Сложение и вычитание смешанных чисел. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Тип урока: комплексное применение знаний

ДДЦ: сформировать у обучающихся умение применять алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел в нестандартных ситуациях 

ТДЦ:

  • Познавательный аспект:создать условия для формирования  у обучающихся коммуникативной компетентности, умения применять алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел в нестандартных ситуациях 
  • Воспитывающий аспект: создать условия для воспитания чувства само- и взаимоуважения при работе в паре, культуре интеллектуального труда
  • Развивающий аспект:создать условия для развития произвольного внимания, мышления, познавательного интереса и активности в решении познавательных задач
  • Адаптивная цель:повторить алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел научиться применять алгоритм в нестандартных ситуациях – при сложении смешанных чисел и десятичных дробей 

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый

Педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, технология игровой деятельности.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: общеклассная, групповая, индивидуальная.

Структура урока:

  • Организационный этап – 2 мин.
  • Подготовительный этап (мотивация и актуализация) – 10 мин.
  • Основной этап: комплексного применения знаний – 23 мин
  • Информация о домашнем задании – 5 мин
  • Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия – 5мин

 Приложение 1. Фотография учебного занятия по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел»

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

Учитель приветствует обучающихся. Обучающиеся проверяют наличие всего необходимого  к уроку.

2. Подготовительный этап

Учитель: Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие на необычном поезде, который останавливается только на станциях с математическим названием. Путешествовать интереснее с друзьями, поэтому мы с вами разобьемся на экипажи. Выберите командира экипажа. Задача командира экипажа – организовывать, анализировать и оценивать работу каждого члена экипажа. Чтобы наше путешествие было познавательным и интересным, вам нужно быть активными,  внимательными, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Каждому обучающемуся выдается маршрутный лист, командиру экипажа – лист контроля (Приложения 2).

1 станция:  Отправительно-повторительная

  • Устный счет: Найдите ошибку: а); б) 4; в) 7;
  • Заполните пропуски: а) 2,3 = 2; б) 11,8 = 11; в) 5,36 = 5;
  • Поднявшись на верхнюю ступень лестницы, попробуйте сформулировать «название нашего путешествия».

Вспомогательные вопросы:

– С какими числами работали в устном счете?
– Что изучали на предыдущих уроках?

Учащиеся решают проблемную ситуацию, предлагают варианты темы учебного занятия. Оформляем работу на доске и в тетрадях.

Учитель: Как вы думаете, что мы узнаем и чему научимся во время путешествия? Обучающиеся формулируют адаптивную цель учебного занятия. На доске записана адаптивная цель и закрыта листами (узнаем, научимся).

3. Основной этап

2 станция: Познавательная

Учитель: Вернемся к нашему примеру: 2,6 + . Выполните действие самостоятельно в тетрадях, решение обсудите в группе. Подсказка – способов два.  Обучающиеся работают в парах: одна пара одним способом, вторая – другим;  или десятичную дробь записать в виде смешанного числа, или смешанное число – в виде десятичной дроби. Оба решения записываем на доске.

2,6 + 2,6 + 1,75 = 4,35           2,6 +   = 2 +  = 2 + 1 = 3 = 4

Учитель: Всегда ли можно выполнить решение первым способом? От чего это зависит?

Учитель подводит итог: действия можно выполнить двумя способами, перевод смешанного числа в  десятичную  дробь возможен только тогда, когда знаменатель дробной части является делителем 10, 100, 1000 и т.д.

3 станция: Примерная

– А сейчас проверим, как экипажи умеют дружно и слаженно работать. Три группы выполняют пример под буквой а), а другие три – под буквой б).
Первые две группы, выполнившие задание, по одному примеру пишут на доске. Остальные проверяют и записывают в тетрадь.

а) 2,4 +   =  + 1 =  + 1 = 3 = 4

б) 3,7 – 2 =  – 2 = – 2 = 1 = 1

Учитель: Можно ли было первый пример решить другим способом, а второй? Запишите решение на доске.

Физкультминутка:

– Пришло время отдохнуть.

А теперь все дружно  встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели – вновь за дело!

