Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Формирование навыка правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже единственного числа.

Задачи урока:

  1. Познакомить с особенностями употребления предлогов о и об с именами существительными в предложном падеже.
  2. Развитие навыка правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.
  3. Развитие орфографической зоркости, логического мышления, воображения, памяти.
  4. Воспитание доброты, бережного отношения к природе.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Повторение изученного. Слайд 1.

- Прочитайте слова. Что здесь записано?

- Назовите слова в порядке склонения.

- Что такое склонение?

- Сколько падежей в русском языке?

3. Минутка чистописания. Слайд 2.

- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать соединение из трёх букв. Все они есть в имени существительном предложного падежа. Назовите это имя существительное.

- Первая буква является окончанием этого имени существительного. Какая это буква?

- Вторая – является парной согласной в корне слова. Какая это буква?

- Как проверит парную согласную в корне слова?. Подберите проверочное слово.

- Третья буква является безударной гласной в приставке. Какая это буква?

-Почему надо писать букву о?

- Определите порядок следования букв.

део     ддееоо

- Что важно помнить при написании этих соединений?

- Напишите соединения в указанном порядке.

4. Сообщение темы и цели урока.

- В имени существительном какого падежа мы находили буквы для чистописания)

- Назовите тему урока? (Слайд 3)

- Расскажите друг другу, что вы знаете о предложном падеже имени существительного. (Взаимопроверка правила)

- Какие окончания имеют имена существительные в предложном падеже? (Слайд 4)

5. Словарно-орфографическая работа. (Слайд 5).

- Поставьте данные имена существительные в предложный падеж. Определите склонение, выделите окончание. (Комментированное письмо.)

6. Алгоритм изложения нового материала. (Слайд 6)

- Что вы можете сказать об именах существительных первого столбика? Второго столбика?

- С какими словами употребляется предлог о, а с какими – предлог об?

- Проверим. Чтение вывода в учебнике на стр. 112.- С каким предлогом употребляются имна существительные первого столбика, второго столбика?- Напишите имена существительные с предлогами, допишите окончание, определите склонение.

7. Физминутка.

- С какими именами существительными употребляются предлог о? С какими – предлог об?

- Если со словом употребляется предлог о – встают девочки, если предлог об – то мальчики.

осень белка
мороз зимовье
урожай      ёлка
иней пурга

8. Работа с учебником.

- Из упражнения 219 выписать имена существительные в предложном падеже, определить склонение, выделить окончание.

- Самопроверка (Слайд 9).

9. Буквенный диктант. (Слайд 10).

- 1 ученик на доске выполняет свой буквенный диктант, записанный на карточке.

-Проверка веерами с гласными буквами.

- Проверка индивидуальной работы на доске. Если ученик выполнил задание верно, то его ответы и ответы учащихся совпадают.

10. Синтаксический разбор предложения. (С записью на доске)

11. Групповая работа. (Слайд 11)

- Задание для 1 группы: допишите окончание, определите склонение.

- Задание для 2 группы. Составьте словосочетания с данными именами существительными, определите склонение.

12. Творческая работа. (Слайд12.)

- Природа как музыка, как живопись – это чудо. И открыться оно может только человеку чуткому, наблюдательному. Перед вами зимний пейзаж.

…Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.

- Составить 2-3 предложения, используя опорные слова и словосочетания. (Слайд 13)

- Проверка.

13. Итого урока. Рефлексия. (Слад 14)

Презентация.