Песец – полярный путешественник

Разделы: Биология


Цели занятия:

  • Закрепление знаний о приспособленности живых организмов к условиям среды обитания  на примере песца – обитателя тундры.
  • Получение представлений о сезонном диморфизме, территориальности, миграциях, кочевках; о некоторых пищевых отношениях – хищничество, всеядность, нахлебничество.
  • Развитие наблюдательности, умений анализировать информацию, выдвигать гипотезу, доказывать ее, делать выводы.
  • Формирование умений вести диалог.
  • Формирование бережного отношения к природе.

Оборудование. Карта природных зон планеты и россии, глобус, видеофильм. Самостоятельная работа для учащихся (Приложение 1) Карточки с сообщениями из «справочного бюро» и комментариями, которые будут давать книгочей и песец дымка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний, или почему северный олень не живет в Африке.

Земля имеет шарообразную форму, наклонную ось вращения. Это обусловливает следующие явления: неравномерное распределение солнечной радиации на поверхности планеты и постоянное движение воздушных масс. Количество тепла уменьшается от экватора к полюсам. Чередуются сезоны года, глубина сезонных изменений наиболее проявляется в высоких широтах. С материка дуют постоянные сухие ветра, с моря на материк – постоянные влажные ветры. Эти явления и географические характеристики местности – широта и высота над уровнем моря, – определяют климат местности.
От климата зависит распределение живых организмов по планете. В настоящее время мы не встретим жирафа на севере, в Африке живет не северный олень, а другие его копытные родственники.

3. Новые знания, которыми с нами делятся  ученые, путешественники и другие специалисты. Сегодня мы путешествуем на север в тундру. По словам Питера Фабра: «Тундра начинается там, где кончаются леса, и простирается на север до вечных снегов и льдов Евразии и северной америки».  (6)
Посмотрим фильм об этом крае, для кого-то далеком, а для нас родном и близком. К сожалению, при перезаписи фильма пропал звук. И нам предстоит прокомментировать то, что увидим в фильме.

Просмотр фильма.

4. Обсуждаем, спорим, предполагаем, доказываем. Новые знания, которые добудем сами. Наши помощники – песец Дымка и Книгочей, – застряли в тундре. Их роль предстоит исполнять вам, ребята.

Учащиеся получаю «самостоятельную работу» и карточки с сообщениями помощников.

О ЧЕМ РАССКАЖЕТ ПОРТРЕТ ГЕРОЯ

Задание 1. В портрете песца допиши слова, характеризующие его внешность.

Песец ростом невелик. Длинно_ _ _ _ _ _ _ _. Длинно_ _ _ _ _ _ _. Коротко _ _ _ _ _ _. Коротко _ _ _ _ _.  Коротко_ _ _ _. 

Вопрос учителя. Почему у песца такие особенности внешнего вида?

Ответ учащихся. Во внешности песца все признаки млекопитающего животного.

Ответ. Так как, ученики уже знакомы с понятиями приспособленность и адаптации, предполагаемый ответ: длина шерсти, размеры некоторых частей тела, характерные для этого животного, не случайны и являются адаптациями песца к условиям, в которых он обитает.

Вопрос. Каковы особенности среды обитания песца? Нам рассказал об этом фильм. О каких природных особенностях тундры вы узнали раньше? Назовите и опишите их.

Ответ. Недостаток тепла. Продолжительная зима. Снег лежит большую часть года. Ветра. Вечная мерзлота. Заболоченная почва. Низкая растительность. Небольшое число видов животных. Полярный день и полярная ночь.

Вопрос. Какая особенность песца, как млекопитающего и какие черты его внешней организации позволяют жить в тундре, в некоторых районах которой средняя годовая температура ниже нуля, а средняя температура самого теплого месяца не больше 10 градусов?

Ответ. Песец, как все млекопитающие, теплокровное животное, поэтому может существовать при  низкой температуре среды. При холоде длинная шерсть и пуховой подшерсток сохраняют тепло тела зверя. К зиме густота меха увеличивается.

Вопрос. Что об этом можно узнать в нашем   справочном бюро?

Работает справочное бюро. Сегодня в нем дежурит Книгочей, который много прочитал и много знает: «Уточняю! Тепло сохраняет не шуба, а воздух, который задерживается между упругими длинными остевыми и мягкими пуховыми волосами. У некоторых зверей сердцевина остевого волоса пориста. Воздух обладает высокими теплозащитными свойствами, в сравнении с материалом шубы. Вместе они хорошо работают, сохраняя тепло, которое вырабатывается каждой клеточкой живого организма. Читайте книжки!» (4)

ЧЬИ УШИ ДЛИННЕЕ

Вопрос. Попробуем примерить портрет песца к его близкой родственнице лисице и к его близкому соседу по тундре овцебыку, «покрытому длинной косматой шерстью и густым подшерстком». Кому из них больше подойдет портрет песца?

