Факультатив для детей старшего дошкольного возраста "Ты – словечко, я – словечко"

Разделы: Логопедия


Мы общаемся всюду: дома и в гостях, в магазине и в транспорте, с родственниками и соседями, с друзьями и незнакомыми людьми – младше или старше нас, ровесниками.

А легко ли наш ребёнок вступает в контакт с собеседником? Всегда ли он бывает вежлив с окружающими? Увы, не всегда. Разумеется, мы хотим видеть наших детей доброжелательными, интеллигентными, умными, коммуникабельными. Маленький человек очень восприимчив ко всему, что его окружает, чуток к фальши. Он покоряет нас своей непосредственностью. Сохранить эти кристаллики чистоты и доброты – наша задача.

С этой целью я познакомилась с технологией «Ты словечко, я – словечко» (автор З.И. Курцева, научный редактор Т.А.Ладыженская). Главная цель этого пособия – бережное отношение к слову, с которым ты обращаешься к собеседнику: слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Составила перспективный план примерных бесед для детей старшего возраста. Провожу один раз в месяц, продолжительностью 10 минут. Часто дополнительно включаю упражнения на развитие неречевых психических функций: тактильного, зрительного и слухового восприятия и памяти; конструктивного, пространственного и динамического праксиса; моторной сферы.

Стараюсь, чтобы беседы были содержательны, интересны и носили воспитательный характер, способствовали развитию устной речи у детей. Учу  их быть вежливыми, добрыми, общительными. Многие встречи проходят в форме игры, путешествия с использованием загадок, пословиц, скороговорок, юмора, разных видов наглядности. Они основаны на жизненном опыте детей и  их  представлениях, способствуют развитию творчества и воображения.

Меня устраивает то, что любая беседа может быть проведена в зависимости от интересов детей.

Тематический план факультатива

Дата

Тема

Задания детям

Ноябрь

«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»

Совместная продуктивная деятельность

- Ты можешь сказать родным или друзьям что-нибудь приятное, доброе? Сделай это прямо сейчас.

- Что ты увидел? Почувствовал? Расскажи.

Рассматривание вырезки из иллюстраций с изображением двух и более говорящих. Дети рассказывают свои предположения о чём они говорят, какие эмоции при этом выражают.

Оформляют детскую газету «Так и не так» (располагают вырезки из иллюстраций  с правильной манерой поведения во время беседы с одной стороны и неправильные – с другой) С юмором обсуждаем.

Декабрь

«От улыбки стало всем светлей»

Совместная продуктивная деятельность

- Подари кому-нибудь улыбку! Расскажи, как реагировали те, кому ты улыбнулся. Что ты чувствовал при этом?

-  Фотоколлаж. (беседа о том, что вызвало улыбку)

Январь

«Извинение»

Совместная продуктивная деятельность

- Вспомни, дорогой друг, не обидел ли ты кого-нибудь. Не стесняйся извиниться! Сделай это!

- Что ты почувствовал после того, как извинился? Попробуй представить своё настроение в цвете или с помощью линий до,  и после извинения.

- Драматизация произведения «Бука».

Февраль

«Можно ли общаться без слов»

Совместная продуктивная деятельность

- Что бы ты хотел изобразить, стоя перед зеркалом? Какие слова ты произнёс бы в этот момент?

- Вспомни ситуации, когда у тебя было такое настроение. Расскажи об этом.

- Игровое упражнение «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

Март

«Алло! Алло!»

Совместная продуктивная деятельность

- Как ты поступишь, если по телефону услышишь говорящего? Выбери варианты ответов: положу трубку; скажу: «Вас не слышно!»; скажу: «Вас не слышно, перезвоните, пожалуйста»

- Произнеси чистоговорки:

- Ри-ри-ри на собеседника смотри;

- Ря-ря-ря не отвлекаясь говоря

- Зя-зя-зя- перебивать его нельзя

- Чтение  по ролям отрывка (драматизация отрывка) из произведения К.Чуковского» «Телефон»

Апрель

«В сказочном магазине»

Совместная продуктивная деятельность

- Какие слова ты будешь использовать, выбирая в магазине нужный предмет: дайте посмотреть; разрешите, пожалуйста, посмотреть; извините, вы не могли бы показать; покажите мне…

- Оформление Дид. игры «Магазин игрушек» (дети красиво оформляют витрину, готовят атрибуты, беседуют о подборе игрушек)

Май

«Какой ты слушатель»

Совместная продуктивная деятельность

- Сравни рисунки. Найди отличия в изображении собеседников. О чём говорят те отличия, которые ты обнаружил. Рассказывание стихотворений с изменением темпа речи:

Бежал ручей по камешкам (средний темп речи),
Бежал, бежал, бежал (быстрый темп  речи),
Потом в глубокой лужице (средний темп речи)
Лежал, лежал, лежал (медленный темп речи).

- Концерт для детей (чтение стихов, слушание музыки…)

Умение слушать других.