Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон

Разделы: Биология


Цели:

  • продолжить знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; сформировать знания о моногибридном скрещивании, дать понятия первого и второго законов Г.Менделя;
  • развивать логическое мышление, стимулировать поисковую деятельность;
  • развивать коммуникативные способности учащихся посредством работы в парах, культуру речи.

Оборудование:

  • учебник,
  • рабочая тетрадь,
  • карточки для индивидуальной работы,
  • компьютер,
  • мультимедиапректор,
  • портрет Г.Менделя,
  • наглядное пособие «Моногибридное скрещивание».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организация учащихся, постановка цели урока.

II. Проверка знаний.

1. Терминологический диктант (работа в парах, взаимопроверка и выставление оценок):

Генетика - аллельные гены-
Локус - мутация-
Наследственность -       доминантный признак-
Изменчивость - рецессивный признак-
генотип-  
фенотип-  

2. Беседа по вопросам:

  • Какой метод является основным исследовательским методом генетики?
  • На чем основан этот метод?
  • Что означает термины «гибрид», «скрещивание»?

III. Изучение нового материала.

Проблемный вопрос. Почему одни признаки проявляются в первом поколении, а другие нет?

1. Моногибридное скрещивание.

- Запись генетической символики на доске.

- Рассказ учителя о работах Г.Менделя с элементами беседы.

? Почему для своих опытов Г.Мендель выбрал среди большого многообразия растений именно горох? (короткий период развития, многочисленное потомство, большое количество хорошо заметных признаков, самоопылитель).

-Просмотр 1-5 слайдов мультипрезентации.

2. Первый закон Г.Менделя (рассказ учителя с элементами беседы).

Задание для учащихся: сфомулируйте первый закон Г.Менделя.

- Просмотр 6 слайда мультипрезентации.

- Работа с текстом учебника на стр. 177-178: рассмотрите рисунки и заполните схему при полном и неполном доминировании:

желтые Х зеленые      гладкие Х морщинистые
 F1 ? F1 ?

3. Второй закон Г.Менделя (рассказ учителя с элементами беседы).

Задание для учащихся: сфомулируйте второй закон Г.Менделя.

- Просмотр 7 слайда мультипрезентации.

IV. Закрепление.

-Ответ на проблемный вопрос. Почему одни признаки проявляются в первом поколении, а другие нет?

-Просмотр 8-11 слайдов мультипрезентации.

-Решение задач на моногибридное скрещивание.

Индивидуальная работа с учащимися (слайд 12, * слайд 13)

Проверка выполнения заданий (слайд 14).

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание:

  • прочитать текст учебника на стр. 176-180;
  • выполнить задания в печатной тетради № 1-4, параграф №37, 37;
  • индивидуальное задание по карточкам: *решить генетическую задачу.

Используемая литература:

  1. Учебник «Биология. Общие закономерности. 9 класс». С.Г.Мамонтов, В.Б.Захарова, И.Б. Агафонова, Н.И.Сонин.- М.: Дрофа, 2010.
  2. Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности. 9 класс». О.Г.Петрова, В.И.Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2010.
  3. Тесты, блицопросы по общей биологии. И.Р.Мухамеджанов. -М.:ВАКО, 2007. стр.113, задача №1,5,*.
  4. Методическое пособие «Технологические карты уроков. Биология. Общие закономерности. 9 класс»- СПб.: «Паритет»

Презентация.