Классы неорганических веществ

Разделы: Химия


Цели:

  • обобщить, систематизировать и проконтролировать знания учащихся по теме «Классы неорганических веществ»;
  • продолжить развитие умения записывать формулы веществ, уравнения реакций, которые иллюстрируют взаимосвязи веществ;
  • развитие умения решать задачи на нахождение массы веществ по уравнению реакции;
  • совершенствовать способности учащихся к самоанализу и самооценке.

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Форма урока: общественный смотр знаний.

Оборудование: оценочный лист для жюри; бланки ответов для учащихся; песочные часы; лабораторное оборудование (поднос: штатив для пробирок, по 2 пронумерованные пробирки с растворами кислоты и щелочи, фенолфталеин)

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и задач урока

Сегодня наш урок посвящен теме «Основные классы неорганических веществ». Мы обобщим и проанализируем наши знания и умения по следующим разделам:

  • состав и номенклатура неорганических веществ;
  • химические свойства веществ изученных классов;
  • типы химических реакций;
  • уравнения диссоциации.

Данный урок отличается тем, что знания и умения оценит не учитель, а компетентное жюри. (В состав жюри могут входить: завуч, биолог, химик, учащиеся - призеры олимпиад.)

На уроке учащиеся получают баллы за выполнение заданий. Эти баллы жюри фиксирует в оценочном листе. В конце урока баллы суммируются и преобразуются в отметку.

3. Разминка

Во время разминки предлагается вспомнить формулы веществ и прочитать их хором:

H2SO4; Fe(OH)3; K2O; Zn(NO3)2, BaCl2; Na2SiO3.

4. Блиц-опрос (за правильный ответ - 1 балл):

1. Перечислите типы химических реакций.

2. Какая реакция называется реакцией разложения?

3. Какие вещества называют кислотами?

4. Какие вещества называют оксидами?

5. Как доказать наличие гидроксид ионов в растворе?

6. Фенолфталеин безразличен к воде,

Так же ведет он себя в кислоте.

А если к щелочи прилить?

Ему ………… тут быть.

7. Какую окраску приобретает лакмус в растворе кислоты?

8. Какая реакция называется реакцией нейтрализации?

9. Назовите формулу карбоната лития.

5. Конкурс «Назови и изобрази меня»

Учитель показывает карточки, где под номерами записаны формулы веществ или названия (правильная формула или название - 1 балл):

№1 - Н2СО3; №2 - Ва(ОН)2; №3 - K2SiO3; № 4 - фосфат калия; №5 - оксид железа (III); № 6 - гидроксид алюминия (В бланке ответов № 1 под соответствующими номерами ученики записывают названия или наоборот формулы веществ) (Приложение 1)

6. Тест на определение типа реакций и генетическую связь между основными классами неорганических веществ

В бланке ответов № 2 ребята внимательно читают тестовые вопросы, которые составлены по материалам ЕГЭ, и из предложенных вариантов ответов выбирают, на их взгляд, правильный. (Приложение 2)

Если ученик выполняет тест раньше остальных, у него есть возможность взять дополнительное задание с целью увеличить сумму своих баллов.

7. Лабораторный опыт / промежуточные итоги

Вспомнить технику безопасности по работе с кислотами и щелочами.

Экспериментальные задания:

1. Определите, в какой из двух пронумерованных пробирках находится кислота, в какой - щелочь.

2. Проведите реакцию нейтрализации. (Приложение 3)

8. Решение задачи

Учащиеся решают задачу в тетради.

Определите массы продуктов реакции, если известно, что в реакцию с хлоридом кальция вступает 510 грамм нитрата серебра.

9. «Гонка за лидером»

Вызываются 2 лидера, каждому задаются по 5 вопросов. Ученик, ответивший на большее число вопросов, объявляется единоличным лидером. Если лидеры не отвечают, вопрос передается остальным.

I.

1. К какому классу веществ относится Н2S?

2. Назовите формулы образующихся в реакции веществ: Zn(NO3)2 + NaOH = … + …

3. На какие ионы диссоциирует в растворе Na3PO4

4. Назовите формулу нитрата алюминия.

5. Назовите формулу поваренной соли.

II.

1. К какому классу веществ относится CaCO3?

2. Назовите формулу образующегося в реакции вещества: Na2O + H2O = …

3. На какие ионы диссоциирует в растворе Fe2(SO4)3?

4. Назовите формулу сульфида калия.

5. Назовите формулу медного купороса.

10. Домашнее задание

11. Рефлексия (Приложение 4)

12. Подведение итогов и выставление отметок

Можно спросить учеников, у кого совпала самооценка с отметкой, выставленной за урок.

Какое состояние вы испытывали на уроке?