Игровая программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике нарушений чтения и письма у младших школьников

Разделы: Логопедия


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимо признать, что определенная часть детей при овладении грамотой родного языка (русской грамотой) испытывает затруднения, которые разнообразны по своим проявлениям и различны по степени выраженности, а известные методы коррекционной работы не всегда эффективны.

На логопедический пункт часто направляются дети, которые не могут овладеть письмом и чтением в течение 2-3-х лет обучения в школе.

Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфии (расстройство письма) и дислексии (расстройство чтения). Дисграфия и дислексия часто сопутствуют друг другу.

Ошибки чтения и письма выражаются в пропусках и перестановках букв в словах, в заменах одних букв другими, в “зеркальном” написании букв и др.

При умело организованном учебном процессе, а именно: при создании у первоклассников стойкой мотивации для освоения письма, осознанном овладении детьми навыками языкового, слогового, звукового анализа и синтеза, четко разработанной системе графических упражнений в букварном периоде трудности эти успешно преодолеваются.

Напротив, если вовремя на них не обратить внимания, не принимать профилактических мер, то специфические ошибки письма становятся стойкими и переходят из разряда трудностей в разряд нарушений письменной речи, а затем в истинные дисграфию и дислексию.

Игровая деятельность выступает в качестве одного из оптимальных средств профилактики нарушений чтения и письма, так как игра является частью учебного процесса. Желание учиться и желание играть мирно сосуществуют у детей на протяжении старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Усвоение учебного материала, который год от года все более усложняется, требует многочисленных, сходных по характеру упражнений и повторений, но ребенку длительные волевые усилия пока еще не всегда доступны. В этой ситуации игра решает педагогические задачи значительно быстрее и прочнее, чем какое – либо другое средство.

Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она может быть использована воспитателями детских садов, логопедами и педагогами начальных классов.

Материал разделен на занятия, продолжительность которых можно менять в зависимости от способностей обучаемых. Важен общий порядок, комплексность и логика: от самого простого к наиболее сложному материалу.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Программа рассчитана на 24 занятия по 35-40 минут, 2 раза в неделю. Продолжительность обучения 15 недель. При профилактике и коррекции нарушений письменной речи занятия можно включать целым блоком, а можно разбить блок на отдельные занятия и включать между основными занятиями.

Цель программы: профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

  • Развитие зрительно – пространственных восприятия и представлений;
  • Развитие пальчиковой моторики;
  • Развитие речевой моторики, постановка и автоматизация звуков;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Развитие языкового анализа и синтеза;
  • Развитие лексико – грамматического строя речи.

Основная специфичность работы с детьми заключается:

  • В сугубо индивидуальном подходе к каждому ученику;
  • В развитии анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения;
  • В выработке четкой артикуляции;
  • В выработке четкой дифференциации оппозиционных звуков;
  • В систематическом подборе материала для упражнений по анализу и синтезу, письму и чтению, по обогащению словаря и развитию мышления.

Прогнозируемый результат действия программы:

  • Дети должны правильно произносить все звуки русского языка, не путать их в речи и правильно обозначать буквами при письме.
  • Уметь охарактеризовать звук: гласный – согласный, гласный – ударный – безударный, согласный – твердый – мягкий, звонкий – глухой.
  • Определять количество предложений в тексте, слов в предложении.
  • Ориентироваться в расположении частей собственного тела и окружающем пространстве. Выражать словами пространственные отношения, пользуясь конструкциями с простыми предлогами.
  • Грамматически правильно оформлять речь.

Содержание программы

Направления

Содержание коррекционной работы

1. Развитие зрительно – пространственных восприятия и представлений

1. Дифференциация правой и левой части тела. Выделяется ведущая рука, а затем другие органы этой стороны тела. То же – с другой рукой и стороной тела.

2. Ориентировка в окружающем пространстве. Работа начинается с действий, связанных с предметами справа и слева от ребенка, которые предлагает ему совершить логопед. Затем он дает более сложные задания по конструированию – реконструированию неречевых, а затем небуквенных изображений.

3. Уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

2. Развитие пальчиковой моторики 1. Развитие подвижности каждого пальца каждой руки, отдельно и в разных сочетаниях.

2. Развитие согласованных движений правой и левой руки.

3. Развитие речевой моторики, постановка и автоматизация звуков Проводится в зависимости от конкретного состава учащихся.
4. Развитие фонематического слуха 1. С детьми, смешивающими звуки при произношении и звуковом восприятии (индивидуальная и подгрупповая работа). Состоит из двух этапов.

I этап

  • Уточнение слухового и произносительного образа каждого смешиваемого звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное и кинестетическое восприятие.
  • Выделение звуков на фоне слога.
  • Формирование умения определять звуки в слове.
  • Определение места звуков в слове.
  • Выделение звуков из предложения.

На этом этапе звуки, которые смешивают дети, произносит только логопед (образец правильной речи). Его задача – перед II этапом поставить и автоматизировать смешиваемые звуки в речи детей.

II этап

Дифференциация каждого смешиваемого звука в произношении детей (в той же последовательности, что и на 1 этапе).

2. Фронтальная работа по совершенствованию фонематического слуха и развитию сложных
форм фонематического анализа у всех детей в группе.

Включает в себя:

  • Уточнение артикуляции гласных звуков.
  • Выделение из ряда звуков гласных и определение их места.
  • Выделение ударного гласного из слова.
  • Уточнение артикуляции согласных звуков.
  • Выделение из ряда звуков и слогов согласных и определение их места.
  • Выделение согласных звуков из слова (из сильной позиции – из абсолютного начала или конца слова, в зависимости от изучаемого звука).
  • Определение места согласного в слове.
  • Развитие фонематического восприятия и слухо – произносительной дифференциации оппозиционных согласных.
  • Развитие фонематических представлений (умение придумывать слова, начинающиеся на заданный звук).
  • Развитие фонематического синтеза (умение составлять слово из названных по порядку отдельных звуков).
  • Развитие звуко – буквенного анализа слов, включающих йотированные гласные (Й, Я, Е, Ё, Ю).
  • Развитие сложных форм фонематического анализа (порядковый – умение назвать звуки по порядку; количественный – определение количества звуков).
5. Развитие языкового анализа и синтеза
  • Анализ текста (выделение предложений);
  • Анализ слогов и синтез слов;
  • Звуко-буквенный анализ и синтез.
6. Развитие лексико-грамматического строя речи
  • Знакомство с родственными словами.
  • Выделение общей части родственных слов (выполняется на практике).
  • Знакомство с существительными (слова – предметы), глаголами (словами-действиями) и прилагательными (словами-признаками).
  • Преобразование одной части речи в другую (с выделением общей части родственных слов).
  • Словообразование имен существительных с помощью суффиксов (ласкательно-уменьшительных; образование слов, обозначающих профессии).
  • Словообразование глаголов с помощью приставки.
  • Словоизменение существительных – составление беспредложных и предложных словосочетаний со связью по типу управления.
  • Словоизменение прилагательных – составление словосочетаний с существительными со связью по типу согласования.
  • Составление простых распространенных предложений.

 Литература

  1. Динамические паузы и пальчиковый игротренинг. /Дошкольное воспитание. – 1999, №4.
  2. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Увлекательные игры со звуками. -СПб., 1998.
  3. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. – Ярославль, “Академия развития”, 1998.
  4. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности от 6 до 9 лет. – М., 2000.
  5. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет. – М., 2004.
  6. Составитель Беляков Е. 365 развивающих игр. – “Айрис Пресс”. М., 1999.
  7. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. – М, 2003.
  8. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

Приложение 1

Приложение 2