Урок по окружающему миру "Отечественная война 1812 года". 4-й класс по системе Занкова

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи:

  • сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;
  • показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества;
  • подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;
  • продолжить работу по совершенствованию умений и навыков работы с картой, текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Погружение в проект

– Сегодня на уроке у нас новые имена и новые исторические личности. А начать я хочу со стихотворения Карамзина «К Отечеству».

Цвети, отечество святое,
Сынам любезное, драгое!
Мы все боготворим тебя
И в жертву принести себя
Для пользы твоея готовы.

– Как вы понимаете слово отечество? (Словарь Ожегова)
– 1812 год. Кто знает , какое событие произошло в этот год? (Началась отечественная война русского народа)
– Почему эта война называлась Отечественной? (Защита свободы и независимости своей Родины.)
Когда началась отечественная война? Прочитайте в учебнике с. 106 со слов 24 июня…
– Сегодня мы начнем изучение большой темы , и результатом нашего исследования будет рукописная книга, где каждая группа представит подобранный ими материал.
– С темой мы определились.

На доске: Отечественная война 1812 года (запишем в тетрадь)

– Ребята, как вы думаете война – какая она, каковы её признаки и свойства? (Война страшная, грозная, разрушительная.)
– Как вы лично относитесь к войне? (Я не хочу, чтобы в моей жизни была война.)
– А кто является решающей силой победы в войне: личность командира, армия или народ?
– Давайте выдвинем гипотезу о главной движущей силе победы над врагом:

Гипотеза: Только когда весь народ объединяется на защиту Отечества – наступает победа!

– Эту гипотезу мы и будем доказывать и при подведении итогов на следующем уроке мы согласимся или опровергнем её.

III. Планирование работы

1. Деление на группы

2. Определение направления работы для каждой группы

– Мы разделились на группы. Каждая группа будет работать над собственной темой.
А теперь давайте определим основные направления нашего исследования.
– Кто принял командование русскими войсками? Прочитаем в учебнике с.106.

На доске: Михаил Илларионович Кутузов

– Когда Кутузов принял командование войсками ему было уже 67 лет.
Демонстрируется портрет.
– Первая группа – тема вашего исследования – Военная биография Кутузова.
– Кто командовал французскими войсками?

На доске: Наполеон Бонапарт (портрет)

В конце 18 века генерал Наполеон Бонапарт захватил власть во Франции и провозгласил себя императором. С этого времени события в Западной Европе связаны с его именем и войнами.
– Вторая группа – тема вашего исследования – Военная биография Наполеона.
– Также мы будем знакомиться с основными событиями Отечественной войны 1812 года.

На доске основные события

– Какие основные события той войны вы знаете?
– Первым мы рассмотрим сражение на Бородинском поле. 26 августа сошлись две огромные армии.

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали…
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут…

– Как развивались события дальше –  нам расскажут ребят из третьей группы.

Наполеон стремился захватить Москву. Он говорил: « Если я возьму Киев – я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург – я возьму Россию за голову; если я возьму Москву – поражу ее в самое сердце».

– Ребята, подумайте, почему он так считал? Согласны ли вы с тем, что Москва сердце России?

– Действительно,  для каждого россиянина Москва была и остается в настоящее время сердцем страны, самым важным городом родины.

Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!

* * *

Вот, окружён своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружён,
Глядел на грозный пламень он.

– Почему Кутузов решил оставить Москву; что ожидало Наполеона и его армию в Москве – ответы на эти вопросы также предстоит найти ребятам из третьей группы.
– Как вы считаете, ребята, была бы так близка победа без помощи простых солдат, офицеров и простого народа?
– Четвертая группа нам подготовит сообщения о героях Отеч. Войны 1812 года. на доску
– Каких  героев вы знаете?

3.  Работа с литературными источниками

– Мы распределили темы исследований.  Но где взять материал, какими источниками можно воспользоваться?

  • Энциклопедии
  • Учебники
  • Интернет
  • Различная художественная и научная литература

– С литературными источниками мы определились. А как правильно  ими воспользоваться, какие правила существуют при работе с источниками?
– Мы уже знаем что эта работа проходит в несколько этапов:

1) Общее знакомство (на доску и в тетрадь)

– Как происходит первое знакомство с книгой?
– Что такое аннотация? (Словарь)

2) Внимательное чтение по главам и разделам (на доску и в тетрадь)

– Что делаем на этом этапе?
– Если встретилось трудное место, как будем читать?
– Достаточно ли прочитать статью один раз?
– На что ещё следует обратить внимание? (Схемы, рисунки, чертежи.)
– Чем необходимо пользоваться при чтении? (Словарями)

3) Выборочное чтение (на доску и в тетрадь)

– Что вы будете делать на этом этапе?

4) Составление плана прочитанного материала (на доску и в тетрадь)

– Что будет являться пунктами плана?

5) Выписки из прочитанного (на доску и в тетрадь)

– Вы должны помнить: «Что прочитано, продумано и записано, то становится действительно личным достоянием работающего с книгой».
– Что вы будете выписывать: все подряд или самое существенное и в краткой форме?
– Какой системой конспектирования удобнее воспользоваться? Почему? (Карточная.)

6) Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками (на доску и в тетрадь)

7) Критическая оценка прочитанного и запись замечаний (на доску и в тетрадь)

– Здесь следует обратить внимание на объективность суждений.

4. Знакомство с различными литературными источниками

  • Рассматривают книги.
  • Первичное прочтение.

– После того как вы дома поработаете с литературными источниками и сделаете выписки – каждая группа должна будет объединиться и подготовить страничку с самой интересной и важной информацией по своей теме. Затем мы выпустим нашу рукописную книгу, которую можно будет подарить библиотеке. Я думаю,  другим ребятам будет интересно познакомиться с результатом нашего исследования. 

5. Знакомство с историческими памятниками

– А сейчас я хочу познакомить вас с тем, как потомки увековечили память героев Отечественной  Войны 1812 года.

  1. В конце 19 века в Москве в честь победы над Наполеоном был сооружен храм Христа спасителя.
  2. Перед Казанским собором в Петербурге был установлен памятник Кутузову.
  3. В 20 веке был утвержден «Орден Кутузова».  Он бывает трех степеней. Им награждаются только офицеры за выдающиеся победы в войне.
  4. На бородинском поле установлен монумент, организован музей.

V. Итог урока.

1. Рефлексия деятельности

2. Тест к уроку «Отечественная война 1812 года»

На выполнение – 3 минуты.
За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. В каком году Французская армия вторглась в Россию?

А  в 1800 г.
B  в 1812 г.
С  в 1712 г.

2. Русская армия при первом ударе французов

A  начала отступление
В  начала наступление
С  сдалась врагу

3. Главнокомандующим русскими войсками был назначен

А  А. В. Суворов
В  Д. В. Давыдов
C  М. И. Кутузов

4. Главное сражение в Отечественной войне 1812 года произошло

A  у села Бородина
В  у деревни Фили
С  на Куликовом поле

5. После Бородинской битвы Кутузов приказал

А  вручить Наполеону ключи от Москвы
B  отступить к Москве и устроить пожары
С  сдаться Наполеону

6. В конце XIX  века в Москве в честь победы над Наполеоном был сооружён

А  Успенский собор
В  Кремль
C  храм Христа Спасителя

3. Проверка ответов.

– Чем для вас был интересен сегодняшний урок?
– Какие чувства возникли у вас?

V. Домашнее задание

– Каждой группе подготовить страничку по своей теме.