Решение иррациональных уравнений

Разделы: Математика


Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле.
А.Н.Крылов.

Цели:

  • Образовательные: обеспечить изучение темы.
  • Развивающие: способствовать формированию умений применять приёмы переноса знаний в новую ситуацию, развитию мышления и речи, внимания и памяти.
  • Воспитательная: содействие воспитанию активности, аккуратности и внимательности.

Метод урока: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, папка – справочник.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Наш урок я хочу начать словами великого русского математика, механика, инженера и кораблестроителя Алексея Николаевича Крылова (Слайд 1 , цитата).

Объявление темы и цели урока. (Слайд 2, Решение иррациональных уравнений)

Цель нашего урока познакомиться с понятием иррациональные уравнения и разобрать алгоритмом их решения, что позволит вам успешно сдать экзамен.

Существует мнение, что математика, изучаемая в старших классах школы, не имеет практического применения в жизни. Но мне не хочется с этим соглашаться.

Я предлагаю вам обратиться к слайду презентации. (Слайд 3)

Как вы думаете, что может объединять представленные изображения с математикой?

Я предлагаю вашему вниманию эти же иллюстрации в другом варианте

Оказывается, иррациональные уравнения применяются не только в математике, но и в фигурном катании (чтобы рассчитать длину шага при вращении (слайд 4)), в биологии (для расчёта площади тела насекомого или плотности среды его обитания (слайд 5), в физике (для вычисления скорости тела в СТО (Специальная Теория Относительности) Эйнштейна (слайд 6)), а так же в авиации (вычислять скорость горизонтального полета самолета, слайд 7), нужно решить иррациональное уравнения

2. Объяснение нового материала

Предлагается на доске решить уравнения:

1) х2 = 4

2) = 4

Чем отличаются эти уравнения? Какое условие накладывается на x в каждом из них? Следовательно, квадратный корень можно извлечь только из положительного числа.

Арифметическим квадратным корнем из числа a называется неотрицательное число b квадрат, которого равен a.

(Папка – справочник стр. 41).

Дадим определение иррационального уравнения и алгоритм его решения на примерах

Уравнение, в котором переменная находится под знаком корня, называется иррациональным. (Папка – справочник стр. 41).

Алгоритм решения (Папка – справочник стр. 41).

1) Возвести левую и правую часть в показатель степени корня.
2) Решить получившееся уравнение.
3) Обязательно сделать проверку и записать ответ.

Решать примеры мы будем под руководством ваших одногруппников.

Примеры:

1 учащийся.

1) =

   

    x – 5 = 2x – 3

    x – 2x = -3 + 5

    -x = 2

    x = -2

Проверка:

x = – 2; =

= , не имеет смысла.

Ответ: корней нет.

2 учащийся.

2) = 2

   

    – 5 = 4

    = 9

    x = 3

Проверка:

x = 3; = 2

= 2 – верно

x = -3; = 2 – верно

Ответ: = 3, = -3.

3 учащийся.

3) + 8 = x

    = x – 8

   

    x – 2 = – 16 + 64

    x – 2 + 16 – 64 =0

    + 17 – 66 = 0

    D = – 4 (-1) (-66) = 289 + 264 = 25 (Папка – справочник стр.31)

    x = = 11; 6

Проверка:

x = 11; = 11 – 8

= 3 –верно

x = 6; = 6 – 8

= – 2 – неверно, так как арифметический квадратный корень число положительное.

Ответ: x = 11

Подведём итог нашего урока, ответив на вопросы:

1. Какие уравнения называются иррациональными?
2. С чего начинают решение этих уравнений?
3. Что надо обязательно сделать после того, как получили корни уравнения?
4. Скажем большое спасибо вашим одногруппникам, за то, что помогли разобраться в этой теме.
5. Слайд 8.
6. Готовиться к экзаменам мы будем по “Сборнику заданий для проведения письменного экзамена за курс средней школы”.
7. Слайд 9.

3) Закрепление материала

Решить уравнения: Г.В.Дорофеев, Г.К.Муравин, Е.А.Седова, “Сборник заданий для проведения письменного экзамена за курс средней школы”, Дрофа, Москва, 2002 год. Стр. 135, № 5.27, 5.28, 5.35, 5.39, 5.45, 5.48.

Самостоятельная работа (с решением у доски)

Вариант 1.

1. Решите уравнение

2. Докажите, что следующие уравнения не имеют корней

1 . +5= 0

2. + = 0

3. =

4. + = 1

3. Решите уравнение

1 = =

2. =

3. =

4. =