Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Разделы: Начальная школа


Цель. Формирование умения подбирать проверочные слова к словам с парными (звонкими и глухими) согласными в конце слова.

Задачи.

  • Формировать умение работать с правилом, представленным в учебнике, применять это правило.
  • Формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль;
  • Развивать орфографическую зоркость, речь, умение рассуждать, наблюдательность;
  • Воспитывать интерес к изучению родного языка, активность на уроке.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Учебник “Русский язык” для 2 кл. 1 ч. Л.М.Зеленина. Т.Е. Хохлова.
  2. Зеленина Л.М. Русский язык: поурочные разработки: 2 кл.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дождь пошёл и не проходит,
Дождь, дождь,
Дождь идёт, хотя не ходит
Дождь, дождь,
Он прохожим хлещет в лица,
Дождь, дождь,
Долго-долго будет литься
Дождь, дождь,
Он будет лить часы подряд
На крышу, на дорогу.
Об этом тучи говорят,
Хоть говорить не могут.

– Какое слово очень часто употребляется в отрывке стихотворения А.Барто?

– Как вы думаете, почему именно на этом слове я заострила ваше внимание?

(Слово “дождь” заканчивается на парный согласный звук, стоящий в слабой позиции.)

II. Чистописание.

На доске:

Б п в ф ж ш з с д т

– Что мы знаем про все эти буквы и звуки? Напишите их несколько раз.

III. Актуализация знаний.

– Вспомните, какие основные выводы мы сделали на прошлом уроке о произношении и обозначении на письме парных согласных в конце слов.

(В конце слов произношение и обозначение на письме парных согласных могут совпадать и не совпадать. Обозначение на письме всех парных согласных в конце слов надо проверять.)

– Сегодня на уроке мы будем учиться проверять обозначение на письме парных согласных в конце слов.

IV. Работа по теме урока.

1.Словарная работа.

– Отгадайте загадку и запишите слово-отгадку, разделив его на слоги.

Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная . (Коньки.)

– Каким видом спорта невозможно заниматься без коньков?

Загадка эта не легка.
Пишусь всегда через два К.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я (хоккей).

– Придумайте и запишите предложение со словами хоккей и коньки.

– Подчеркните подлежащее и сказуемое.

V. Физкультминутка.

Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.

2. Работа по учебнику, с. 113–116.

1) Упр. 143

– Прочитайте загадку и отгадайте её.

– Какие слова в загадке помогли вам её отгадать?

– Какой согласный слышится в конце слова-отгадки?

– Нужно ли проверять его обозначение на письме?

– Произнесите слово-отгадку во множественном числе. Объясните, может ли это слово быть проверочным для правописания того же слова в единственном числе.

– В каких ещё словах есть парный согласный звук в слабой позиции.

2) Рассмотрите на с. 113 рисунок внизу.

– Как называется это дерево? Как вы догадались?

– Произнесите название дерева и скажите, какой это согласный – парный или непарный?

– Что вы знаете об обозначении на письме всех согласных в конце слов?

– Подберите проверочное слово для слова ДУБ.

– Что вы сделали, чтобы проверить это слово?

3) Теперь попробуйте самостоятельно сформулировать правило написания парного согласного в конце слова.

4) Сверим наши выводы с правилом в учебнике.

– Прочитайте правило на с. 114. Попробуйте объяснить, как нужно поступить при поиске проверочных слов.

Письменно выбор букв объясняй так:
Дубы – дуб.

На доске появляется табличка.

Как проверить парный согласный в конце слова?

4. Заучивание стихотворной формы правила.

В конце слова, без сомнения,
Происходит оглушение.
Говорим мы – плод,
Проверяем – плоды,
Говорим мы – сад,
Проверяем – сады.

5. Выполнение Упр. 144.

– Назовите во множественном числе животных, изображённых на с. 109.

– Будут ли эти слова проверочными для слов лев, жираф, кот , верблюд, кролик, носорог?

– Записать сначала во множественном числе, а через тире в единственном. Письменно объясни выбор букв.

6. Игра “Какие буквы спорят, какие побеждают?”.

Сугро б/п, сне г/к, шка в/ф, арбу с/з, бага ж/ш, моро з/с.

– Устно обсуждаем, какую букву нужно написать и почему.

– После этого дети списывают слова в тетради, вставляя пропущенные буквы и подбирая проверочные слова.

– Итак, как же мы изменяли слово для проверки? (Изменяли его так, чтобы после согласного стоял гласный )

7. Игра “Скалолазы”.

Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины, вставив пропущенные буквы.

Проверка: дети показывают букву “веером” согласных букв и называют проверочное слово.

8. Работа по формированию орфографической зоркости.

Игра “Кто у нас самый зоркий?”

Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Своё внимание к словам.

– Проверьте, все ли слова написаны правильно?

МЕДВЕТЬ, ПИРОГ, ЩЯВЕЛЬ, ГАРАШ, ПРУЖЫНА, СУГРОП.

– Какие ещё орфограммы встретились в словах? Запишите их правильно.

9. Выполнение Упр. 145.

– Выполняем самостоятельно с самопроверкой по образцу.

VI. Итог урока.

– Сегодня на уроке мы с вами узнали…

– Мы с вами научились…

– Мы с вами сумели…

VII. Домашнее задание: упр. 147 на с. 116

– Прочитайте слова из упражнения 147. Все ли слова вам знакомы и понятны?

– Кто такой пилот?