Развитие диалогической речи дошкольников с ОНР путем использования работы с закрытой картинкой

Разделы: Логопедия


Формирование связной речи у детей с ОНР относится к одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Учитывая современные психолингвистические представления Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкина о порождении речевого высказывания и закономерностях фразового онтогенеза, я строила свою работу с детьми по формированию связной речи по следующим направлениям:

  1. Составление предложений разных конструкций.
  2. Упражнение в диалогической речи.
  3. Упражнение в связной описательно-повествовательной речи.

Остановимся подробнее на развитии диалогической речи у дошкольников с ОНР. Не отказываясь от других приемов работы по данному направлению, я использую работу по закрытой картине или со спрятанным предметом. Цель работы с закрытой картиной или спрятанным предметом – научить детей задавать вопросы (картинка на первом этапе повернута тыльной стороной, а предмет спрятан за ширму). В ситуации, когда дети не видят картинку или предмет, их речь (вопросы), обращенная к педагогу, оказывается максимально мотивированной, и дошкольники постигают основную коммуникационную сущность вопроса как одного из главных компонентов речевого общения. Беседа ведется для того, чтобы узнать содержание картинки или вид спрятанного предмета (форма, цвет, величина, классификационная принадлежность и т. д.).

Усложнение работы с закрытыми объектами ведется по трем основным направлениям:

  1. Содержание (сюжет) закрытой картинки или вид спрятанного предмета;
  2. Содержание и форма вопросов к картинке или спрятанному предмету;
  3. Степень самостоятельности детей при работе с закрытой картинкой или со спрятанным предметом.

Первое направление усложнения работы – усложнение формы и содержания объекта. Первоначально используется спрятанный предмет. ­Если же берется картинка, то ее содержание должно быть очень простым. На ней должен быть изображен один статичный предмет, но яркий, крупный (кукла, мяч, мишка, яблоко, ваза и т. п.). Этот вид работы используется в старшей группе, когда дети уже в достаточной степени овладели навыками рисования и раскрашивания. Для подготовительной группы подбирается серия закрытых картин или сюжетная картинка по прочитанным произведениям. Педагог предлагает задать вопросы и по описанию узнать, из какой сказки этот персонаж или персонажи («Три медведя», «Колобок», «Маша и медведь» и т. п.).

Второе направление усложнения работы касается содержания и формулировки вопросов, которые задаются по закрытой картинке или спрятанному предмету. Первоначально логопед помогает детям сформулировать простые вопросы: «Что нарисовано на картинке?», «Предмет большой или маленький?», «Какого он цвета?» Постепенно дети приучаются самостоятельно формулировать вопросы. Если это спрятанный предмет, дети выясняют его размеры, расположение частей (например, короткие передние лапки у зайчика, длинные задние лапки; стоит или сидит зайчик и т. д.). Затем включаются вопросы, с помощью которых выясняются детали одежды, внешнего вида: «Какое платье у куклы?», «Какие волосы у куклы?», «Что на ногах у девочки?», «Есть бант на голове?». В подготовительной группе появляются вопросы о ме­сте действия: «Где стоит девочка? Где стоит медведь? Что расположено справа (слева)? Что находится рядом слева (справа)? Какое время года? Какая погода? Есть солнце (облака) или нет?».

При работе с сюжетной картинкой, выяснилось, что дети с трудом запоминают ее содержание, пространственное расположение предметов. Мы использовали сигналы  для запоминания. Сначала научили ребят пользоваться этой сигнальной системой в беседе, когда дети задают вопросы по содержанию закрытой картинки,  потом стали использовать сигналы, когда они описывают содержание закрытой картины. Нами используется фланелеграф и треугольники, обозначающие место предмета на картинке (синие треугольники – верх (небо), зеленые – низ (травка, земля), оранжевые – центр (действующие лица).

Прuмер. Закрытая картинка по сказке «Три медведя».

Дети задают вопросы и по описанию узнают содержание картинки, персонажей сказки. Узнав знакомую сказку, дети должны точно нарисовать содержание картинки, т. е. воспроизвести по памяти. Перед рисованием логопед вместе с дошкольниками еще раз с помощью сигналов описывает картинку: в центре картинки – Михайло Потапович, справа – Медведица, слева от папы – маленький Мишутка. Наверху посередине – солнышко, слева и справа наверху – облака. В центре (посередине) внизу – зеленая травка. Справа внизу – кустик. Слева внизу  – две маленькие елочки.
Если ребенок в процессе рисования что-то забыл, он может или использовать сигналы, или подойти со своим рисунком к фланелеграфу и задать вопрос, показывая на кружок (место предмета) на листе бумаги: «Напомните мне, что нарисовано слева внизу?» При систематической работе с сигнальной системой у детей развиваются пространственное восприятие, память, разговорная речь.

Третье направление усложнения работы связано с развитием самостоятельности детей при работе с закрытой картинкой или предметом. В начале работы логопед побуждает ребят задать тот или иной вопрос: «Спросите меня, кто (что) изображен (изображено) на картинке? Где стоит девочка? Как она одета?» и т. п. После того как несколько детей повторяют вопрос, логопед отвечает на него, а затем ­предлагает повторить свой ответ. Позже, вспомнив ответы, дети должны нарисовать картинку. После выполнения детьми рисунка обязательно производится анализ их работ: сопоставление их с оригиналом и между собой. По мере того, как дети овладевают вопросно-ответной формой речи, логопед уменьшает помощь при формулировке вопроса, так как дети постепенно привыкают делать это самостоятельно.
В подготовительной группе, когда дети хорошо знакомы с классификацией предметов, обобщающими понятиями, овладели в достаточной степени диалогической формой речи, нами используется  следующий эффективный прием: работу с «маленьким учителем». В роли «маленького учителя» выступает ребенок. Ему адресуются вопросы дошкольников, так как только он видит картинку или спрятанный предмет. И он сам формулирует ответы. Логопед контролирует и направляет диалог «маленького учителя» с группой детей: «Спроси Мишу, что есть на картинке? Повтори ответ».

Используя такой прием, как работа с закрытой картиной или спрятанным предметом, я пришла к выводу, что дети в достаточной степени овладевают диалогической формой речи в процессе общения. Они учатся задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной
форме. У детей развиваются познавательные интересы, так как этот прием максимально мотивирует деятельность, побуждает к активности на занятии. В ходе работы по закрытому объекту пополняется словарный запас дошкольников, у них развивается разговорная речь и вырабатывается умение устно описывать предмет или содержание картинки. Также формируется умение ориентироваться в пространстве, развивается память.