Открытие недели математики

Разделы: Математика


«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

М.В.Ломоносов

Открытие недели математики

– Сегодня перед нами открывается новая страна – страна Математики. А эпиграфом возьмем слова Михаила Васильевича Ломоносова, гениального русского ученого во многих отраслях знаний, поэта, просветителя, одного из самых выдающихся светил мировой науки «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

– С древнейших времен известно, что математика учит нас правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать.

– Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает свой ум, внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и учителю, и художнику.

Математика земная,
Гордись, прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.

В веках овеяна ты славой.
Светило всех земных светил,
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.

Строга, логична, величава,
Стройна в полете, как стрела.
Твоя немеркнущая слава
В веках бессмертье обрела.

Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века,
Царицу всех земных наук!!!

– В течение недели нас ждет очень напряженная работа, поэтому давайте дадим клятву и с честью выдержим предложенные испытания.

– Клянемся!

  • Не опаздывать на уроки математики, прилежно вести записи в тетради и всегда выполнять самостоятельно домашнее задание.
  • Принимать активное участие в олимпиадах и внеклассных мероприятиях по математике.
  • Быть другом своих одноклассников, но не давать списывать.
  • Не отказывать товарищу в помощи, действуя по принципу: «Научился сам – научи другого!.
  • Всегда активно работать на уроке, при этом не мешать другим.
  • Любить, уважать и слушаться учителя математики.

– Клянемся! Клянемся! Клянемся!

– Ребята, скажите, какая самая любимая оценка у всех учеников?
– А сейчас я хочу предложить вам игру на внимание. Вы должны внимательно слушать и правильно называть цифру в конце предложения.

Все вы должны, ребята, знать,
Как мы любим цифру … (пять).
О чудесной цифре … (пять)
Можно многое сказать.
В воскресенье и в субботу
Стали мы все отдыхать,
И рабочих дней в неделе
Остается только … (пять).
Тем, кто к звездам в высь стремится,
Космонавтом хочет стать,
Надо в школе не лениться,
Знать любой предмет на…(пять).
Надо хорошо учиться,
Надо дома помогать,
Коль работать не лениться,
Так обязательно на … (пять).
Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь,
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой … (пять).
Кто урок совсем не знает
И трудиться не желает,
Спишет у других страничку,
Тот получит … (единичку).

Путешествие в историю математики

Цель: познакомить с историей математики, учить правильно формировать представлении о развитии математической науки; развивать познавательный интерес к математике и истории.

– Сегодня к нам в гости пришла очень интересная наука. Разгадайте ребус и узнайте нашу гостью.

И100РИЯ

– Значит, сегодня вы узнаете интересные сведения из истории счета и математики.

1. Как появились меры длины.

– Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и строители, и школьники. Сегодня все мы знакомы с линейкой, метром (показываю). А что же существовало до них?

Выступление учеников.

1 ученик: Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. В Древнем Египте основной мерой длины служил локоть. Он делился на 7 ладоней, а ладонь на 4 пальца. (Измерение ленточки)

2 ученик: В Англии существовал ДЮЙМ (2 см 5 мм), в переводе на русский – большой палец; ФУТ (30 см) – нога. Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами. Большие расстояния – привалами, днями.

3 ученик: В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течении которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.

4 ученик: У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение «не подпустить на пушечный выстрел».
5 ученик: На Руси использовали маховую сажень (176 см). Расстояние между раскинутыми в стороны руками – это косая сажень, т.е. расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Это – 248 см.

Вопросы на закрепление.

– Какого роста была Дюймовочка?
– Какого роста был человек, о котором говорили «от горшка два вершка»?
– Как вы представляете сказочного богатыря, про которого говорили «косая сажень в плечах»?

сажень 2 м 13 см
вершок 4 см 4 мм
дюйм 2 см 5 мм

2. Как люди научились считать

Задаю примеры для 1 класса: 5 + 4; 10 – 6.
Задаю примеры для 2 класса: 34 + 16; 47 – 25.
Задаю примеры для 3 класса: 28 * 3; 51 : 17.
Задаю примеры для 4 класса: 220 : 10; 324 * 2

– Сейчас вы показали, как хорошо умеете считать. Для чего надо уметь считать? (Ответы детей).
– А вот первобытные люди не умели считать. Учителем была сама жизнь.

Выступление учеников.

1 ученик: Сначала наши предки научились из многих предметов выделять один. Из стаи волков – вожака, из стада оленей – одного оленя. Добывая пищу, людям приходилось охотиться по нескольку человек. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой, трех – с одной стороны, трех – с другой. Для этого он должен был уметь хорошо считать. Но он не знал названия чисел и показывал на пальцах.

2 ученик: Сначала человек считал с помощью 10 пальцев. Когда приходилось считать большое количество предметов, в счете принимало участие несколько человек. Один считал единицы, другой – десятки, третий – сотни.

Дети показывают этот способ счета: 562 + 234

3. Как люди научились записывать числа.

1 ученик: Очень разными и даже забавными были первые цифры. В Древнем Египте числа первого десятка записывались при помощи палочек: 1 – I, 2 – II, 3 – III, число 10 обозначали дугой. Чтобы записать число 15, нужно было записать дугу и 5 палочек.

2 ученик: После того как создали алфавит, во многих странах стали числа записывать с помощью букв. Только к буквам добавляли специальные значки, чтобы не путать с буквами. Всем знакома римская нумерация (показать V, X).