Ответ. Лисица и песец имеют внешнее сходство по родству. Песца и называют полярной лисицей. Мех богат у каждого из этих животных. Но «архитектура» тела более схожа у песца и овцебыка. У них короткие уши, ноги, морды.

Вопрос. С каким условием среды связаны эти особенности животных?

Ответ. Из предложенных ответов выбирается ответ «с недостатком тепла».

Вопрос. Объясните «укороченность» хвостов, ушей, ног. Вспомните позу человека, загорающего на пляже и оказавшегося не совсем одетым на морозе.

Ответ. Уменьшается потеря тепла зверем.

Вопрос. Выдвинете предположение о длине ушей зайца беляка, живущего на севере и в средней полосе нашей страны. Выдвинете предположение о причинах «покраснения» ушей у кролика, который только что активно погулял.

В СОХРАНЕНИИ ТЕПЛА НЕТ МЕЛОЧЕЙ

Дымка дает совет младшему собрату: «зимой, готовясь к ночлегу, выбери место за бугром, под берегом, за торосом. Там найдешь защиту от пронизывающего ветра. Свернись «калачиком». Накройся хвостом. В сохранении тепла мелочей не бывает. Затянулась пурга? Мороз не спадает? Выкапывай нору в снежном сугробе и оставайся в ней несколько дней подряд. Не высовывай нос наружу. А без еды наш брат может несколько дней обходиться».

Книгочей уточняет: «в таких убежищах температура воздуха всю ночь может держаться – 5, – 2 градуса  при морозе снаружи – 50 градусов. Воздух в подснежной норе нагревается не только животным, но и благодаря почвенному теплу. Снег же обладает теплоизолирующим свойством.  Об этом хорошо знают глухари и рябчики, зайцы и горностаи».

И ПЯТКИ ОБУТЫ

Вопрос. Зимнее обмундирование зверя это не только шуба, но и рукавицы. Или валенки? У песца вся подошва лап густо покрыта волосами. Как работает это приспособление при передвижении по снегу?

Ответ.  Густой мех согревает ноги зверя, защищает от ранений ледяными корками.

Ответ. Лапы – снегоступы увеличивают площадь опоры и уменьшают нагрузку на грунт. Это удобное приспособление, которое   помогают зверю передвигаться и по рыхлому снегу, и бегать по скользкому снежному насту и льду.

Дымка: «Про экономию, про экономию не забудьте. Приходилось вам прокладывать тропинку после хорошего снегопада? Из сил выбились? А я на снегоступах легко иду по рыхлому снегу.  Не проваливаюсь. И удобно, и энергию сберегаю».

СТАРАЯ ЗАГАДКА С НОВЫМИ ОТВЕТАМИ

Задание 2. Выбери и отметь наиболее походящий по-твоему мнению ответ.

«Летом – серый, зимой – белый» – это загадка про

А) зайца-беляка, песца, копытного лемминга,
Б) зайца-беляка, песца, белого медведя,
В) зайца-беляка, песца, соболя.

Замени  «серый» на другой цвет. Каких животных еще можно назвать, и ответ на эту загадку будет правильным?
«Сезонный диморфизм» –  так называется природное явление, описанное в детской загадке. Предложи свою формулировку этого понятия, объясняющую суть явления. Сравни ее с формулировкой  из словаря.

КТО СЫТ – ТОМУ ХОЛОД НЕ СТРАШЕН

Книгочей: «Как много съестного может встретить песец в тундре или на морском берегу! Начинайте перечислять. Вы получили рацион этого хищного зверя. Ученые подсчитали, что рацион песца состоит из более 100 видов животных и более 20 видов растений».

Дымка: «Не думайте, что моя всеядность, обеспечивает мне жизнь беззаботную и сытую. Еда еде рознь. Добрый обед трудом дается».

Задание 3. Правильные ответы на тесты помогут тебе выяснить, какова основная добыча песца    и разобраться в причинах его путешествий зимой.

1. Для песца меньше всего характерно

А) разорение гнезд и питание яйцами, птенцами и птицами,
Б) ловля и питание рыбой,
В) охота на леммингов и полевок.

