Путешествие на Луну

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  1. Расширить и уточнить знания детей о космосе, о Луне;
  2. Познакомить с понятием – созвездие;
  3. Воспитывать уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса;
  4. Развивать творчество, воображение, фантазию, способность к коллективному творчеству.

Активизация словаря: созвездие, луноход, прилунились, Полярная звезда.

Материал к занятию: картинки с созвездиями, звёздочки для выкладывания созвездий, фонарик, светильник, фазы луны, карта – схема лунной поверхности, набор приборов для космического корабля, маячок, песочница и мелкие атрибуты для игры в ней.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о космосе и первых летательных аппаратах, познакомить с первым космонавтом Ю.А.Гагариным, рисование и лепка космонавтов; чтение произведений на данную тему, слушание музыки, просмотр мультфильма: «Незнайка на луне»

Ход занятия

Воспитатель: Человек давно хотел летать подобно птице, придумывал себе крылья, надувал теплым воздухом шары. Но это было давно. Какие это были люди? (смелые, изобретательные, сильные, отважные, герои своей страны).

Вы, наверное, хотите быть похожими на них? Не сомневаюсь, что скоро услышим и ваши имена.

- А какие летательные аппараты знаете вы?

Дети: самолеты, вертолеты, дельтаплан, ракета, истребитель, воздушный шар.

Воспитатель: На каком из этих летательных аппаратов можно подняться в космос? Почему? А я хотела бы на воздушном шаре (дети отвечают). Теперь я поняла почему.

Что вы знаете о космосе?

Дети: В космосе темно, там холодно, там не живут люди, нет животного и растительного мира, в космосе много звезд.

Воспитатель: Обобщение. Это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету. Космос – это множество звезд и их очень и очень много. Запомнить их невозможно.

- А что вы знаете о звездах? (дети отвечают), (переход к звездному небу)

Воспитатель: А что же это за звезда – самая яркая. Почему она так называется?

Дети: Это полярная звезда. Она самая яркая, самая большая, появляется на небосклоне самая первая.

Воспитатель: Все звезды перемещаются по ночному небу, кроме одной. Она указывает, где находится север и называется «полярной».

- Как людям помогает эта звезда? (дети отвечают)

- Почему днем не видно звезд? (дети отвечают).

Давайте проведем опыт. Представим, что свет фонаря и есть звезда, что нам светит (включаем фонарь в светлом и темном помещении, дети делают вывод, что в темном помещении фонарь светит ярче, как звезда).

А вы знаете, что звёзды расположены определённым образом, но есть звёзды, которые находятся очень близко друг к другу, и такую группу звёзд называют созвездием. В каждом созвездии определённое количество звёзд. Например, (предлагаю на картинке посчитать сколько звёзд в 2-3 созвездиях).

- А какие созвездия вы знаете?

Дети: Ковш большой и маленький.

-Почему их так называют? (они похожи на ковш) Правильно, это народное название, а учёные называют: «Большая и Маленькая медведицы».

Покажите, где эти созвездия (Дети рассматривают созвездия на картинках) давайте, выложим эти созвездия).

Как это можно сделать? (нужно сосчитать сколько звёзд в созвездии, запомнить, как они расположены и затем выложить. Если трудно, то можно использовать полоски или верёвочки, или счётные палочки, для соединения звёзд в созвездия).

Посмотрите, они не отвернулись друг от друга, они идут рядом. И может быть, о чём-то разговаривают. О чём они говорят?

Воспитатель: (Загадывает загадку). Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят (ответы детей).

Воспитатель обобщает, вот сколь интересного мы с вами узнали о звёздах и созвездиях. Одним звезды служат маяком, для других – это украшение неба, а для ученых тайна, которую нужно разгадать.

Предлагаю детям присесть, закрыть глаза и представить звёздное небо над головой. Тихо кругом. Только одна из звёзд смотрит прямо на вас. У каждого своя звезда. Существует такое предание: когда человек родится, то на небе появляется новая звезда. (в это время включаю светильник) Дети открывают глаза и предлагаю найти свою звёздочку.

Воспитатель: (Загадывает загадку).

Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка
Собака лает, достать не может.

- Что это? (луна)

Что вы знаете о луне?

Дети: Она может менять свои размеры, худеть и толстеть…

Воспитатель: А какая сейчас фаза луны? (из заготовок дети выбирают нужную фазу луны и крепят на модуль)

(обобщение воспитателя с детьми). Да, поверхность луны неровная, луна освещает Землю в ночное время. Луна каждую ночь выглядит по-разному. При лунном свете можно различать предметы.

Воспитатель. Дети, вы хотели бы отправиться в путешествие на луну?

На чем же мы полетим? (на ракете). Из чего мы её сделаем? (дети строят ракету). Что мы возьмём с собой? (вымпел, пищу и приборы).

В космосе холодно, темно, что нужно сделать, чтобы не потеряться? (ответы детей). Верно, я хочу предложить вам вот этот маячок. Его хорошо видно издалека. Он поможет нам найти наш корабль.

Значит, летим на луну?

Помните наш уговор?

-Ждут нас быстрые ракеты
для полётов на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет!
Опоздавшим места нет.

Воспитатель: Погружаемся в космический корабль. Пристегнули ремни. Объявляю пятисекундную готовность. 5-4-3-2-1 - На старт! Поехали!

(дети общаются, что их там ожидает)

Воспитатель: Вот мы с вами, ребята, и прилунились! Как вы понимаете слово - прилунились? (Наш корабль сел на поверхность Луны). Сейчас мы с вами выйдем в открытый космос. А чтобы не заблудиться. У нас есть на корабле свой маячок, и где бы вы ни были, он всегда покажет вам путь к кораблю (включаю маячок)

А сейчас мы исследуем поверхность Луны (дети подходят и рассматривают изображение поверхности Луны на поле). Что вы видите?

Дети: ямы, горы, следы от лунохода и т.д.

Воспитатель. Что бы вы хотели исследовать на луне? (поверхность луны) Для этого давайте возьмём пробы. ( дети берут камни, песок в контейнеры)

Воспитатель: Альпинисты, покоряя горные вершины, оставляют там вымпел; полярники, осваивая Север, тоже оставляют о себе память. Какую память о себе мы сможем оставить на Луне? (дети оставляют свои памятные знаки: вымпел).

Ну что же! Нам пора возвращаться! Наш маячок указывает нам путь. Погружаемся в космический корабль. Пристегнули ремни. Объявляю пятисекундную готовность. 5-4-3-2-1 На старт! Поехали! Вот какие мы смелые, сильные. Как далеко мы улетели. Как настоящие космонавты.

Ребята, вот и закончилось наше космическое путешествие (детей встречают корреспонденты).

Корреспонденты: вы рады, что вернулись обратно на Землю? Что вы видели на луне?

Воспитатель: дети, давайте смоделируем поверхность луны. Как мы это сделаем? (дети предлагают варианты , упоминая песок)

Воспитатель вместе с ними определяет игровые действия. Дети воспроизводят ландшафт луны на песке.