ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимо признать, что определенная часть детей при овладении грамотой родного языка (русской грамотой) испытывает затруднения, которые разнообразны по своим проявлениям и различны по степени выраженности, а известные методы коррекционной работы не всегда эффективны.
На логопедический пункт часто направляются дети, которые не могут овладеть письмом и чтением в течение 2-3-х лет обучения в школе.
Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфии (расстройство письма) и дислексии (расстройство чтения). Дисграфия и дислексия часто сопутствуют друг другу.
Ошибки чтения и письма выражаются в пропусках и перестановках букв в словах, в заменах одних букв другими, в “зеркальном” написании букв и др.
При умело организованном учебном процессе, а именно: при создании у первоклассников стойкой мотивации для освоения письма, осознанном овладении детьми навыками языкового, слогового, звукового анализа и синтеза, четко разработанной системе графических упражнений в букварном периоде трудности эти успешно преодолеваются.
Напротив, если вовремя на них не обратить внимания, не принимать профилактических мер, то специфические ошибки письма становятся стойкими и переходят из разряда трудностей в разряд нарушений письменной речи, а затем в истинные дисграфию и дислексию.
Игровая деятельность выступает в качестве одного из оптимальных средств профилактики нарушений чтения и письма, так как игра является частью учебного процесса. Желание учиться и желание играть мирно сосуществуют у детей на протяжении старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Усвоение учебного материала, который год от года все более усложняется, требует многочисленных, сходных по характеру упражнений и повторений, но ребенку длительные волевые усилия пока еще не всегда доступны. В этой ситуации игра решает педагогические задачи значительно быстрее и прочнее, чем какое – либо другое средство.
Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она может быть использована воспитателями детских садов, логопедами и педагогами начальных классов.
Материал разделен на занятия, продолжительность которых можно менять в зависимости от способностей обучаемых. Важен общий порядок, комплексность и логика: от самого простого к наиболее сложному материалу.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Программа рассчитана на 24 занятия по 35-40 минут, 2 раза в неделю. Продолжительность обучения 15 недель. При профилактике и коррекции нарушений письменной речи занятия можно включать целым блоком, а можно разбить блок на отдельные занятия и включать между основными занятиями.
Цель программы: профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
- Развитие зрительно – пространственных восприятия и представлений;
- Развитие пальчиковой моторики;
- Развитие речевой моторики, постановка и автоматизация звуков;
- Развитие фонематического слуха;
- Развитие языкового анализа и синтеза;
- Развитие лексико – грамматического строя речи.
Основная специфичность работы с детьми заключается:
- В сугубо индивидуальном подходе к каждому ученику;
- В развитии анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения;
- В выработке четкой артикуляции;
- В выработке четкой дифференциации оппозиционных звуков;
- В систематическом подборе материала для упражнений по анализу и синтезу, письму и чтению, по обогащению словаря и развитию мышления.
Прогнозируемый результат действия программы:
- Дети должны правильно произносить все звуки русского языка, не путать их в речи и правильно обозначать буквами при письме.
- Уметь охарактеризовать звук: гласный – согласный, гласный – ударный – безударный, согласный – твердый – мягкий, звонкий – глухой.
- Определять количество предложений в тексте, слов в предложении.
- Ориентироваться в расположении частей собственного тела и окружающем пространстве. Выражать словами пространственные отношения, пользуясь конструкциями с простыми предлогами.
- Грамматически правильно оформлять речь.
Содержание программы
Направления |
Содержание коррекционной работы |
1. Развитие зрительно – пространственных восприятия и представлений | 1. Дифференциация правой и левой части тела. Выделяется ведущая рука, а затем другие органы этой стороны тела. То же – с другой рукой и стороной тела. 2. Ориентировка в окружающем пространстве. Работа начинается с действий, связанных с предметами справа и слева от ребенка, которые предлагает ему совершить логопед. Затем он дает более сложные задания по конструированию – реконструированию неречевых, а затем небуквенных изображений. 3. Уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения. |
2. Развитие пальчиковой моторики | 1. Развитие подвижности каждого пальца
каждой руки, отдельно и в разных сочетаниях. 2. Развитие согласованных движений правой и левой руки. |
3. Развитие речевой моторики, постановка и автоматизация звуков | Проводится в зависимости от конкретного состава учащихся. |
4. Развитие фонематического слуха | 1. С детьми, смешивающими звуки при
произношении и звуковом восприятии
(индивидуальная и подгрупповая работа). Состоит
из двух этапов.
На этом этапе звуки, которые смешивают дети, произносит только логопед (образец правильной речи). Его задача – перед II этапом поставить и автоматизировать смешиваемые звуки в речи детей.
Дифференциация каждого смешиваемого звука в произношении детей (в той же последовательности, что и на 1 этапе). 2. Фронтальная работа по
совершенствованию фонематического слуха и
развитию сложных
|
5. Развитие языкового анализа и синтеза |
|
6. Развитие лексико-грамматического строя речи |
|
Литература