Интегрированный урок (география + физика) "Землетрясения: причины и последствия. Вулканы". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели урока:

  • Образовательные:
    • базовый уровень – понятия – “вулканизм”, “землетрясение”; представления об эпицентре, очаге землетрясения, о происхождении вулканов;
    • пропедевтика предметов физико-математического цикла в средних классах.
    • предпрофильная  подготовка
  • Развивающие:
    • базовый уровень – описывать процессы землетрясений и вулканизма и объяснять причины их возникновения на основе разных источников информации (учебник, электронное приложение, дополнительная литература географического содержания); показывать на тематических картах районы распространения вулканизма и землетрясений (сейсмические зоны);
  • Воспитательная:
    • формирование мировоззренческой идеи о постоянном развитии земной коры,

Задачи урока:

  • показать особенности строения вулкана в сравнении с горами.
  • на примере использования информационных источников познакомить учащихся с делением вулканов на действующие и потухшие
  • опираясь на знания учащихся о внутреннем строении Земли рассмотреть механизм действия вулканов

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, презентация

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие учеников, дети отвечают поклоном  головы, поворачиваются к гостям и поклоном головы  приветствуют их.

II. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя

1. Создание педагогической проблемной ситуации, используя мотивационный прием “яркое пятно”. Зачитывается отрывок из дневника американского журналиста:
– Ребята я сейчас зачитаю вам 2 отрывка, а вы должны ответить, о чём пойдёт сегодня речь на уроке.

1 отрывок из дневника американского журналиста:

“27 мая 1964 г, Аляска. Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Земля вспучивалась, высокие деревья падали как подкошенные…Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Подо мной открылась новая трещина, и я рухнул в нее. Когда все кончилось. Я выбрался на поверхность и увидел вдруг страшный пейзаж, который напоминал мне первозданный хаос”.
Вопросы для обсуждения:

– Кто догадался, о чем пойдет речь? (О землетрясениях)

– Что в тексте вас навело на эту мысль? (Земля вспучивалась, куски земли двигались вверх, и вниз, подо мной открылась трещина, дом раскачивался).

2 отрывок:  "В небо взметнулся огромный столб пепла и газов, полетели раскаленные камни. Огромное количество извергнутых паров вызвало грозу и ливень, который превратил выбрасывающийся пепел в жидкую грязь. Под градом камней и пепла был погребён город".

– Итак, какое явление природы описывается в отрывке? (Извержение вулкана)
Действительно, о вулкане, его извержении. Да не просто вулкана, а знаменитый с древних времен вулкана Везувия. Легендарная катастрофа 24 августа 79 года от Рождества Христова связана с извержением именно этого вулкана. Именно Везувий явился причиной гибели знаменитого итальянского города Помпея. Это событие было настолько неординарным, что нашло свое отражение в литературе и искусстве, например известный русский художник Карл Брюллов запечатлел это событие на знаменитой картине "Последний день Помпеи". (Приложение 1, слайд 1)
– А теперь сформулируйте тему сегодняшнего  урока. (Тема урока – “Землетрясения. Вулканы”). (Приложение 1, слайд 2)
– Что вы хотите узнать о землетрясениях и вулканах?    

В результате подводящего диалога формулируется план изучения темы урока: (Приложение 1, слайд 3)

– Возможно мы сегодня ответим на часть ваших вопросов?

  • Причины землетрясений.
  • Как происходит землетрясение.
  • Какой силы может быть землетрясение.
  • Что такое вулкан.
  • Что происходит в результате  извержения вулкана.
  • Может ли человек использовать энергию вулкана.

2. У нас сегодня не простой урок, мы проведём его совместно с учителем физики Пеньковой Ириной Юрьевной.

Выступления Ирины Юрьевны (знакомит ребят с предметом физика, всё что происходит – связано с физикой. Тема урока связана с физикой и что она участница событий на Камчатке.)

