Урок по окружающему миру в 1-м классе "Декабрь. Свойства воды"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей с понятием «вода»,
  • уточнить знания о свойствах воды,
  • воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Загадка

Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год.

(Ответ: декабрь)

– Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

II. Работа над новой темой

На доске иллюстрации о декабре.

У. Что вы знаете об этом месяце?

Дети читают стихи о декабре.

У. А какие пословицы и поговорки вы знаете о декабре?

Пословицы и поговорки декабря:

  • Декабрь-месяц старое горе кончает, новому году новым счастьем дорожку стелет.
  • В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет, метет.
  • Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
  • В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.
  • Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
  • Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.
  • Декабрь-стужайло, на всю зиму землю студит.
  • Декабрь – шапка зимы, июль – макушка лета.
  • Декабрь спросит, что летом припасено.
  • Декабрь год кончает, а зиму начинает.
  • Декабрь-ветрозим, студень.
  • Декабрь – шапка зимы.

У. В декабре идёт снег.А что такое снег? => Это замёрзшие капельки воды,каждая такая капелька называется снежинкой.

Работа по учебнику: с.46

У. Рассмотрите изображение снежинок.Что вы можете о них рассказать? => Они похожи на шестиконечные звёзды,но очень разные.У них разный размер и форма.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

У. А для чего в природе нужен снег мы узнаем из сценки. Когда идёт снег,мы подставляем ладошку стараемся поймать снежинку,но как только она приземляется,сразу превращается … (в капельки воды) => Сегодня на уроке мы узнаем,что такое «вода»,какая она бывает и узнаем как использует воду человек.

Загадки о воде и разных состояниях

1) Без досок,
без топоров,
Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.

В руках у Тани
Зима в стакане.

В огне не горит,
В воде не тонет.

Зимнее стекло
Весной потекло.

Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лёд)

2) Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём.

Вечером родится,
Ночь живёт,
Утром умирает.

Утром падаю всегда –
Не дождинка, не звезда –
И сверкаю в лопухах,
На опушках и лугах. (Роса)

3) Шёл долговяз в землю увяз (Дождь)

4) На дворе переполох,с неба сыплется горох. (Град)

5) Без рук, без ног,
а вверх ползёт (Пар)

6) Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина (Туман)

III. Практическая работа

Цель: уточнить знания о свойствах воды.

Из кувшина наливаю воду в разные сосуды по очереди. => вода – жидкое текучее вещество,способное менять форму сосуда,в котором она находится
В прозрачную воду опускается кисточка с краской. => вода бесцветное вещество,её можно подкрасить акварельными красками.
В прозрачную воду опускаются разные предметы. => вода прозрачное вещество,в ней видны опущеные предметы .
В прозрачную воду опускается сахар и перемешивается ложкой. => вода хороший растворитель
Дети пробуют на вкус и запах чистую воду, и воду, в которой были растворены сахар и соль. => вода – вещество без цвета и запаха, её запах и вкус зависит от растворённого в неё вещества.

Результаты заносятся в таблицу.

IV. Беседа «Зачем нужна вода?»

Как над заводью зеленой поднялась звезда
Пил из заводи лосёнок – вкусная вода!
И река волной звенела только для него,
И звезда не пожалела света своего?

Воду пьют и люди и животные.

Льётся дождь из лейки на цветы
Каждый просит «Дай и мне воды!»

Рыбки плавают, ныряют
В чистой солнечной воде.
То сожмутся, разожмутся.
То зароются в песке.
Надо, надо умываться...

У. Откуда в дом приходит вода? (Из реки)

– А откуда же вода берётся в реке?
Многие реки.даже большие начинаются с маленьких ручейков, которые вытекают из родников. Люди стараются беречь родники, весной их очищают, огораживают, делают над ними навесы. Человек должен бережно отноститься к воде. Например, за минуту из неплотно закрытого крана вытекает 110 капель воды, а за сутки – 15 литров. Вот о чём может рассказать капля из неплотно закрытого крана.

Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря.
Не тратьте время зря, зря, зря.
А то пройдет немного лет –
И нет водицы – нет, нет, нет.

V. Итог урока

Приложение 1

Приложение 2