День гимназиста "С любовью к гимназии…"

Разделы: Внеклассная работа


Оформление сцены: на заднике – декорация, название праздника, на правой кулисе – эпиграф:

Стремитесь к вершинам познаний!

К.Д.Ушинский

На сценестол, покрытый красным сукном, 3 стула для преподавателей, стул для посетителей, чернильница, гусиные перья, журнал регистрации, экзаменационные листы,  4 фуражки, доска и мел.

Под сценой – выставка книг, репродукций.

Звучит торжественная музыка. Классы входят в зал и рассаживаются.

Ведущий. – Приветствуем в нашем зале учеников-гимназистов:

11 “А” класс, классный руководитель – _________________

10 “А” класс, классный руководитель – _________________

9 “А” класс, классный руководитель – __________________

8 “А” класс, классный руководитель – __________________

7 “А” класс, классный руководитель – __________________

6 “А” класс, классный руководитель – __________________

Звучит лирическая музыка.

Ведущий. Слово предоставляется директору школы. Речь директора.

Ведущие.

  1. В ночь с 10 на 11 марта 1801 года началось время Александра I Благословенного. Ситуация в государстве и обществе была достаточно сложной... Казалось бы, у молодого императора не остаётся шансов заниматься реформами в общественной жизни... Однако Александр I развивает бурную деятельность. Он считает, что государством, населённым безграмотными людьми, управлять сложно. И наиболее впечатляющей становится реформа народного просвещения.
  2. Система школьного образования, доставшаяся в наследство Александру I, не могла даже формально способствовать развитию страны. В гимназиях царила зубрёжка, реальных знаний они не давали, обучение сводилось только к четырем предметам: чтению, письму, началу арифметики (первые четыре действия ) и Закону Божьему. Хорошо подготовленных учителей не было. Да и сама программа обучения была не определена.
  3. Разве могла такая гимназия выпустить достойных специалистов, способных решать сложные задачи нового XIX века, вставшие перед страной? В 1803 году Александр I приказал открыть принципиально новые гимназии в каждом губернском городе.

Ведущий (в микрофон за сценой) Из Устава новой гимназии!

Сцена 1. Приказ об открытии гимназии.

Выходят 2 чиновника образования с циркулярами:

  • Приказываю открыть 32 гимназии!
  • Сделать образование всесословным!
  • Обучение продлить до четырёх лет!
  • Учителей разделить на старших и младших!
  • Руководство учителями поручить директору!
  • Запретить телесные наказания!
  • Приказываю изучить (выходят дети и прикрепляют на портьеру табличку с названием науки)

– математику;
– географию;
– статистику;
– философию,
– изящные науки;
– риторика;
– богословие;
– логика;
– не менее трёх иностранных языков (латинский, немецкий, французский);
– рисование.

  • Если гимназическое руководство имеет дополнительные средства, то позволяется приглашать преподавателей

– танцев;
– музыки;
– гимнастики.

  • Исполнять повсеместно!
  • Император государства Российского Александр I (Уходят)

Сцена 2. Приём в гимназию.

За столом сидят директор гимназии и два преподавателя.

Входят родители, подающие прошение в гимназию – 3 женщины и мужчина – и их дети. Дамы в длинных платьях, в шляпах, с зонтиками в руках, мужчина в котелке и во фраке опирается на трость. В руках у детей коробочка с жуками, мячик, свистулька, колёсико на верёвочке, маленький перочинный ножичек.

Дети остаются у портьеры – общаются между собой.

Родители по одному подходят к столу приёмной комиссии:

– Честь имею просить Ваше превосходительство о допущении сына моего Леонида девяти лет от роду к держанию экзамена для поступления в первый класс вверенной Вам Гимназии.

– Честь имею просить Ваше превосходительство… (окончание фразы говорит тише)

– Честь имею просить … (окончание фразы говорит тише)

  К поданному мною от 15 августа 1804 года прошению о приеме моего сына в гимназию имею честь присовокупить нижеследующее обязательство:

1) Означенного Разумовского Антипия я обязуюсь одевать по установленной форме, снабжать всеми учебными пособиями и вносить установленную плату за право обучения.
2) Обязуюсь следить за тем, чтобы все распоряжения начальства были им в точности исполняемы; прилагать всевозможные старания, под опасением, что в противном случае он будет уволен из гимназии.
3) По выбытии из гимназии обязуюсь иметь наблюдение, чтоб он не носил форменного платья, установленного для учеников гимназии.

Родители уходят к противоположной портьере – общаются между собой, волнуются, теребят кружевные батистовые платочки, достают нюхательную соль, обмахиваются веером.

Дети по одному подходят к столу приёмной комиссии, сдают экзамены.

1-й пишет пером под громкую диктовку преподавателя, бормоча:

Над моим окошком вьет гнездышко птичка. Она то соломку тащит  в ножках, то пушок несет в носу.

2-й отвечает на вопрос:

– Ответь, только быстро: что тяжелее – пуд пуха или пуд железа?

(Неуверенно) Пуд железа… (Преподаватели добродушно смеются)

Слабо, молодой человек.

3-й, сопя, стирая и исправляя написанное, решает примеры, записанные на доске:

2 + 2 =
5 + 1 =
4 – 3 =
6 – 6 =

4-й выразительно читает, иногда по слогам: Солнышко взойдет, зайдет. Весь день птичка на работе, но весь день поет. Настала холодная ночь, луг покрылся туманом. Прилетная птичка, устала, перестала петь и уснула.

Сдавших экзамен преподаватели поздравляют, юным гимназистам надевают форменные фуражки. Все уходят.