III. Изучение нового материала

– Одним из самых грозных проявлений огромной внутренней энергии Земли являются землетрясения.
– Ребята, кто-нибудь из вас знает что такое  землетрясение? (Приложение 1, слайд 4) (Варианты ответов учеников)

Землетрясения – это подземные удары (толчки) и колебания земной поверхности, вызываемые геофизическими причинами

1. Причины землетрясений (Приложение 1, слайд 5)

– Вспомните внутреннее строение Земли? (…)
Землетрясения зарождаются глубоко в недрах земной коры (демонстрируется слайд). Внешняя оболочка нашей планеты состоит из находящихся в движении тектонических плит. Большинство крупных землетрясений происходит в земных глубинах, на краях тектонических плит, когда эти плиты меняют свое положение не постепенно, а резко, под воздействием силы, которая давит на их края, проламывает горную породу и сдвигает участки земной тверди (демонстрируется слайд). Накопившаяся энергия выбрасывается в виде подземных толчков различной мощности.
Землетрясения происходят при перемещении горных пород по линии разлома вследствие избыточного давления, возникающего при столкновении тектонических плит. Образуются сейсмические волны.

2. Сейсмические волны (Приложение 1, слайды 6, 7)

Распространяются  волны во все стороны от очага подобно звуковым волнам.

  • Место в земной коре или мантии, где начинается землетрясение и начинается подвижка пород, называется –  очагом.
  • Точка на земной поверхности над очагом – эпицентром землетрясения. В эпицентре сила землетрясения самая большая.
  • По мере удаления от него их интенсивность уменьшается.
    Скорости сейсмических волн могут достигать 8 км/с.

3. Изучение землетрясения (Приложение 1, слайд 8)

– Можно ли как-то предсказать эти опасные природные явления?

  • Для обнаружения и регистрации сейсмических волн используются специальные приборы — сейсмографы. Одни сейсмографы чувствительны к горизонтальным движениям, другие — к вертикальным волнам. Волны регистрируются вибрирующим пером на движущейся бумажной ленте. Существуют и электронные сейсмографы (без бумажной ленты).

4. Измерение силы и воздействий   землетрясений (Приложение 1, слайд 9)

Выступление Ирины Юрьевны

  • Для оценки и сравнения землетрясений используются шкала магнитуд (шкала Рихтера)
  • Сила землетрясений изменяется в очень широких пределах : от самых слабых до катастрофических

5. Что происходит во время землетрясения? (Приложение 1, слайд 10)

Некоторые особенности в поведении животных могут подсказать человеку, что приближается землетрясение. Чувствуя неизбежные земные толчки. Собаки воют,  лошадь может понести, а птицы беспокойно описывают в небе круги, кошки покидают территорию, предполагаемого эпицентра землетрясения. Так, жители одного китайского города в 1975 году обратили внимание на странное поведение животных и вовремя оставили свои дома – через несколько часов случилось землетрясение.  Неплохо предчувствуют наступление природных аномалий  не только  собаки, но куры и свиньи незадолго до наступления бедствия меняют свое поведение, впадают в апатию и отказываются принимать пищу. Обитатели аквариумов могут предсказывать  стихийные бедствия. За два дня до землетрясения аквариумные неоновые рыбки,  беспокоиться. За полтора-два часа до катастрофы рыбы пытаются  выпрыгнуть из воды, а за 30-40 минут до толчка красные неоны ложатся  на дно аквариума... Королевская примула растёт лишь на склонах вулканов. Расцветает только накануне извержении вулкана и служит сигналом надвигающегося бедствия. Ученые утверждают, что о приближении землетрясения  могут предупредить, по меньшей мере 130 животных.

6. Последствия землетрясения (Приложение 1, слайд 12)

Землетрясение, как правило, сопровождается множеством звуков различной интенсивности, на большом удалении напоминающих раскаты грома или гул взрывов. Когда землетрясение происходит под водой, возникают цунами. Иногда их высота достигает 60 метров (с 16-этажный дом), вызывая огромные разрушения на суше.

7. Сейсмические пояса (Приложение 1, слайд 13)

Ученые стали обозначать на картах сейсмически активные участки земной поверхности до того, как поняли природу землетрясений. (Карта атласа стр 27)

IV. Закрепление 1-й части урока

  • Каким прибором измеряется землетрясение?
  • Как известно, сила землетрясения оценивается в баллах. Укажите, к каким последствиям приводят землетрясения разной силы: 1–2 балла; 5-6 баллов; 9 баллов; 11-12 баллов.
  • Объясните, почему землетрясения называют катастрофическими бедствиями?

