Умножение многозначного числа на однозначное. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • познакомить учащихся с приемом письменного умножения многозначного числа на однозначное;
  • помочь составить алгоритм умножения многозначного числа на однозначное;
  • закреплять навыки решения задач изученных видов;  решение уравнений, отрабатывать вычислительные навыки;
  • развивать интерес к математике, мышление, речь, память.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, материал для блиц-турнира, задания для творческих групп, слайды к уроку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1) Индивидуальная работа.

5 учеников получают дифференцированные задания в файлах, выполнив задания, отдают на проверку консультантам.

2) Фронтальная работа

Учитель: Пока учащиеся выполняют индивидуальные задания, проверим вашу готовность к уроку. Для этого предлагаю вам следующие задания: (Приложение 1, слайд 1)

Ученик читает задачу:

Пусть:

А – множество учащихся  школы;
В – множество учеников нашего класса;
С – множество мальчиков нашего класса;
Д – множество отличников нашей школы.

– Какие из этих множеств являются подмножеством множества А?
– Подмножеством множества В?
– Есть ли пересекающиеся множества?

Ученики:

Подмножеством множества А являются множества А и В.
Подмножеством множества В является множество С.
Пересекающимися множествами будут множества С и Д.

Учитель: Предлагаю вам следующее задание.

Почитайте числа:

1)   12, 1 112, 111 222…

Учитель: Что заметили?

Ученик: В записи этих чисел используется две цифры.

Учитель: Продолжи ряд. Запиши два следующих числа.

Ученик: (11 112 222; 1 111 122 222);

2)   83 056, 83 156, 83256,… (а + 100)

Ученик: Каждое последующее число больше предыдущего на 100.

0, 17, 34, 51, … (в + 17)

Ученик: Каждое последующее больше предыдущего на 17.

Учитель: Давайте вспомним, какие операции с многозначными числами мы научились выполнять на предыдущих уроках.

Ученики: Умножение и деление круглых чисел.

Учитель: Чтобы проверить, как вы хорошо усвоили эту тему предлагаю провести «Математическую эстафету».

(Приложение 1, слайд 2)

(Учащиеся устно по цепочке находят значения данных выражений).

50 х 80                    180 : 9                       480 : 80
38 х 10                    3 600 : 60                  200 х 70
17 х 100                  7 200 : 90                  459 х 3

(Ученик затрудняется  найти значение этого выражения)

Учитель: Почему ты не можешь выполнить умножение данных чисел?

Ученик:  Я не знаю, как это делается. Такие примеры мы еще не решали.

Учитель: А вы хотели бы научиться решать такие примеры?

Учитель: Тогда давайте определим, как будет звучать тема нашего урока.

(Ученики определяют тему урока: «Умножение многозначного числа на однозначное».)

Учитель: К концу урока мы не только узнаем, как  умножить многозначное число на однозначное, но и  составим алгоритм такого умножения.
А поможет нам в этом прямоугольник. Ведь именно он является графической моделью умножения.

III. Знакомство с новым материалом

Учитель: Представьте, что надо найти площадь этого прямоугольника. Что для этого надо сделать?

Ученики: Длину умножить на ширину, т. е. 459 х 3. Но мы еще не можем выполнять такое умножение.

Учитель: Что же делать, как найти площадь? Предлагаю поработать в группах и найти ответ на этот вопрос.

Класс разделен на 5 групп, в каждой группе  выбирается руководитель. Каждой группе выдается лист бумаги:

(Представители каждой группы у доски высказывают свои  решения. Возможно они будут такими.)

459 х 3 = 459 + 459 + 459 = 1377(кв. м)
459 х 3 = (400 х 3) + (50 х 3) + (9 х 3) = 1 377(кв. м)

Учитель: Но в математике существует более короткая запись такого умножения – это прием письменного умножения или как мы говорим умножение в столбик, где тоже применяется прием умножения разрядных слагаемых, но начинается это умножение не с большего разряда, а с меньшего.

Посмотрите: 

Учитель: Но можно еще короче, если по аналогии с умножением на двузначное число запоминать и добавлять к высшим разрядам то, что получили при умножении.

Учитель: Смогли бы вы теперь составить алгоритм умножения многозначного числа на однозначное?

Ученики: Да, он такой же, как  алгоритм умножения двузначного числа на однозначное, только добавили разряд.

Учащиеся вспоминают алгоритм умножения двузначного числа на однозначное и дополняют его. (Приложение 1, слайды 3, 4, 5, 6)

Пишу: множитель 6 под разрядом единиц множителя 398.
Умножаю единицы: 8 х 6 = 48, пишу 8 в разряде единиц, а 4 десятка запоминаю.
Умножаю десятки: 9 дес х 6 = 54 дес.,  да еще 4 дес., всего получаю – 58 дес. Пишу 8 дес. под десятками, а 5 сот. запоминаю
Умножаю сотни: 3 сот х 6 = 18 сот., да еще 5 сот., всего получается – 23 сот. Записываю 3 в разряд сотен, а 2 – в разряд тысяч.

