Программа лагеря дневного пребывания при школе

Разделы: Внеклассная работа


Введение.

Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьника. Лето для них – это возможность разрядить накопившуюся за год напряжённость, пополнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Этот период как нельзя благоприятен для развития творческого потенциала, приобщения к культурным ценностям, совершенствования индивидуальных возможностей, вхождения в систему новых социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.


Рис. 1

Детский контингент в условиях лагеря – это дети 7–15 лет из семей разного статуса. И именно лагерь, включая разновозрастных детей в игровую и досуговую деятельность, может организовывать детей на основе их самоопределения, социализации и самореализации. Здесь преобладают такие методы, как авансирование успеха, подчёркивание достижений, самооценка результатов, “расшатывание” традиционных позиционных ролей.


Рис. 2


Рис. 9

Цели и задачи.

Цель программы: создание условий для развития индивидуальных способностей, ценностной ориентации, коммуникативных навыков и физического оздоровления детей через организацию досуговой деятельности.

Задачи программы:

  1. Обеспечить общественно-значимый для детей досуг и отдых.
  2. Помочь каждому ребёнку найти своё место в коллективе и раскрыть свой потенциал.
  3. Воспитать уважение к нормам коллективной жизни.
  4. Формировать культуру общения.
  5. Организовать активное общение детей с природой и воспитать экологическую культуру.
  6. Пропагандировать здоровый образ жизни.

Форма реализации целей и задач.

Организация смены в виде сюжетно-ролевой игры по теме названия смены “Солнышко”, участниками которой становятся все желающие дети. Тема развивается в течение всей смены: каждый отряд собирает лучики для отрядного солнца. Чьё солнце в конце смены будет ярче сиять, тот отряд – “солнышко” всей смены.


Рис. 3


Рис. 4

Педагогическое обеспечение игровой модели:

  • Многообразие предлагаемых форм деятельности.
  • Возрастной подход в разработке дел, заданий, конкурсов.
  • Систематическое информирование о результатах, достижениях.
  • Добровольное участие во всех делах.
  • Максимальное включение детей в различные формы деятельности.

Концептуальная основа программы.

Концептуальной основой программы является создание воспитательной системы, которая выполняет следующие функции:

  • интегрирующая (объединяет в одно целое различные виды деятельности через сюжетно-ролевую игру);
  • регулирующая (обеспечивает динамику развития ребёнка);
  • компенсирующая (обеспечивает условия общения, которые не дают ему ни семья, ни школа);
  • гармонирующая (создаёт единство истины, добра и красоты);
  • социальной защиты и ориентации (создаёт условия психологического комфорта).

Содержательный аспект программы.

Организационный период.

Организационный период – это первые 3–5 дней смены, время адаптации детей и взрослых к новым условиям жизни, освоение территории и знакомство с окружением, осуществляется первоначальное сплочение временного детского коллектива. Это ввод в игру по тематике смены, определение ролей каждого ребёнка в этой игре.

Дети также знакомятся с традициями и законами лагеря, изучают режим дня.

Результатом организационного периода должно стать:
– определение интересов и способностей детей;
– формирование отношений внутри коллектива;
– работа с лидерами отрядов.

Основной период.

Он включает в себя проживание ребёнком определённого отрезка жизни по своему выбору: ребёнок может участвовать в спортивных, досуговых, интеллектуальных, трудовых или экологических мероприятиях. Это период личностной самореализации ребёнка. Каждый ребёнок может попробовать себя реализовать как лидер, участвуя в работе активов:

  • “Трудовой десант”,
  • “Веселинка”,
  • “Ловкие, сильные, смелые”,
  • “Защитники природы”,
  • “Умники”.

Дети включаются в сюжетно-ролевую игру “Солнышко”. За каждое дело ребёнок может получить “лучик” по определённой системе поощрения.

Результатом основного периода должно стать:
– погружение детей в игровую модель смены,
– анализ наиболее действенных форм и методов работы,
– работа детского самоуправления,
– обеспечение значимого для детей досуга.

Итоговый период.

Итоговый период – это заключительный период смены (2–3 дня), период подведения итогов, проверки того, чему научились, узнали дети, что их порадовало.

В это период проводится итоговый праздник, вспоминаются наиболее значимые и интересные дела.

Результатом итогового периода должно стать:
– награждение самых активных ребят и самого лучшего воспитателя;
– исследование интересов ребят разного возраста;
– анализ новых форм и методов работы, их результативность

Основные направления деятельности.

Досуговое (развлекательные конкурсы, игровые программы, танцевальные часы, просмотр видео и т.д.)


Рис. 5

Спортивное (турниры, эстафеты, матчи, спортивные конкурсы и викторины, гимнастика, игры на свежем воздухе)


Рис. 6

Познавательное (интеллектуальные игры, конкурсы, викторины).