2. Охотничьи маршруты песца после выпадения снега пролегают вдоль ручьев и небольших рек

А) потому что в долинах рек меньше дует ветер,
Б) потому что здесь больше всего скапливается леммингов,
В) потому что песец переходит на питание рыбой.

3. Если зима очень снежная

А) песец остается в тундре,
Б) он покидает тундру и уходит на юг в лесную зону или на север к белым медведям.

4. Если зима очень снежная песец уходит из тундры

А) потому что основная добыча – лемминги залегают в спячку,
Б) потому что основная добыча – лемминги покидают тундру,
В) потому что основную добычу – леммингов становиться трудно добыть.

НЕ ВСЕ ПЕСЦУ МАСЛЕННИЦА

Задание 4. Ответь на вопросы и заполни кроссворд.

1. Какой «строительный материал» покрывает крышу зимнего жилища лемминга?
2. Какое природное явление делает эту крышу очень прочной?
3. Что образуется на крышах всех зимних жилищ в тундре под действием природного явления?

Сделай вывод, ответив на вопрос: «как эти природные явления сказываются на жизни песца»?

Дымка: «Тут где-то про запас кусочек съестной я спрятал. Но, после такой напасти и его не достанешь».

КУДА ПУТЬ ДЕРЖАТЬ

Вопрос. Вспомните фильм. Кого сопровождает песец во время зимних путешествий? И почему?

Ответ. Основная добыча – лемминги, –   становится недоступной для песца. Всю холодную темную северную зиму песец может следовать по пятам белого медведя. Выходит за гигантом и на морской лед.

Дымка: «Медведь, поймав нерпу, съедает жир. Большую часть мяса оставляет. Вот и  мне   подкрепление. А то, что «нахлебником» зовут? Так обидой ни сыт, ни жив не будешь».

Книгочей: «А в эту «небылицу» можно поверить? Слышал я, что ты и за волками следом идешь».

Дымка: «Зимой волков и медведей бояться – не выжить. Мощным хищникам не  составит труда съесть меня.  Осторожность! Удача! И мне достанутся остатки и волчьих трапез.
Можно отправиться в путь  и за северными оленями. Бежать по снегу легко, да не сладко – лемминги под надежной снежной крышей. И моими крепкими изогнутыми когтями ее не одолеть. Олени раскапывают копытами спрессованный плотный снег. Добираются до ягеля. А тут и моя добыча бегает. Иногда зимой мы уходим за тысячи километров от дома».

Задание 5. Как называется путешествие, в которое отправляется песец зимой?

Тебе помогут гласные буквы:

  И     А   И Я

Как называется более короткое путешествие?
Теперь твои помощники согласные буквы:

К   Ч   В К  

ЛЕГКОЙ ЖИЗНИ НЕ БЫВАЕТ

Дымка: «Конечно, сытнее мне живется летом. Особенно в лемминговые урожайные годы. Но когда добычи много, и охотников хватает. Да и у самого в такие годы в норе ждет меня десяток, а то и полтора голодных ртов. Только успевай для себя корм добывать, потомство кормить, еще и владения свои охранять».

Вопрос. От кого охраняет песец свои владения?

Ответ. От соседа песца.

Дымка: «Поначалу мы с соседом здорово враждовали. Но установили границы своих участков. Моя территория – моя кормилица. Теперь драк не затеваем, не тратим на них сил и здоровья. В отношениях с соседом порядок. При этом некоторые задачи можно решать сообща».

ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ

Задание 6. Прочитай рассказ. Реши, не добавил ли автор в правдивый рассказ фантазий. Если – да, «заключи» фантазии в скобки, или зачеркни. Если сомнений в правдивости нет, оставь рассказ без изменений.

1) По повадкам и образу жизни песец похож на лисицу.
2) Норы песцов можно найти в лесу.
3) Песчаные сопки, которые песцы используют для своих жилищ, сплошь изрыты ходами.
4) В таких обширных городках могут жить одновременно две или три семьи.
5) Подходящие для строительства нор места используют из года в год – 15-20 лет подряд.
6) А иногда сотни и даже тысячи лет.
7) Участки рядом со своими городками песцы удобряют, чтобы разрасталась растительность.
8) Летом городки хорошо заметны из-за яркой зелени.
9) Зимой песец забывает о своем обустроенном жилище.
10) И в пургу, и в сильный мороз песец выкапывает нору в снежном сугробе.
11) И не покидает ее несколько дней подряд.
12) Летом бывает, самка выкармливает до 20 щенков.
13) Своих принесла 8-9 детенышей.
14) А остальных щенков украла.
15) Приемышей кормит так же хорошо, как и своих детей.

