Обобщение знаний о частях речи. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока: Обобщение и систематизация знаний об имени существительном, прилагательном, глаголе.

Задачи:

– различать части речи по вопросам;
– правильно употреблять их в речи;
– развивать умение наблюдать, анализировать, сопоставлять, группировать, классифицировать, делать выводы;
– воспитывать любовь к родному языку, умение выслушать мнение товарищей, сотрудничество.

Ход урока

1. Организационный момент.

Для работы нужны дружные группы (Деление по группам происходит при входе в класс) На партах лежат синий, красный, зеленый квадраты. Обучающиеся берут при входе маленькие квадраты таких же цветов и определяются в группы.

– Здравствуйте, дети я проведу у вас урок русского языка.

Сегодня замечательная погода. Пусть работа будет вам в радость, и день пройдет удачно! За работу!

2. Подготовка к восприятию материала:

На доске слова с пропущенными буквами.

Дунул ветерок, буквы разлетелись. Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. (Из каждой группы 1 человек по 2 слова)

Б…реза, за…ц, б… льшой, м…розный, …бувать, ст…рожить.

прочитаем четко, орфографически. Проговариваем каждый звук (все)

эти слова разделите на 3 группы – что помогло разделить? (вопросы)

Кто? Что? Какой? Что делать?
береза большой обувать
заяц морозный сторожить

– догадались, что будем повторять на уроке? (Части речи)

– цель урока

Выбираем конверты с заданием

1) Кто быстрее всех прочтет, слово лишнее найдет?

кошка, Мурка, черепаха,
туфли, тапочки, папаха,
лук, кабанчик, кабачок, платье, помидорчик, пиджачок.

2) Найти имя собственное в задании, разделить слова на три группы

кошка, Мурка, черепаха,
туфли, тапочки, папаха,
лук, кабанчик, кабачок,
платье, помидорчик, пиджачок

3) Игра наборщик: из слова подснежник составить как можно больше существительных.

4) Общее задание соедините слова по смыслу. Определите род существительного:

трусливый мороз
слабый пальто
старое человек
сладкие дерево
низкое веревка
длинная яблоки

Памятка на доске о существительном

Существительное

Кто? Что?

Одушевленное. Неодушевленное.

Предмет, (подлежащим)

Собственные имена, нарицательные

М.р., ж.р., ср.р., ед.ч., мн.ч.

3. Физкультминутка:

предлагаю изобразить птичек, как они летели, как садились

Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели, Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.

1) Напишите по порядку, что делает мальчик?
Утром мальчик …, …, …,
В школе он …, …, …,
После школы он …, …, …,

2) Нужно вставить глагол с противоположным значением и объяснить пословицы: Мир строит, а война …. Смелый побеждает, а трус ….
Труд кормит, а лень … Легко друга потерять, но трудно…

3) Замените словосочетания одним словом.
Осыпать ласками – ….
Одеть в нарядное – ….
Сделать редким – ….
Делать примерку – ….
Восстановить мир – ….

4) Общее задание: Перечислите названия действий, которые вы выполняете на уроках труда ….., ….., ….., ….., ….., ….., …….

Глагол

Что делать? Что сделать? Что делает?

Действие предмета

Каким членом предложения бывают? (сказуемым)

Молодцы!

1) Опишите предметы
Медведь – …, …, ….,
Солнышко – …, …., ….,
Белка – …., …., ….,
Посуда – …., …, …,
Цыпленка – …, …., ….,

2) Составьте словосочетания со словом золотой, пользуясь вопросами.

Подчеркните словосочетания, в которых слово золотой употреблено в переносном значении.

(Какой?) характер. (Какие?) часы.
(Какие?) руки. (Какое?) сердце.
(Какое?) кольцо. (Какая?) осень

3) В текст, впишите прилагательные, озаглавьте его.

Этот … зверек живет в лесу. У него … уши, и … хвост. Передние лапы …, а задние …. Шубка у зверька летом – …, а зимой – …. …. зверек всего боится

4) Общее задание: к словам подобрать однокоренные слова, дописать недостающие части речи.

Трус – ….. ….., ……..
Мир – … ……., ………
Друг – … ……, ……….
Радость – ….,….,….

Прилагательное

Какой? Какое? Какая? Какие?

Признаки предмета

(Второстепенным членом предложения)

4. Итог:

Что узнали, что порадовало, чему удивились?

5. Рефлексия:

Какое время года сейчас наступило? Ярко светит солнышко, чтобы оно стало теплее, надо подрисовать ротики, если вам понравился урок, если вы узнали что-то новое.