8. Вулканы (Приложение 1, слайды 15-18)

Стихотворение читает Багмашева Галия

Выше, чем гуляют тучи,
Поднимаются вулканы;
Величавы и могучи,
Словно в сказке великаны.
Пережили они много
Грандиозных извержений;
Страх внушали и тревогу,
Людям многих поколений.

9. История возникновения слова «вулкан» (Приложение 1, слайд 19)

  • Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов.
  • В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения
  • Известен и знаменит был у греков Гефест – искуcсный мастер, по­кровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие.
  • Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах го­ры Этна, на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.
  • У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преда­нию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вул­кане в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вы­рывались клубы дыма и языки пламени.
  • Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.

10. Строение вулкана (Приложение 1, слайд 20)

– Ребята расскажите  о внутреннем строении Земли. Охарактеризуйте  каждую из оболочек. 
– Как же образуется вулкан?
– У верхней границы мантии, где давление меньше, чем на больших глубинах, местами вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Если в земной коре образуется трещина, которая доходит до очага магмы, давление уменьшается. Магма, насыщенная газами, как бы вскипает, превращаясь в огненно-жидкую массу, устремляется вверх, по жерлу к кратеру расширяя трещину, и изливается на поверхность. Её температура более +1000С. Излившуюся магму называют лавой.

Опыт: Взять бутылку с газированной водой. Встряхнуть её и открыть пробку. Вода с газами резко поднимется вверх и выльется из бутылки.

Вулкан – геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым извергаются на поверхность лава, газы, пары воды, обломки пород.

11. Вулканические продукты (Приложение 1, слайды 21-23)

Выступление Ирины Юрьевны:

Лава (отрывок про лаву). “Лавовая река текла перед нами. Шум её течения напоминал шум сильного дождя. Долго стоять рядом было невозможно из – за жары. Всё пространство было залито горячей лавой. Она уже успела покрыться 40 метровой коркой, которая растрескалась на многочисленные многоугольники, отделённые друг от друга трещинами. Трещины эти дышали жаром, а лава в них была накалена до жёлто – красного цвета. Беру большой охотничий нож и пытаюсь всадить его в массу. Не тут – то было: она хотя и течёт, но твёрдая, как камень. Точнее, это поток расплавленного камня”.
При извержении на поверхность выходит не только лава, но и вырываются газы, водяной пар, вулканическая пыль. Куски раскалённой лавы диаметром от нескольких сантиметров до нескольких метров могут выбрасываться на большую высоту (их называют вулканическими бомбами).
При извержении образуются тучи пепла. Вулканический пепел не имеет ничего общего с пеплом, который получается, например, при сгорании бумаги, дров. Он представляет собой мельчайшие частицы магмы, раздробленные при взрыве газами на множество капель. Остывая в воздухе, часть пепла оседает вокруг вулкана, иногда покрывая огромной толщей окружающую местность, а на ней селения, растительность. Часть пепла разносится на сотни и тысячи километров. Извержение сопровождается подземным гулом, порой землетрясением, ливнем.

12. Вулканы действующие … (Приложение 1, слайд 27)

На нашей планете более тысячи вулканов. Большая часть из них потухла, и. казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются очень редко. Один раз в 100 или даже в 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава.
Одно из самых мощных извержений на Земле произошло в 1883 году. В Индонезии проснулся вулкан Кракатау. Голос вулкана разнесся на тысячи километров. От воздушных взрывов пошли воздушные волны такой силы, что они три раза обогнули Земной шар. В воздух взлетели камни на высоту 55километров. В море поднимались волны до 40 метров. Вулкан выплюнул столько пепла, что туча  закрыла солнце, а потом с неба посыпалась черная грязь. Это облако пыли облетело всю планету. На время по всей Земле наступили сумерки. Ничто не в силах удержать вулкан. Под пеплом и лавой погибают города, острова и даже страны.
На полуострове Камчатка находиться 29 действующих вулканов.

