Урок математики в 5-м классе по теме "Задачи на движение"

Разделы: Математика


Тип урока: Закрепление знаний по данной теме и подготовка к контрольной работе.

Цели урока:

  • Образовательная: Повторить и закрепить знания учащихся способам решения задач на встречное движение и движение в одну сторону. Обеспечить условия для усвоения всеми учащимися понятий скорости сближения и скорости удаления. Определить уровень восприятия, осмысления и первичного запоминания материала, провести коррекцию уровня сформированности умений и навыков в ходе урока.
  • Развивающая: Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать. Развивать творчество учащихся.
  • Воспитательная: Воспитывать у учащихся чувство уверенности в своих силах. На примерах задач учить разрешать жизненные вопросы и проблемы.

Уровневые цели для учащихся:

I уровень (базовый): Понимать формулировку задачи. Уметь находить расстояние, скорость, время. Понимать термины «скорость сближения», «скорость удаления». Уметь решать простейшие задачи на движение в одном направлении и разных направлениях.

II уровень (конструктивный): Уметь классифицировать задачи. Решать более сложные задачи на движение.

III уровень (творческий): Уметь решать сложные задачи на движение. Уметь составить задачу по заданной схеме.

Ожидаемый результат:

  • Каждый ученик должен проводить классификацию задач по виду движения (в одном направлении, в разных направлениях)
  • Уметь выбирать наиболее рациональный способ решения задачи.
  • Использовать изученный материал для решения задач в других темах курса.

План урока:

  • Организация начала занятий.
  • Актуализация опорных знаний.
  • Восприятие, осмысление и первичное запоминание нового материала. Проверка усвоения знаний и способов действий. Первичное закрепление знаний и способов действий на трех уровнях. Контроль и самопроверка усвоения знаний и способов действий и коррекция знаний.
  • Подведение итогов урока.
  • Рефлексия.
  • Информация о домашнем задании.

Ход урока

I этап. Объявление темы урока, цели урока.

Проверка домашнего задания

Задания заранее решено на доске.

Ученики записывают число и тему урока в тетрадь. Формулируют цель урока.

II этап. Актуализация опорных знаний.

Слайд 2-4

  1. Выполнить действия:
    а) 2∙234∙5
    б) 25∙39∙4
    в) 19∙23 +81∙23
    г) 232∙19-132∙19
    д) 42·5
    е) 52+62

  2. Длина и ширина прямоугольного участка равны 120 м и 60 м. Вычислите площадь участка и какой длины нужен забор?

  3. Площадь пола комнаты 24 м2 и высота 3 м. Каков объем комнаты?

  4. Измерения прямоугольного параллелепипеда равны 6 см, 5 см, 4 см. Вычислите:
    а) объем прямоугольного параллелепипеда;
    б) сумму площадей всех его граней.

  5. От дома до дачи можно доехать на автобусе, на электричке или на маршрутном такси. В таблице показано время, которое нужно затратить на каждый участок пути. Какое наименьшее время потребуется на дорогу? Ответ дайте в часах.

  1 2 3
Автобусом От дома до автобусной
станции — 20 мин
Автобус в пути:
2 ч 10 мин.
От остановки автобуса
до дачи пешком 5 мин.
Электричкой От дома до станции железной
дороги — 15 мин.
Электричка в пути:
1 ч 30 мин.
От станции до дачи
пешком 45 мин.
Маршрутным такси От дома до остановки маршрутного
такси — 15 мин.
Маршрутное такси в дороге:
1 ч 5 мин.
От остановки маршрутного такси
до дачи пешком 80 минут

III этап. Математический диктант

  1. Выразите:
    в квадратных дециметрах 12 м2 16 м2
    в квадратных дециметрах 70000 см2 и 80000 см2
    в арах 1850 а и 4270 а
  2. Запишите математические термины ребро, кубический, площадь, поверхность, параллелепипед, Теперь проверим математический диктант, поменяйтесь тетрадями с соседом который проверит вашу диктант. Слайд 5

Физминутка 1

  • закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
  • на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
  • игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

IV этап.

1. Ответить на вопросы:

Теоретический опрос

  • S=Vt
  • V=S:t
  • t = S:V
  • V сближения = V1+V2
  • V удаления = V1 + V2
  • V вдогонку = V1 – V2; V1>V2
  • Vпо т.р. = V c. + Vт.р
  • V против т.р. = V c. – V т.р.

2. Решить задачи №1-3 (устно) из листа с задачами, которые имеются на каждой парте (см. Приложение 1)

  1. потягивание за мочки сверху вниз;
  2. потягивание ушной раковины вверх;
  3. круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

А теперь выполняем тестовые задания у вас на парте есть тесты ..... (см.Приложение 2)

3. Решить задачи 4-5 с проверкой у доски (см. Приложение 1)

4. Составить задачу по следующей схеме.

5. Самостоятельно решить задачи с листа задач. (Каждый решает задачи своего уровня сложности)

Задачи на смекалку.

  1. В числе 4390158 вычеркнуть две цифры так, чтобы получилось:
    а) наибольшее число;
    б) наименьшее число.
  2. Ученик переписал равенство с доски, но забыл расставить скобки 6∙8+20:4-2 =58

V этап. Подведение итогов урока.

Ученики оценивают свою работу.

Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие знания понадобились вам на уроке?
  2. Что понравилось на уроке больше всего?
  3. Какими словами можете выразить своё настроение как результат работы на уроке?

VI этап. Заключительное слово учителя:

Подумайте, что во время урока у вас получалось хорошо, а что не очень? Сделайте для себя выводы и для успешного выполнения предстоящей контрольной работы, выполните следующее домашнее задание: задачи с листочка, №553 на 5.

Презентация.