землю, а теперь и я вам задам домашнее задание на странице учебника 48 №5, странице 49 №6. Откроем учебник и посмотрим, что от вас требуется выполнить. А также, что интересного вы знаете о погоде и климате и могли бы нам рассказать.   Знание понятий «погода» и «климат», а также сопутствующих терминов.