Организация обучения первоклассников с позиции здоровьесбережения

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Здоровье обучающихся является важной составляющей социального, культурного и экономического развития страны, стратегическим потенциалом национальной безопасности, стабильности и благополучия общества. Формирование и укрепление здоровья играет важную роль в реализации целей, поставленных российским правительством в области охраны и сбережения здоровья российских граждан. Учитывая тот факт, что большая часть времени ребёнка, подростка занята образовательной деятельностью, школа должна играть в процессе здоровьесбережения ведущую роль. Школьные годы – это время интенсивного роста и развития организма, биологического и социального созревания личности, когда формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности и при всём при этом подростки больше других групп подвержены воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Приоритетным направлением образовательных учреждений является образовательное (конкретная база знаний по определённым предметам), но эти знания не будут реализованы, если ребёнок болен, неопрятен, в его жизни важную роль занимают вредные привычки. Таким образом, возникает потребность создания целенаправленной системы формирования здорового образа жизни. Приложение 1.

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача – сформировать у младшего школьника компетенцию личностного самосотвершенствования.

Данная компетенция является одной из ключевых компетенций и предполагает, что обучающиеся должны:

  • позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
  • знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;
  • владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
  • иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
  • уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих личностных и физических качеств.

Целью нашей работы является формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, выполнение элементарных правил здоровьесбережения.

Мы ставим следующие задачи:

  1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах сохранения здоровья;
  2. Создать элементарные представления учащихся об основных понятиях здорового образа жизни.

Разработанная нами программа с оздоровительным направлением предполагает комплексные мероприятия на протяжении всего курса начального образования.

Для учеников 1 классов в соответствии с санитарными нормами и правилами (СаиПиН) составлено расписание уроков продолжительностью 35 минут, таким образом, дневная учебная нагрузка с учётом того, что нет домашних заданий, составляет 2 часа 20 минут (астрономическое время).

Именно в 1 классе введена безотметочная система оценивания знаний обучающихся, основная задача которой – снять психологическую зависимость успешности ребёнка от оценивания его самого, так как ребёнок 6–7 лет соотносит любую оценку его деятельности со своей личностью.

Ежедневно проводится динамическая пауза (35 минут) после второго урока, что способствует снятию утомления у обучающихся, развитию двигательных способностей, улучшению психологического и эмоционального состояния детей. Кроме того, данные перемены частично компенсируют время нахождения детей на свежем воздухе (норматив по СанПиНам – 3,5–4 часа в день): пауза проходит на свежем воздухе или в малом спортивном зале в зависимости от погодных условий.

В 1 четверти учителя организуют коллективные подвижные игры (“У медведя во бору”, “Третий лишний”, “Догони свою пару” и т.п.). У детей этот период адаптационный, поэтому необходимо руководство учителя в любом виде деятельности. Во II–IV четвертях наряду с коллективными играми необходимо предоставлять детям свободное время, когда они самостоятельно организуют игры. Игры соответствуют времени года и физическому состоянию школьников.

Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, не следует требовать от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока. Поэтому на своих занятиях используем разные формы организации урока:

  • работа в группах (как статическая, так и подвижная);
  • работа в парах;
  • фронтальный опрос с использованием мяча.

Дети должны часто менять свои позы. Отдельные этапы урока возможно проводить стоя около парт. Дети должны двигаться не только во время физкультурных пауз, но и на определённых этапах урока. Например, сдавать тетради после проверки выполнения домашнего задания возможно разными способами: принести и положить тетрадь каждому ученику самостоятельно в указанное учителем место, передать тетради вперёд или назад по цепочке (ребёнок поворачивает тело и меняет тем самым позу). Во время выполнения заданий подходит к учителю, который может находиться не только за столом, а в любом месте кабинета.

В начальной школе целесообразно использовать элементы игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, поднятие руки, сигнальные карточки различного цвета.

В игровой форме проводится и словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используются так же на уроках математики.

На уроках, начиная с первого класса, используются разнообразные виды физкультурных минуток Приложение 2, направленные:

  • на снятие статичного напряжения (для всего тела);
  • на снятие зрительного напряжения (для профилактики близорукости) ;
  • на развитие мелкой мускулатуры кистей рук;
  • на снятие эмоционального и психологического напряжения (релаксация);
  • на формирование правильного дыхания.

Физминутки в 1–2-х классах носят игровой характер.

Физкультурные минутки могут быть в стихотворной форме, в схематичном виде (зрительные и общеукрепляющие), с предметами (карандаши, пластиковые стаканчики, листы бумаги, учебники, ластики и т.д.) [1], все зависит от личности и творчества педагога и школьников.

Необычны в использовании и очень эффективны упражнения для мышечного расслабления Приложение 3.

Особая роль для сохранения и укрепления здоровья детей отводится питанию в процессе обучения. В школе организовано полноценное питание горячими завтраками, в кабинетах начальной школы установлены кулеры с питьевой водой и одноразовыми стаканами. Дети обязательно перед принятием пищи моют руки с мылом около столовой, соблюдая гигиенический режим. При этом формируются необходимые культурологические навыки.

В осенний период родителями организуется “Витаминный стол”, на котором детям предлагаются овощи и фрукты (морковь, огурцы, томаты, капуста, яблоки).

На классных часах обучающиеся знакомятся: с понятием “здоровье”, с приемами его сохранения; с понятием “вредные привычки” и мерами их предупреждения; с понятием “здоровый образ жизни”; с правилами правильного питания; с закаливанием как эффективным средством укрепления здоровья и т.д. Формы классных часов разнообразны – командные игры, ролевые игры, конкурсы. Задания выполняются в группах и индивидуально, носят творческий характер.

Все ученики начальной школы активно участвуют в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья: “День здоровья”, “Мама,папа, я – спортивная семья”, “Весёлые старты”, “Кросс наций”, “Лыжня России”, конкурсы рисунков и плакатов, творческих работ, сочинений.

Осенью дети ходят в поход с родителями на природу. На свежем воздухе организуются подвижные игры, игра “Найди клад”, готовится обед на костре. Зимой – лыжные походы.

В зимний период организуется отдых детей за городом в Чернолучинской зоне. Дети находятся на свежем воздухе в постоянном движении – на лыжах или на коньках.

В апреле в школе проходит Неделя здоровья в рамках Международного дня здоровья. Данный проект направлен на формирование устойчивой мотивации обучающихся на здоровый образ жизни, увеличение двигательной активности детей и подростков. В ходе реализации проекта обучающиеся уточняют свои представления о ЗОЖ, о состоянии своего здоровья, формируют свою позицию по отношению к компонентам ЗОЖ. В программу недели входят разнообразные мероприятия – марафон “1000 шагов для здоровья”, конкурс рисунков, плакатов про здоровье и его компоненты, выпуск газет “Здоровые традиции – здоровая семья”, конкурс кричалок, ежедневные классные часы про здоровье, утренние зарядки, соревнования.

Большая часть детей младшего школьного возраста посещает спортивные школы, секции, танцевальные кружки.

Целенаправленная и систематическая деятельность педагогов и обучающихся способствует укреплению здоровья школьников, формируется положительное отношение к собственному здоровью.

Литература

  1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1–5 классы.-М.:ВАКО, 2004.
  2. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 112 с. – (Педагогическая мастерская).
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
  4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. – М.: ООО “Издательство Астрель”, ООО “Издательство АСТ”, ЗАО НПП “Ермак”, 2004