Ведущий. К учёбе в первых русских гимназиях допускались только мальчики. Преподавали же мужчины. Давайте совершим ещё одно краткое путешествие в гимназию прошлого и побываем на уроке математики, где безраздельно царит учитель Бельмесов.

Сцена 3. Инсценировка рассказа А.Аверченко “Учитель Бельмесов”

(Приложение 1)

Ведущие. 1. 50-60-е годы XIX века. Роль гимназического образования стремительно возрастает. Отечество должно процветать! Новые потребности общества приводят к новым изменениям в системе образования. В гимназии допускаются все: от дворян до кухарок. Обучение увеличивается до семи лет. Лучшие выпускники гимназий могут поступать в университеты без экзаменов. Вводится награждение золотой и серебряной медалями, награждённые ими получают звание “Почётного гражданина”.

  1. Появляются женские гимназии, которые имеют семилетний курс обучения. По их окончании выпускницы получают аттестат домашней учительницы. Они могут также без экзаменов поступать на высшие женские курсы. Комиссия Министерства утверждает в Положении о женских гимназиях, что “женское образование должно ограничиться такими предметами, которые не отклоняют учениц от главного назначения… и сохраняют женские качества, украшающие семейный очаг”.
  2. Желающих учиться становится так много, что появляется возможность отбора учащихся. Это повышает престиж гимназического образования. Неуспешных учеников исключают, за проступки разрешено наказывать выговорами, пристыжениями, заключением в запертом помещении, лишением отпуска на всё воскресенье, стоянием на коленях в коридоре, в углу, оставлением без булки или пирога.

Сцена 4. Инсценировка рассказа А.Аверченко “Экзаменационная задача”

(Приложение 1)

Ведущие поют на мелодию “Песенки друзей”

Пора сидеть за партой,
Задачники зубрить,
Над глобусом и картой
Мозгами шевелить.
Над логикой за партой
Мозгами шевелить.
А в Мексике – ковбои,
Индейцы и бизоны,
И даже крокодилы зубастые живут.
Но мы готовы к бою:
Сосчитаны патроны,
Попрятаны шпаргалки,
Листочек приготовлен,
В засаде лучший друг!

Сцена 5 . Инсценировка рассказа А.Аверченко “Индейская хитрость”

(Приложение 1)

Ведущие поют на мелодию песни “Непогода”

Перемена на исходе,
Вот уже звенит звонок.
Иванов к доске выходит.
Он не выучил урок.
Нету мысли ни одной
В голове его больной!
Пожалейте Иванова,
Дайте выжить, дайте шанс.
Не судите Иванова,
Он один, один из вас.

Ведущие: Канули в лету облаченный в ливрею с золотыми галунами швейцар при входе в гимназию

  • и воскресные стояния в гимназической церкви,
  • исполнявшиеся учениками на языке оригинала греческие трагедии
  • и рукописный поэтический журнал,
  • дух высокой поэзии
  • и выступления гимназического оркестра на концертах в ратуше.

1. Пришёл век XXI, но Российская гимназия продолжает жить.

2. Наша школа продолжает традиции гимназического образования с 1998 года, когда ей был присвоен статус школы с гимназическими классами.

  1. Именно школа сегодня определяет будущее России и является непременным условием её возрождения.
  2. Нам есть чем гордиться, есть к чему стремиться,

Вместе: Чтоб добиться высот неизведанных,

Прославляя родную гимназию!!!

Ведущий: Для учеников 11 “А” класса сегодняшний День Гимназиста особый. В этом году они прощаются со школой. Но прежде по сложившейся традиции они должны принять в свое братство новую смену. 11 “А” класс приглашается на сцену. Кому как не вам, ребята, посвящать в гимназисты наших пятиклашек!

Далее клятва 5 класса (приложение 2) и вручение дипломов гимназиста.

Учащиеся 11 “А” класса: 1. Ребята! С сегодняшнего дня вы – гимназисты! На вас возлагается большая ответственность: гордо нести это почётное звание.

2. Пусть в школьной жизни
Всё удачно сложится.
Плохое вычтется, хорошее умножится.
Пускай вам чаще солнце улыбается
И в мире только доброе встречается.

3. Пролетят годы. И те, кто сегодня давал клятву гимназиста, станут врачами, спортсменами, учителями, юристами, лётчиками, учёными, художниками и музыкантами – надеждой и славой, гордостью нашей великой России.

Чтец №1

Россию, гимназист, в душе храни,
Люби ее ты до самозабвенья.
Пока ты мал,
Но верь, наступят дни,
Когда поймешь свое предназначенье.

Чтец №2

Как Ломоносов, ты ее воспой,

Чтец №3

Встань грудью за нее,
Как Александр Невский,

Чтец №4

Как Петр, ее возвысь и перестрой,

Чтец №5

Гагариным взлети в простор вселенский.

Чтец №6

Пока ты мал.
Они из глубины веков
Уже горды тобой и верят свято,
Что сбудется предначертанье слов:

Вместе:

Россия-матушка талантами богата.

Звучит торжественная музыка. Дети спускаются со сцены в зал под музыку).

Ведущий:

Пусть осенью опять желтеют листья,
Стучится в двери школьная пора.
Пусть снова всё, что было, повторится.
Так в добрый час, гимназия моя!

Традиционная песня “Я не знаю, где встретиться…” (Приложение 3)

Ведущий. Дорогие гимназисты, учителя, родители, гости! Наш праздник подошел к концу.

Мы прощаемся с вами. В добрый путь протяжением в один учебный год!