Рис. 7

Экологическое (наблюдение за природой, игра-путешествие).


Рис. 8

Трудовое (дежурство, трудовой десант).

Механизм реализации программы.

Основным механизмом реализации программы лагеря является сюжетно-ролевая игра. В ходе игры ребёнок сможет проявить себя, свои возможности. Дети разделены по следующим отрядам:

1-й отряд “Веснушки” (досуговый отряд).
2-й отряд “Подсолнушки” (досуговый отряд).
3-й отряд “Лучики” (досуговый отряд).
4-й отряд “Пчёлки” (эколого-трудовой отряд).
5-й отряд “Кузнечики” (спортивный отряд).

Кадровое обеспечение.

Всего сотрудников: 6.
Из них педагоги с высшим образованием: 5.
Со средне-специальным образованием: 1.
Имеющие высшую кв.категорию: 0.
Имеющие 1 кв.категорию: 6.

Методическая работа с педагогическим коллективом.

В течение смены начальником лагеря проводится ряд совещаний по организации и контролю работы воспитателей в лагере. (См. Приложение 1.)

Система поощрения.

В каждой смене существует накопительная система поощрительных жетонов – “лучиков”, которые собирают ребята вокруг отрядного солнца. “Лучики” имеют свой цвет по направлениям (см. в табл.) В течение всего дня дети получают “лучики”, подписывают их и прикрепляют к отрядному солнцу. В конце смены подводятся итоги, выявляется самый активный отряд и самые активные ребята по разным направлениям.

Жетоны Направление Цвет жетонов
“Лучики” досуг красный
спорт синий
труд жёлтый
интеллект фиолетовый
экология зелёный


Рис. 3

 

Символы и атрибуты.

Российская символика: герб, флаг, гимн.
Название смены: “Солнышко”.
Девиз смены: Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будем мы!
Песня: “Солнечный круг”.

Каждый отряд имеет также своё название, девиз и символику.

Традиции и законы.

Законы:

  1. Закон “Солнышко” – наш дом, мы все хозяева в нём” – от нас зависит, каким будет наш лагерь, будет ли в нём чисто, уютно, весело и интересно.
  2. Закон правой руки – если хочешь сказать что-то важное, подними правую руку.
  3. Закон “ноль-ноль” – всюду и всегда приходить вовремя.
  4. Закон “делу время, а потехе час” – не забывай и береги время каждый раз.

Традиции:

  1. Составление летописи.
  2. Итоговое мероприятие, посвященное закрытию смены.

Режим дня.

№ п/п Время Мероприятия
1 8.00 – 8.30 Приход в лагерь
2 8.30 – 8.45 Зарядка
3 8.45 – 9.10 Организационный момент. Инструктажи.
4 9.10-9.40 Завтрак
5 9.40 – 12.30 Организация досуга детей (праздники, походы, экскурсии, соревнования)
6 12.30 – 13.20 Обед
7 13.20 – 13.50 Беседы, чтение книг, настольные игры
8 13.50 – 14.00 Инструктаж

Органы самоуправления.

План работы.

Воспитатели отрядов работают по совместно составленному плану работы в лагере. (См. Приложение 2.)

Социальное партнерство.

В ходе работы смены лагерь сотрудничает с такими социальными партнёрами, как:

  • ДДТ Тагилстроевского района.
  • Музейно-выставочный центр ОАО “НТМК”.
  • Музей– мемориал павшим металлургам.
  • Библиотека № 3.
  • Центр “Миллосердие”.

Предполагаемый результат.

В ходе каждой смены предполагается:

  1. Укрепление здоровья детей.
  2. Психологическая разгрузка детей.
  3. Формирование у детей потребности в активном отдыхе на природе и занятиях спортом.
  4. Формирование и дальнейшее совершенствование знаний по ПДД и ПБ.
  5. Получение детьми опыта общения в коллективе.
  6. Развитие творческих способностей ребёнка.

Используемая литература:

  1. Закон РФ “Об образовании”.
  2. Загородный летний лагерь. 1–11 классы/Сост. С.И.Лобачёва, В.А.Великородная, К.В.Щиголь.– М.: ВАКО, 2006.
  3. Педагогика лета. Сборник методических рекомендаций и разработок./Сост. Н.В.Кравченко. Нижний Тагил, 2006.
  4. Организация общешкольных мероприятий./Сост. С.А.Цабыбин.– Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996.
  6. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма./ост. В.В.Шумилова, Е.Ф.Таркова.– Волгоград:Учитель, 2007.
  7. Дубровская Е.Н. Огонь– он и друг, он и враг. Екатеринбург, 2006.
  8. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
  9. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
  10. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
  11. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000.