Гимнастика для глаз

4 станция: Задачная (отгадываем ребус, учитель показывает на листе)

Решаем задачи:

1) Федя и Вася шли навстречу друг другу. Каждый час расстояние между ними уменьшалось на 8 км. Найдите скорость Феди, если скорость Васи 3,5 км/ч (тем группам, которые решали пример на сложение).

Решение: 8 – 3,5 = 8 – 3 = 8 – 3 = 5 (км/ч) – скорость Феди

2) Теплоход в стоячей воде проходит 28 км за 1 час. Скорость течения 2,5 км/ч. Найдите скорость  теплохода по течению (тем группам, которые решали пример на вычитание).

Решение: 28 + 2,5 = 28,375 + 2,5 = 30,875 = 28 + 2 = 28 + 2 = 30 (км/ч)

5 станция: Уравнительная

Каждой группе выдается четыре уравнения: каждый участник решает по одному уравнению, затем идет проверка в группе друг у друга. Командир экипажа поднимает руку и учитель дает  ключ с ответами. Решив все правильно, каждая группа должна получить слово «Молодцы!» (Слово разбивается по слогам, с обратной стороны приклеивается правильный ответ; приложения 1 и 3)

1.    5  +  = 8,4                                  3.  1 + z = 2,5
2.    3  – y = 1,3                                   4.   k – 6 = 7,2 

6 станция: Конечная

Учитель: Подведем итоги нашего путешествия. Достигли ли мы поставленной цели? На этот вопрос нам помогут ответить результаты теста (выполняют индивидуально, по вариантам)

Тест (на отдельных листочках). Ответы за закрытой доской.

Ключ:

1 вариант – Г, Б, В, А, А;  
2 вариант – Б, Г, А, В, Г.

1 вариант                                                                 2 вариант

1. Выполните действие: 7 – 6,2

А) 13
Б) 1,1
В) 1,5
Г) 1

1. Выполните действие: 9 – 1,8

А) 7,2
Б) 8
В) 10,8
Г) 11

2. Найдите значение выражения: 2,3 + 4

А)  5
Б) 6,8
В) 7
Г) 6,5

2. Найдите значение выражения:  4,7 + 5

А) 10,2
Б) 10 
В) 9
Г)10,45

3. Решите уравнение:

А) 3 
Б) 6,5
В)  6  
Г) 3,7

3. Решите уравнение: y – 2 = 3,4

А) 5
Б) 1,1
В) 1 
Г) 5,5

4.Найдите корень уравнения: 3,7 – y = 2

А) 1,45
Б) 2
В) 5,95
Г) 5

4.Найдите корень уравнения:  + 1 = 7,3

А) 8,9
Б) 4
В) 5,7
Г) 1

5. Решите задачу:

Собственная скорость лодки  25,6 км/ч.
Скорость течения реки 2  км/ч.
Найдите скорость лодки против течения.

А) 23 км/ч
Б) 23,3 км/ч
В) 27,9 км/ч
Г) 27 км/ч

5. Решите задачу:

Собственная скорость катера  32,4 км/ч.
Скорость течения реки 3 км/ч.
Найдите скорость лодки по течению.

А) 29,3 км/ч
Б) 29 км/ч
В) 35,5 км/ч
Г) 35 км/ч

4. Информация о домашнем задании

Учитель комментирует домашнее задание:

- выполнить № 422, 423, 426(а,в),
- творческое задание: составить и решить задачу в несколько действий на применение сложения и вычитания десятичных дробей и смешанных чисел.

5. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель предлагает вернуться к цели урока и ответить на вопросы:

– Чего узнали? Чему научились?
– Что еще не знаем, но хотели бы узнать?»

Учитель предлагает оценить удовлетворенность своей работой на уроке, используя рефлексию «Дерево».

– Украсьте дерево плодом, исходя из обозначения цвета

Обозначение цветов:

  • Красный – урок очень интересный. Мне все понравилось, я все понял(а)
  • Желтый – мне понравился урок, но я не все понял(а)
  • Синий – я все понял(а),но урок был не очень интересный
  • Коричневый – было скучно, я ничего не понял(а)