3 ученик: Большим достижением стало введение нуля, который при записи чисел указывал на пропущенный разряд. Способ записи любого числа с использованием всего 10 цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0 (показ на доске) был изобретен в Индии. Эта система оказалась настолько простой, что быстро распространилась по всем странам, а так как распространили ее именно арабы, а не индусы, то эти цифры мы стали называть арабскими.

Итог: Что вам интересного запомнилось?

Путешествие в Страну Математики

– Дорогие ребята! Сегодня у нас праздник, посвященный Математике – царице всех наук. Математика – очень важная наука, которая любит задачи, кроссворды, ребусы, головоломки на досуге решать, хитроумные книги читать, размышлять. Без нее не обходится ни один человек независимо от возраста и профессии. Сейчас мы отправимся в путешествие в Страну Математики. В этом путешествии вы встретитесь с интересными задачами, головоломками, ребусами.

1 ученик:

Наш юный друг!
Сегодня ты пришел сюда,
Увидеть наш веселый праздник,
Умом своим на все взглянуть.

2 ученик:

Математика повсюду,
Глазом только поведешь –
Ты вокруг себя найдешь.

3 ученик:

Вот строительство большое,
Прежде чем его начать
Нужно было все подробно
Начертить и рассчитать.

4 ученик:

А иначе в этом доме
Счастья нам не увидать:
Стекла будут с перекосом,
Потолок провалится.
А кому, друзья, скажите
Это может нравиться?

5 ученик:

Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь!
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка, друзья,
Очень важная наука –

Хором: МАТЕМАТИКА!

6 ученик:

Почему корабли не садятся на мель?
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что
Вы заметьте-ка, друзья,
Капитанам помогает

Хором: МАТЕМАТИКА!

7 ученик:

Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего математику знать!
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка, друзья,
Где бы нам не пригодилась

Хором: МАТЕМАТИКА!

– Рассаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в путешествие на поезде. Путешествие интересное, поэтому берем смелых, дружных, сообразительных и находчивых математиков!

Представление судейской коллегии

1 станция «Эстафетная»

1

3

16

13

6

15

9

11

7

10

20

5

2

18

17

12

8

19

4

14

– На время, чья команда быстрее назовет и покажет числа от 1 до 20. Каждый человек в команде должен назвать 5 чисел по порядку друг за другом.

2 станция «Ребусная»

– Разгадайте ребусы:

1-классники:

ПО 2 Л

С 3 ЖИ

2-классники:

40 А

100 Л

3-классники:

ЛИ 100 К ПРО 100 Р

4-классники:

ОС 3 Ё

5 НИЦА

Разминка для зрителей:

  1. Какая цифра, если перевернуть сверху вниз, уменьшается на 3? (9)
  2. Когда мы смотрим на число 3, а говорим 15? (Когда смотрим на циферблат часов)
  3. Стоит в поле осина. На осине 3 ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (Яблоки на осине не растут)
  4. Сколько раз ходил старик ходил к морю в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, чтобы рыбка выполнила желания старухи? (5 раз)
  5. На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного. Сколько воробьев осталось на грядке? (Нисколько, т.к. остальные воробьи улетели)

3 станция «Цифроградная»

– А сейчас вы сразу догадаетесь, из какой сказки следующее задание. Речь в ней пойдет о маленькой девочке, такой маленькой, что скорлупа грецкого ореха была ей колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепесток розы – одеялом.
– Как звали эту девочку? (Дюймовочка)
– Вспомните, пожалуйста, сколько заплатила женщина старой колдунье за ячменное зернышко? (12 грошей)
– Грош – это старинная мелкая монета. Ответьте на вопрос: чему равнялся грош? Одной, двум или трем копейкам?
– А поможет вам в этом следующая подсказка:

8 – 6 + 7 – 4 + 3 – 4 + 1 – 3 =

– Итак, один грош – это 2 копейки.
– А сколько копеек составляют 12 грошей? (24)
– Как узнали?

Разминка для зрителей:

– Ребята, давайте вспомним литературные произведения, в названиях которых встречаются числа.
(«Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Семь Симеонов, семь работников», «Два жадных медвежонка», «Два товарища», «Три поросенка», «Три медведя», «Пятнадцатилетний капитан», «Три толстяка».)

5 станция «Задачная»

1. У двоих малышей
В коробке 20 карандашей.
Ну-ка, помогите их
Разделить на двоих! (10 и 10)

2. Ровно в 7 часов утра
Собиралась детвора
За грибами в лес пойти.
Ну, счастливого пути!
А к двенадцати часам
Возвратились по домам.
Сколько времени в пути
Были наши малыши? (5)

3. Есть помощница у мамы.
Посмотрите, дети, сами:
Перемыла 5 тарелок,
8 ложек, чашек 5.
Перемытую посуду
Помогите сосчитать! (18)

4. Пятнадцать пар танцуют польку.
А всего танцоров сколько? (30)

5. Подарил утятам ёжик
Сорок кожаных сапожек.
Сколько маленьких утят
Ёжика благодарят? (20)

6. Поручил учитель Коле
Сосчитать лопаты в школе.
Он лопаты сосчитал
И об этом так сказал:
– В трех углах по 7 лопат,
У стены шесть штук лежат,
Вместе тридцать две лопаты.
Вы согласны с ним, ребята? (27)

Итоги путешествия:

– Надеюсь, вам было весело на нашем празднике. Но, думаю, что вы не только повеселились, но и вынесли для себя немало полезного и нужного, а главное, что с математикой надо дружить.

Все: (на доске)

Математику учить!
Математику любить!
С математикой навеки
Крепко-накрепко дружить!

Математику мы любим,
Любим веселиться,
После праздника такого
Хочется учиться