13. Россия. Курило-Камчатская вулканическая гряда (Приложение 1, слайды 25-27)

Выступления Ирины Юрьевны (воспоминание  об извержении вулканов на Камчатке)

14. Вулканы на земле (Приложение 1, слайды 28, 29)

На земном шаре насчитывается около 800 действующих вулканов. Извержение вулкана — это катастрофа для людей. Ежегодно на Земле происходит 10000 извержений, из которых примерно 150 оказываются очень сильными. Разрушаются города, гибнут люди

15. Польза вулкана (Приложение 1, слайд 30)

– Для чего нам нужно изучать вулканы?
Вулканы – это «окна» внутрь Земли. Ученые изучают состав вещества, условия образования горных пород, полезных ископаемых. И хотя вулкан – это грозное явление в природе, катастрофическое, приносящее неисчислимые беды природе (после извержения долгие годы не растет трава, гибнут животные, меняется климат), вулкан несет добрую службу человеку. Благодаря им образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты , поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна. Изучают, ведут наблюдения за состоянием вулканов люди героической, опасной профессии – вулканологи. Послушайте о них стихотворение.

Стихотворение  Г.Тазиева «Встреча с дьяволом».

Мы вулкана сыны.
Кратер гремит маня.
Выведать мы должны
Тайны бога огня.
Шлак под ногами горяч,
Шлаковый конус крут,
Бомба летит, как мяч,
Бомбы дымят вокруг.
В гору шаги тяжелы,
По каскам лапиллей град.
Упрямы, упрямы и злы,
Лезем прямо мы, прямо в ад.
Пепел в глаза и рот,
Взрывы, как свет зарниц,
Черный, как деготь, пот
Капает с наших спин.
Едок сернистый газ –
Стиснув зубы, держись!
Жизнь нам дается раз.
Ставим на карту жизнь!

Слово учителя. В некоторых районах, где есть вулканы, на поверхность вытекают горячие минеральные воды, образуя ручьи, реки. Иногда они вырываются горячим фонтаном, поднимаясь вверх на десятки метров. Такие фонтанирующие источники получили название гейзеры.
Изучив самостоятельно материал учебника (с. 60), вы узнаете о хозяйственном использовании гейзеров человеком.

V. Закрепление второй части материала

1. Особые по форме и составу пород горы на поверхности и дне океанов.
2. Канал, по которому поднимается магма.
3. Углубление в верхней части вулкана, через которое на поверхность вырываются газы и водяной пар, вылетает вулканическая пыль, огромные тучи пепла, камни, изливается лава.
4. Изливающаяся на поверхность магма.
5. Куски лавы диаметром от нескольких сантиметров до нескольких метров, выбрасываемые на большую высоту и падающие вблизи вулкана.
6. Особенности извержения вулкана.
7. Вулканы, которые извергались на памяти человечества.
8.Самый высокий действующий вулкан в России.
9. Месторасположение вулкана Ключевская Сопка.
10. Высота вулкана Ключевская Сопка.
11. Вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений и только горные породы, конусообразная форма и кратер на вершине свидетельствуют об их активной вулканической жизни в прошлом.
12. Потухший вулкан – самая высокая вершине Кавказских гор.
13. Ученые – специалисты, исследующие вулканические процессы.
14. Вулкан, разрушивший знаменитые города Помпеи, Геркуланум.
15. Области, где расположено большое количество вулканов и часты землетрясения.
16. Где располагаются вулканы.
17. Вулкан, расположенный в Антарктиде.

Синквейн (Приложение 1, слайды 31-32)

Первая строка         СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Вторая строка         ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Третья строка         ГЛАГОЛ, ГЛАГОЛ, ГЛАГОЛ
Четвертая строка   ФРАЗА
Пятая строка          СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Вулкан.
Бушующий, дымящий.
Гремит, шумит, беснуется.
Вулкан – это мощная стихия.
«Потоки лавы»

VI. Домашнее задание

§24-25

– На контурной карте обозначить вулканы, показанные на карте полушарий в атласе.

Задание для удовольствия: Найти информацию об извержениях вулканов в 20 веке.