Вопрос. Если ты решишь, что у песцов возможно совместное выкармливание потомства или выкармливание приемышей, сделай предположение о цели подобного поведения?

Ответ обсуждается учащимися.

Дымка уточняет: «Взаимопомощь» песцов выгодна не отдельной семье хищников, а всему нашему «братству».

Книгочей: «Истории с украденными щенками известны! Читайте книжки!» (1)

5. Обобщаем и закрепляем материал

Вопрос. Что же помогает песцу жить в суровых, по-нашему, мнению условиях тундры и летом, и зимой?

Ответы учащихся учитель записывает на доске. Учащиеся самостоятельно или вместе с учителем заполняют строки правой части таблицы задания 7, внося ответы соответственно условиям «задач», указанным в левой части таблицы. (приложение 1.)

Задание 7. Какие особенности песца делают возможным его существование на севере – стратегия млекопитающего.

Задачи, которые надо «решить» животному, чтобы жить в тундре Что помогает животному «решать» эти задачи
Жить в среде с низкими температурами и длительной зимой Быть млекопитающим, которым свойственны теплокровность, живорождение, забота о потомстве, сложное поведение
Сохранять тепло Высокое качество меха, укорочение отдельных частей тела. Использование временных нор, неслучайный выбор места для ночного сна, позы.
Обеспечить себя пищей и при недостатке основной добычи Смена «местопребывания»: миграции, кочевки. Изменение характера питания: наряду с хищничеством, всеядность и нахлебничество. Запасание пищи.
Восстанавливать численность после гибели многих животных при неблагоприятных условиях Большая численность потомков, выкармливание чужих щенков
Сберегать энергоресурсы животного
Сберегать общие энергоресурсы
Снегоступы, облегчающие передвижение
Территориальность
Не обнаруживать себя перед врагом и добычей Сезонный диморфизм

Вывод предлагается сделать учащимся. Песец –  организм, обладающий комплексом адаптаций, необходимым для существования в условиях тундры.
Книгочей: «читайте книжки! Про «комплекс адаптаций песца» вы еще ни мало узнаете».

6. Как мы работали. Заполняем «оценочную таблицу» (Приложение 1)

Совет учителя. При знакомстве с другими животными, живущими на севере, обратите внимание: есть ли у них с песцом общие черты в стратегии освоения севера.
Как вы предполагаете использовать полученные знания? Достаточно ли у вас знаний, для того, чтобы сказать, почему на севере вопросы охраны природы стоят наиболее остро?

Нам решать вместе

В рассказе о семейных делах песцов есть подтверждения словам питера фабра из книги «популярная экология»: «нет таких организмов, которые не подвергались бы воздействиям внешней среды и сами не оказывали  бы влияния на свое окружение». (6)

7.  Домашнее задание

– Какой организм больше других изменяет окружающую среду, часто нарушая равновесие в природе?
Песец преодолевает все трудности жизни на суровом севере. Зверек использует многие возможности среды обитания для сохранения своей жизни и продолжения рода. Ему пока не грозит опасность исчезнуть с лица земли.
Человек тоже осваивает природные богатства тундры, добывает здесь газ и нефть. Человек не приспосабливается к условиям тундры. Он приспосабливает ее к себе. Изменяет. Разрушает.

– Каким будет продолжение отношений: песец и все обитатели тундры – тундра – человек?
– Какое задание ты дашь себе и всем нам, чтобы не случилось беды? Нам решать вместе?

Ответы на задания самостоятельной работы «Песец – полярный путешественник»

Задание 1. Длинношерстный. Длиннохвостый. Короткомордый. Коротконогий. Короткоухий.
Задание 2. 1 – а. Горностай, ласка, белая куропатка, тундряная куропатка.
Задание 3. 1 – б. 2 – б. 4 – б. 5 – б. 6 – в.
Задание 4.
1. Снег. 2. Ветер. 3. Наст.
Задание 5. Миграция. Кочевка.
Задание 6.
Ошибочные сведения под номерами: 2, 7.

Литература:

1. Корытин С.А. Запахи в жизни зверей. М.: Знание, 1978, с. 20.
2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология. М.: Школа-Пресс. 1996.
3. Сдобников В.М. По тайге и тундре. М.: Гос. Изд. Географической литературы. 1956.
4. Сергеев Б.Ф. Мир лесных дебрей. М.: Дрофа, 2003, с. 105.
5. Успенский С.М. Живая арктика. М.: Мысль. 1987.
6. Фабр П. Популярная экология. М.: Мир. 1971.