Родительный падеж имен существительных. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: обобщить знания учащихся о родительном падеже имён существительных (основные значения, вопросы, предлоги, роль в предложении)

Задачи:

  • формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже;
  • отрабатывать умения в распознавании падежей;
  • способствовать формированию грамотного и красивого письма;
  • развивать внимание, память, речь.

Оборудование: компьютер и интерактивная доска, карточки со словосочетаниями, карточки таблицы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Словарная работа

На доске:

берёзовая роща

гордый моряк

быстрая река

острый топор

утренняя роса

дружные ребята

- Прочитайте. Что можете сказать?

Варианты ответов: словосочетания (прилагательное + существительное), во всех словах есть буква «р», есть слова с безударными гласными, проверяемыми и непроверяемыми.

- На какие две группы можно распределить эти словосочетания?

- Первый вариант записывает в столбик словосочетания с непроверяемой безударной гласной в корне слова, второй вариант – с проверяемой гласной в корне.

Проверка: вызвать одного человека к доске из 1 варианта, он у доски выбирает нужные словосочетания и объясняет свой выбор.

- Почему в этот столбик записали слова?

- 2 вариант, кто не согласен с оставшимися словосочетаниями?

3. Минутка чистописания

- Какую букву будем писать на минутке чистописания? Какая буква встречается во всех словах?

- Рассмотрите образец. Кто может объяснить, как правильно пишем заглавную букву «Р»? (Пишу клюшку, вверху двойная клюшка).

- Составьте с этой буквой свою цепочку и запишите.

4. Повторение изученного материала

- На прошлом уроке мы с вами начали составлять проект. Как он называется?

(« Я знаю всё о падежах»)

Образец индивидуальной карточки – таблицы

Проект « Я знаю всё о падежах» учени… 4 ….класса (Фамилия, имя)

Название
 падежа

Вопросы

Предлоги

Роль в предложении

Им. п.

Кто? Что?

-----

подлежащее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что вы можете сказать о записанных вами словосочетаниях? (по теме проекта).

- Из каких частей речи они состоят? Что вы можете сказать про существительные? В каком падеже они записаны? ( И.п.)

- Расскажите всё, что вы знаете об именительном падеже? (пользуясь таблицей, которую составляли на прошлом уроке).

- Давайте проверим. Составьте предложение с одним из словосочетаний. Выбирается лучшее и записывается в тетрадях и на доске. Подчеркните главные члены.

-Каким членом предложения являются существительные?

- В каком падеже они стоят?

5. Постановка учебной задачи

- Сегодня вы будете продолжать вести исследовательскую деятельность.

- Какой следующий падеж будем с вами исследовать? ( Вам поможет буква чистописания.)

- Давайте запишем название падежа в таблицу.

- Вспомните, что вы уже знаете о родительном падеже? (записать в таблицу вопросы и, если назовут – предлоги)

- Предлагаю провести исследовательскую работу по теме, « С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже и только ли эти предлоги и вопросы встречаются?»

6. Физкультминутка

7. Работа по теме урока

Работа в ППС (пары постоянного состава). Употребление предлогов в Р.п.

Задание на карточках по рядам.

- Вы сейчас будете работать в парах.

- Прочитайте. Что можете сказать? Какое задание будете выполнять?

- Как вы думаете, в каком падеже должно быть существительное?

- Измените словосочетание, задав к существительному вопрос родительного падежа.

Карточки.

1 ряд:

добрался … город

вылетел … гнездо

написал … ошибка

2 ряд:

сделал … мама

посидел … ручей

отплыл … берег

3 ряд:

вырос … забор

вернуться … дача

капля … дождь

Проверка.

- Давайте проверим. Какие предлоги вы использовали в словосочетаниях?

(Словосочетания записаны на доске и закрыты шторкой. Дети называют предлоги, а учитель передвигает их к словосочетаниям.)

добрался до города

сделал для мамы

вырос около забора

вылетел из гнезда

посидел у ручья

вернуться с дачи

написал без ошибки

отплыл от берега

капля дождя

- В каком падеже стоят имена существительные? Докажите.

 - С какими предлогами употребили слова в родительном падеже?

 - Запишите предлоги в таблицу.

 - А сейчас откройте учебник на стр. 62. С какими ещё предлогами употребляются существительные в родительном падеже.

- Дописать эти предлоги в таблицу.

Роль в предложении

- Что нам ещё предстоит выяснить? Посмотрите на таблицу.

- Чтобы узнать о роли существительных в родительном падеже в предложении, приготовьтесь записать под диктовку следующее предложение.

С неба солнце посылает прощальные лучи.

- Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и проверьте по образцу (на доске).

- Кто выполнил без ошибок? Встаньте. Молодцы!

- Разберём предложение. Кто пойдёт к доске и подчеркнёт главные члены предложения? - --- Укажите падеж у подлежащего. Как узнали?

- Найдите существительные в родительном падеже. Докажите, что это существительное в родительном падеже.

- От какого слова задаём вопрос к существительному в родительном падеже? (один ученик разбирает у доски)

- Каким членом предложения является это существительное?

- Какой ещё можно задать вопрос к этому существительному? ( Откуда?) Это смысловой вопрос.

- Продолжим заполнять таблицу. Каким членом предложения являются существительные в родительном падеже в предложении? Какой смысловой вопрос можем задать к существительным в родительном падеже?

8. Самостоятельная работа

- Запишите предложение под диктовку. Разберите по членам предложения, укажите падеж у имён существительных. Какой смысловой вопрос можно задать к обстоятельству, выраженному именем существительным? (Где?)

- Запишите вопрос в нашу таблицу.

Около речки стоит красиво одетая рябина.

- Откройте учебники на стр. 62 . Рассмотрите таблицу. Какие ещё смысловые вопросы можно задать к существительным родительного падежа? Запишите эти вопросы в нашу таблицу.

9. Закрепление изученного. Работа с учебником

- Что мы сегодня исследовали?

- Что узнали?

- Что можете рассказать о существительных в родительном падеже?

- Упр. 120. Прочитайте задание. Кто не понял задание? Кто может объяснить? Выполняем.

10. Домашнее задание

- Стр. 67, упр. 121.

- Прочитайте задание. У кого есть вопросы? Запишите в дневник.

11. Итог урока

- Какое задание больше понравилось на уроке?

- Когда было легко?

- А трудно? Что было трудным?

- Кому можем сказать спасибо?

- Кого можем оценить? Как?

- Урок закончен. Спасибо за работу.