Фразеологизмы. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  • совершенствовать умение учащихся находить фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;
  • развивать образное и логическое мышление, речь, языковую память и речевой слух;
  • воспитывать  чувство ответственности по отношению к языку.

Оборудование:

  • портреты Суворова, Петра Первого, Мичурина, Лескова;
  • картины Брейгеля, Микеланджело, Джотто;
  • «Фразеологический словарь русского языка»

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

- Какие «цветные» фразеологизмы вы подобрали? Поясните их значение (голубая кровь, черная кость, дать зеленый свет, белый танец, золотые горы, красная строка)

3. Словарно-орфографическая работа

- Вставьте пропущенные буквы:

Тише в.ды, ниже тр.вы; ж.ть ч.жим умом; заб.вать гол.ву; вт.рат.ся в доверие, ум.рать со смеху; сл.жа руки, с ле.ким сер.цем.

- Поберите синонимичные фразеологизмы к подчеркнутым (бить баклуши, надорвать животики, чуть дыша)

4. Происхождение фразеологических оборотов

В нашем языке издавна живут выражения, пришедшие из греческой мифологии и библейских преданий. За каждым из них стоит общеизвестный миф. Вспомните и расскажите историю одного из фразеологического оборота: ящик Пандоры, нить Ариадны, Ахиллесова пята, поцелуй Иуды, Вавилонское столпотворение, Всемирный потоп.

В мировом художественном искусстве существуют картины по этим произведениям:

Брейгель «Вавилонская башня», Микеланджело «Всемирный потоп», Джотто «Поцелуй Иуды».

Какой фразеологический оборот имеет значение «наиболее уязвимое место»?

  • Авгиевы конюшни;
  • Вавилонское столпотворение;
  • Ахиллесова пята;
  • Филькина грамота.

В русском языке есть народные выражения, ставшие фразеологизмами. Знание истории таких выражений откроет нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа. Например, «кузькина мать». Кузькой крестьяне называли жука, вредителя хлебных знаков, чьи личинки живут и зимуют в почве. Это старинное образное крестьянское выражение.

5. Работа с «Фразеологическим словарем»

- Выясните и запишите кратко значение следующих фразеологизмов, какой из них имеет значение «совершать необдуманные поступки»?

  • Курить фимиам
  • Петь дифирамбы
  • Терять голову
  • Биться как рыба об лед

Очень часто происходит так, что одни и те же слова употребляются в разных фразеологизмах. Например: золотое дно, золотые горы, золотая свадьба, золотые серьги.

- Укажите, какое сочетание не является фразеологизмом.

- Попробуйте отгадать, что связывает все эти слова: не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

- Допишите фразеологические обороты: Америку … , держать … за пазухой, иметь …, изобретать … .

6. Работа с афоризмами

В литературном языке встречаются лаконичные выражения, которые представляют собой морально-этические назидания. Эти афоризмы называются «крылатыми выражениями». Приведенные выражения принадлежат известным историческим личностям: В.В.Суворову, Н.С.Лескову, Петру Первому, И.Мичурину. Попробуйте догадаться, кто из них это произнес:

  • «Промедление смерти подобно».
  • «Блоху подковать».
  • «Воюют не числом, а умением».
  • «Мы не можем ждать милости от природы».

(Высказывания учащихся сопровождаются показом портретов)


Н.С.Лесков


И.Мичурин


Петр Первый


В.В.Суворов

Запишите фразеологизмы.

7. Работа над лексическим значением фразеологизмов

- Очень часто не зная и не понимая значения фразеологических оборотов, мы допускаем комичные ошибки в высказываниях. Выпишите фразеологизмы из данных предложений и подумайте, почему они вызвали у вас улыбку.

Пастух хотел поздороваться и взял быка за рога.

Кота купили в мешке, и кот на это обиделся.

Он потерял голову от большого ума.

Будешь хватать звезды с неба - на небе звезд не останется.

Он бросил взгляд и нашел себе новый.

Он прятал концы в воду - вдруг они там корни пустят.

Зуб на зуб не попадает - оба кривые.

Сделали из мухи слона, и слон улетел.

8. Задание на дом

Записать историю из своей жизни, используя фразеологические обороты. Прежде чем писать, уточните смысловое значение, чтобы не получилось подобных казусов.