Учитель: Давайте закрепим умение умножать многозначное число на однозначное. Для этого откроим наш учебник на с. 1 и посмотрим на задание №1 (2ч.).
Посмотрите внимательно и скажите, какое же математическое свойство  помогло нам создать прием умножения числа в столбик?

Ученики: Распределительное свойство умножения или умножение суммы на число.

Учитель: А теперь используя это свойство  давайте найдем значение произведения в задании №2 на с.1 нашего учебника.

Учитель: Задание  3 (а) выполним с комментированием  у доски.

27 х 8                     329 х 5                  906 х 4                   5706 х 5

Задание №2 (б) выполним самостоятельно.

56 х 3                      824 х 8                 407 х 7                     3087 х 6

Учитель: Проверка самостоятельной работы:

– Назовите пример, в ответе которого получилось 6000 ед.
– Назовите пример, в ответе которого есть 7 дес. класса единиц.
– Назовите пример , в ответе которого есть 28 сотен.
– Назовите пример, где в разряде класса единиц цифра 3.

IV. Повторение с включением новых знаний

Решение задачи № 4 с. 2 (один ученик решает у доски, а учащиеся в свих тетрадях) Умножение выполняется в столбик.

Физкультминутка

Приложение 1, слайд (выполняют танцевальные движения под музыку «Большой хоровод».)

Учитель: Предлагаю вам просмотреть отрывок из мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

Просматривается отрывок из мультфильма, где пес Шарик увлекся охотой и предлагается задача на карточке, которая есть у каждого ученика.

Задача.

Пес Шарик увлекся фотоохотой и купил 8 пленок по 36 кадров в каждой.
Кота Матроскина он сфотографировал 56 раз. Дядю Федора – на 17 раз меньше, а почтальона Печкина – в 8 раз меньше, чем кота Матроскина. На фотографии зайцев он истратил столько кадров, сколько на фотографии Матроскина и Печкина вместе. Сколько кадров у него осталось?

Один ученик делает чертеж к задаче и составляет устный план решения этой задачи. Учащимся предлагается самостоятельно решить эту задачу. Некоторым из учеников предлагаются вспомогательные карточки с вопросами или схематическим решением этой задачи.

Карточка № 1

Вопросы к задаче.

– Сколько раз Шарик сфотографировал Дядю Федора?
– Сколько раз Шарик сфотографировал почальона Печкина?
– Сколько раз Шарик сфотографировал зайцев?
– Сколько кадров Шарик истратил?
– Сколько всего кадров было у Шарика?
– Сколько кадров осталось у Шарика?

Карточка № 2

0 – 17 = Z
2) 0 : 8 = K
3) 0 + K = W
4) 0 + Z + K + W = R
5) 36 х 8 = 288 (к.)
6) 288 – R = 123 (к)

(Решение задачи записывается на карточке)

1) 56 – 17 = 39 (к.)
2) 56 : 8 = 7 (к.)
3) 56 + 7 = 63 (к.)
4) 36 х 8 = 288 (к.)
5) 56 + 39 + 7 + 63 = 165 (к.)
6) 288 – 165 = 123 (к.)

Ответ: осталось 123 кадра

Физкультминутка для глаз

Приложение 1, слайд – упражнение для глаз.

Учитель: А теперь предлагаю поработать в парах и выполнить 4 задания блиц-турнира.

Задание № 8 с. 4 – блиц-турнир

(Учащиеся выполняют задания,  результат записывают на табличке и показывают учителю. Учитель показывает правильный ответ. Выполняется 4 задания.)

а + (а + 5)
в – (с + d)
(m + n + k) : 7
а х 12 + в

(Учитель подводит итоги работы в парах и дает оценку этой работе.)

Приложение 1, слайд   7.

Для закрепления знаний взаимосвязи компонентов деления учащимся предлагается решить следующие уравнения.  (3 ученика решают эти уравнения у доски)

х : 9 = 809                  540 : х = 20                  3 : х = 810

V. Подведение итога урока

– Какие новые знания вы получили на уроке?
– Кто из вас затрудняется выполнить операцию умножения многозначного числа на однозначное?
– Сможете дома, сами составить 4-5 выражений на умножение многозначного числа на однозначное?

Дополнительно к домашнему заданию:

С. 3 уравнение № 10, задача № 7, примеры № 8 – из   этих заданий выберите одно, с которым вы  можете справиться самостоятельно без помощи  родителей.