Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом

Разделы: Биология


Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о внешнем и внутреннем строении птиц.

Задачи:

  • Образовательные: при обобщении и закреплении знаний по заданному вопросу, осуществить выполнение главных требований к овладению знаний: полноту. Глубину, осознанность, системность, прочность. Направить внимание учащихся на выявление закономерностей, сущности вопроса.
  • Развиваюшие: способствовать развитию умений выделять существенные признаки, обобщать, делать логические выводы на основе полученных знаний. Развивать познавательный интерес к предмету, умения применять знания на практике, развивать память.
  • Воспитательные: воспитывать культуру труда, коммуникативные способности учащихся, экологическую культуру.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Основная часть урока

Ребята, мы познакомились с особенностями внешнего и внутреннего строения птиц и отметили, что многие их признаки связаны со способностью птиц к полету. Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о птицах и систематизируем их. Многие выводы вы сделаете самостоятельно, выполняя задания того раздаточного материала, который вы получили.

(Объявляется тема урока.)

Актуализация знаний.

Ребята, есть очень расхожая фраза, “что курица не птица”. Вы с этим согласны? Как вы, посмотрев на курицу, определяете для себя, что это животное принадлежит к Классу Птиц?

(Предполагаемый ответ: перьевой покров – первое, что бросается в глаза.)

Мы подробно рассмотрели строение пера, выполнили лабораторную работу, определил, что перья бывают разными, выполняют разные функции и располагаются на разных частях тела птицы.

1) Задание “Одень птичку”.

На доске вывешивается рисунок курицы без перьевого покрова. Предлагаются разные типы перьев. Необходимо на скотч прикрепить к рисунку перья, поясняя свой выбор. Для этого к доске вызывается ученик, прикрепляет перья к соответствующим частям тела птицы, перечисляет функции перьев.

2) Задание “Скелет птицы”.

Вспомните особенности строения костей и скелета птиц. Найдите соответствующую карточку /рисунок №1/. Вооружимся цветными карандашами. Раскрасьте:

  • Позвоночник – синим цветом;
  • Череп – зеленым цветом;
  • Тазовые кости – коричневым цветом;
  • Цевку – желтым цветом;
  • Ключицу – черным цветом;
  • Ребра – оранжевым цветом;
  • Вороньи кости и лопатки – фиолетовым цветом.

Вопросы для обсуждения данного задания:

– Чем кости птиц отличаются от костей других позвоночных животных? Что это дает птицам?
– Перечислите отделы крыла. Сколько пальцев осталось на кисти птиц? Почему?
– Перечислите отделы нижней конечности. Сколько пальцев имеет стопа?
– Почему грудина птиц имеет мощный гребневидный вырост – киль?
– Почему позвонки грудного, поясничного и крестцового отделов позвоночника сросшиеся?

3) Задание “Строение внутренних органов птицы”.

Класс делится на три группы, например по рядам, каждая группа получает свое задание. Контроль выполнения данного задания осуществляется в паре, путем взаимной проверки.

1 группа – пищеварительная система /рисунок №2/;
2 группа – кровеносная система /рисунок №3/;
3 группа – дыхательная система /рисунок №4/.

4). Задание “Где, чей мозг?”

Выполняется всем классом на раздаточном материале /рисунок №5/

Вопрос для обсуждения данного задания:

Каковы особенности развития головного мозга птиц?

5). Задание “Строение яйца птицы”.

Напишите на указателях раздаточного материала /рисунок №6/ название частей яйца птицы.

Вопросы для обсуждения данного задания:

– Сколько яичников и яйцеводов имеет самка птиц?
– Почему редуцирован один из яичников?
– Почему птица откладывает яйца с определенным интервалом, а не друг за другом?

6). Задание “Особенности строения птиц, связанные с полетом”.

Данное задание является итогом проделанной работы. Выполняется на раздаточном материале /рисунок №7/, собирается на проверку и оценивается.

7). Задание “Узнай птицу”.

Данное задание на эрудицию учащихся. В названиях многих растений фигурируют названия животных. Выберите из списка растения с “птичьим названием”.

Список растений: 1) волчье лыко; 2) львиный зев; 3) медвежье ушко; 4) кукушкин лен; 5) гусиный луг; 6) зубровка душистая; 7) лисий виноград; 8) воробьиная греча; 9) кукушкины слезки; 10) медвежий орех; 11) вороний глаз; 12) рябчик русский; 13) тигровый касатик; 14) пантерный мухомор; 15) гусиная лапка; 16) воробьиный щавель; 17) верблюжья колючка; 18) медвежий дудник; 19) страусник обыкновенный; 20) слоновий очиток; 21) заячья капуста; 22) козья ива; 23) кошачьи лапки; 24) мышиный горошек; 25) ястребинка волосистая; 26) кошачий щавель; 27) медвежий луг; 28) волчеягодник низкий; 29) маралий корень; 30) конский каштан; 31) орляк обыкновенный; 32) козлятник лекарственный; 33) ослинник душистый; 34) конский щавель; 35) клоповый тимьян; 36) щучка дернистая; 37) лисохвост тростниковый; 38) змееголовник крупноцветный; 39) мышатник; 40) баранец обыкновенный; 41) собачья фиалка; 42) коровяк скипетровидный; 43) котовниковый душевник; 44) мышиный гиацинт; 45) голубиный горох; 46) канареечник; 47) собачий пырейник; 48) козлиный ремнелистник; 49) клоповник Мейера; 50) горец змеиный; 51) птичья вишня; 52) боярышник петушья шпора; 53) вероника-петуший гребень; 54) джузгун-голова медузы; 55) копытень европейский; 56) ужовник.

3. Подведение итогов

Подвести итог урока, в соответствии с поставленными целями и задачами. Отметить наиболее активных учеников, оценить их работу. Собрать выполненные работы для проверки.

Приложение 1