Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

А.С. Пушкин "Капитанская дочка": формирование характера Петра Гринева. Анализ 1-й главы. Вводное занятие

Разделы: Преподавание литературы


Лет 15 назад в “Учительской газете” я прочитала статью И. Бражникова “Ключ от “Капитанской дочки” и ещё раз убедилась в том, что насколько будет возрастать наш духовный уровень, настолько больше мы получим от пушкинских текстов. В последнее время всерьёз заговорили о необходимости усиления патриотического воспитания молодёжи. Я решила поделиться опытом с коллегами, как сделать это при изучении повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. В разработке и проведении данного урока я показала нестандартный подход к изучению повести, постаралась найти связующее звено между содержанием произведения и проблемами современного общества. Связь с современностью и опора на жизненный опыт подростков активизирует работу на уроке, усиливает воспитывающую роль повести.

Тема: А. С. Пушкин “Капитанская дочка”: формирование характера Петра Гринёва. Анализ I главы. Вводное занятие.

Тип: урок формирования знаний.

Вид: урок-исследование.

Цели урока:

  1. Подобрать ключ к произведению А. С. Пушкина и помочь “войти” в него.
  2. Объяснить, что значит “гениальное произведение”, показать, что это не пустые слова.
  3. Предостеречь от возможных упрощений текста повести.
  4. Проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринёва.
  5. Развивать образное мышление, творческие способности, умения обобщать материал, быстро и грамотно отвечать на вопросы, выражать своё мнение.
  6. Способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, интереса к историческим корням литературы.

Методические приёмы: аналитическая беседа, сжатый пересказ эпизодов, сообщения учителя и учащихся.

Материалы и оборудование: учебник; портреты Пушкина художников Кипренского, Тропинина; демонстрационный материал по литературе для VII класса. М., 1971.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Беседа о материальности слова:

– Известно ли кому что-нибудь о материальности, силе, действенности, вещественности слова? Как вы понимаете “Вначале было слово” в Евангелии от Иоанна?

(Рассуждения учащихся о “мистической” литературе и современных фантастических фильмах, где материальность слова и мысли – один из наиболее распространённых мотивов).

– Итак, вы убедились, что ничего сверхнеобычного и парадоксального в данном вопросе нет. Художественный мир гениального произведения абсолютно реален, он творится словом, и в этот мир можно попасть, а можно и не попасть в зависимости от установки и внутренних возможностей. Слово в определённой ситуации может убить, но может и спасти.

Читаю стихотворение Я. Козловского:
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянуться словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.

– Вещее слово автоматически вводит в литературу философские проблемы веры, судьбы и ответственности. Предлагаю вам отнестись к тексту “Капитанской дочки” со вниманием и осторожностью, как к вещему слову, которое при определённом усилии может предсказать каждому его судьбу.

III. Самостоятельная работа:

анализ 1-й главы

– Возможность попасть в иной, внеположный пространственно-временной мир нужно заслужить и по меньшей мере иметь билет на право прохода или чтобы некто доверил вам ключ. Кто-то входит в пространство литературы без труда: даже без ключа. Таким анализ позволит больше знать, т.е. лучше ориентироваться. Для остальных анализ поможет найти ключ. Или – купить билет.

Вопросы для анализа:

  1. В чём смысл эпиграфа к 1-й главе?
  2. Как раскрывается смысл эпиграфа ко всему произведению в 1-й главе?
  3. Какие слова-понятия являются ключевыми в плане содержания 1-й главы?
  4. Какие слова чаще всего встречаются (повторяются) в 1-й главе?
  5. Сколько сюжетных поворотов в 1-й главе и кто/что ими движет?

Пушкин не любитель лабиринтов и головоломных ходов. Ключ от первой двери он оставляет в замке:

– Был бы гвардии он завтра ж капитан.

– Того не надобно; пусть он в армии послужит.

– Изрядно сказано! Пускай его потужит…

Да кто его отец?

Эпиграф представляет собой квинтэссенцию главы, её структуру. Отец (батюшка) и служба (служить, служивый, слуга) – ключевые слова для понимания главы, они же чаще всего встречаются. Соответственно 19 (2 раза “отец” + 17 “батюшка”) и 17 раз. Но здесь, разумеется, важны не подсчёты, а философия, которая делает эти повторы значимыми, перемещает понятия из социального в метафизический план.

“Капитанская дочка” начинается с ответа на вопрос эпиграфа: “Отец мой Андрей Петрович Гринёв…” Первое слово текста – ОТЕЦ. Оно выделено тремя способами: 1) через эпиграф, 2) через инверсию (“отец мой”, а не “мой отец” – усиление религиозного подтекста), 3) через актуализацию синонима (в дальнейшем уже не “отец”, а “батюшка”) – усиление домашнего, семейного. Батюшка, таким образом, как бы реализуется в социальный план, в конкретность текста, а отец остаётся за текстом и вначале.

Вопрос: Почему столь важна фигура отца? Каким он предстаёт в первой главе?

Прежде всего – это строгий хозяин, господин. Он распоряжается всем и всеми. Перед ним все ответственны. В его руках судьбы тех, кто в доме. И прежде всего судьба сына в руках отца. Все повороты в сюжете 1-й главы происходят по воле. За “трезвое поведение” жалуется в дядьки Савельич, нанимается француз Бопре, а затем изгоняется; рука батюшки, наконец, направляет сына в Оренбург вместо положенного Петербурга. Психологические характеристики (на которые Пушкин тоже был мастер) несколько смягчают и заземляют, очеловечивают этот образ, но структурно и функционально он является грозным повелителем, и выше его воли в этом сотворённом и упорядоченном мире только воля государыни и воля случая. Структурно и функционально отец представляет собой силу, которая карает и наказывает, направляет и наставляет. Эпиграф ко всему произведению раскрывается в 1-й главе как наставление отца: “Береги платье снову, а че