Единство географического и духовного образования школьников (краеведение)

Разделы: География


"В образовании очень вредно обращать внимание только на рассудок и ум, забывая о сердце...
Именно на сердце больше всего надо обращать внимание".
Иоанн Кронштадский

Наша школа работает над становлением общеобразовательного учреждения с этнокультурным (русским) компонентом образования. И предмет "География", как ни какой другой, органично вписывается в эту программу.

В отличие от других предметов география не только является комплексной наукой, но и включает в себя одновременно дисциплины естественного и гуманитарного цикла. Большое место в курсе Географии отводится изучению нашей Родины. Введение краеведческого компонента позволяет ученикам почувствовать себя частью единого целого, помочь понять и полюбить ту землю, на которой мы живем.

Тема моего самообразования - "Реализация средствами школьного краеведения единства географического и духовного пространства в воспитании и образовании школьника"

Работа над этой темой во многом позволила углубить гуманитарную и краеведческую направленность в преподавании географии. Комплексное изучение родного края способствует наиболее полному использованию самостоятельных и исследовательских работ для этой цели. Дает возможность добиться позитивной динамики учебных достижений и высокого уровня качества знаний обучающихся.

Школа № 11 находится в микрорайоне "Красная горка" г. Подольска, расположенном на левом берегу реки Пахры. Вся жизнь школьников связана с этим местом, которое очень красиво и живописно.

Одной из границ микрорайона является старый заросший овраг. Он образовался на месте открытой добычи известняка. С XII века, когда стали возводится первые каменные постройки, известняк использовали как главный строительный материал.

На протяжении нескольких столетий жители города занимались промыслом "белого камня"- известняка. В пойме реки Пахры располагается несколько заброшенных карьеров, а в двух километрах от школы находится огромный карьер, из которого долгое время добывали известняк для цементного завода.

Учебные экскурсии в эти места послужили началом сбора школьной палеонтологической и минералогической коллекции. А постоянный интерес школьников к геологии, минералогии, палеонтологии подтолкнул к созданию плана кружка "Краеведения", который помог ответить на интересующие ребят вопросы.

Занятия в краеведческом кружке помогают развивать интерес к предмету и выполняют большую роль в формировании любви к своей Родине. Школьниками было написано несколько научных работ.

Неотделимой частью работы кружка является экологическое образование и воспитание учащихся. Наш район испытывает весь негатив, который несет в себе большой промышленный город. Поэтому вопросы загрязнения окружающей среды и защиты природы от агрессивного наступления человека остаются в центре внимания работы кружка "Краеведения".

Работа в кружке помогает:

  • формировать умение самостоятельно изучать природное и культурное наследие Подмосковного региона;
  • осознать современные взаимоотношения человека и природы в родном крае;
  • принять участие в решении общественно значимых проблем региона;
  • расширить общий и географический кругозор учеников, обогатить их новыми знаниями о наиболее значимых объектах природы;
  • расширить и углубить знания об охраняемых территориях;
  • показать ранимость биосферы и важность решения экологических проблем.

Позитивными результатами работы кружка являются:

  • формирование навыка выступления перед аудиторией и умения слушать выступления своих товарищей;
  • организация районной акции "Защитим Подольский карьер от уничтожения";
  • проведение 5-ти научно-творческих мастерских учащихся:
    • Народные промыслы Подольского района;
    • Рождение русской матрешки;
    • Первые центры кружевоплетения в Московской области;
    • Экология рек Волжского бассейна;
    • Диалог Мировых религий.

Школьники, участвующие в работе кружка "Краеведение" стали призерами в конкурсе фоторабот в рамках Областной экологической конференции "Природа встречает друзей", организованной Областным детским экологическим центром при Московском государственном областном университете и в 2008/2009 г. в номинациях "Памятники природы Подмосковья" и "Садово-парковые ансамбли, памятники материальной и духовной культуры".

В школе создано Научное Общество Учащихся (НОУ). На рисунке представлена структура работы естественнонаучной секции НОУ (Рисунок 1).

Ежегодно в естественнонаучной секции НОУ проводится большая творческая работа, в результате которой ученики школы неоднократно становились победителями и призерами муниципальных и региональных научно-практических конференций.

  • Вот некоторые темы последних призовых работ :
  • "Рождение русской матрешки на Подольской земле";
  • "Палеонтологические находки в пойме реки Пахры";
  • "Подольское кружево: Вчера, сегодня, завтра :";
  • "Происхождение Подольского карьера - природного памятника Подмосковья".

Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются образовательно-развивающие экскурсии.

За последние три учебных года в рамках работы кружка "Краеведения" проведены следующие экскурсии: в Выставочный зал г. Подольска; в краеведческий музей г. Подольска; в мемориальный комплекс "Подолье"; в Палеонтологический музей; в музей Дарвина; в Третьяковскую галерею; в океанариум; в г. Серпухов. Соборная площадь, монастыри города, краеведческий музей; в г. Таруса, посещение краеведческого музея и музея Марины Цветаевой, обзорная экскурсия по городу; в Геологический музей им. Вернадского; в Государственный исторический музей; в Приокско-Террасный заповедник; в Савво-Сторожевский монастырь город Звенигород; в Мемориальный музей "Поленово"; в центр народных промыслов "Бабенская игрушка" (поселок Шишкин Лес), усадьба Михайловское; в краеведческий музей поселка Щапово; город Видное: Бутовский полигон, Храм Святых новомучеников и исповедников Российских, Свято-Екатерининский мужской монастырь, Храма - памятника в честь великомученика Георгия Победоносца.

"Православие - каркас русской цивилизации" - эта фраза прозвучала, на ставших традиционными, Рождественскими чтениями, проходившими в декабре этого года в городе Подольске. При изучении темы "Освоение территории нашего государства" можно представить, что везде, где русские люди основывали свои первые поселения, везде возникали сначала часовни, а за тем и православные храмы.

Нельзя не сказать о большом значении возникновения монастырей на территории России. Монастыри являлись не только оплотом веры русского народа, но и очагами культуры.

Древние книги, распространение грамоты, иконопись все это возникло и стало развиваться в стенах монастырей. Монастыри становились крепостями при нападении врагов. Туда люди тянулись за советом и помощью. И часто именно монастыри становился градообразующим элементом, возле которого сначала появлялись небольшие поселения. Ведь в случае нападения врагов за стенами монастыря можно было укрыться от неприятеля. Поэтому в экскурсионной работе со школьниками посещение монастырей занимает особое место.

Большой образовательный, воспитательный и развивающий результат всегда приносят экскурсии в Приокско-Терассный заповедник, расположенный недалеко от города Серпухова. Роль охраняемых природных территорий в человеческой истории и в жизни современного общества многообразна. Это можно почувствовать, когда находишься в таком заповедном месте.

Важное место в образовательном туризме занимают комплексные экскурсии. Примерами таких экскурсий могут служить экскурсии в г. Тарусу, Паленово, г. Серпухов, г. Видное.

Такие комплексные экскурсии, позволяют охватить за один день такие предметы как историю, географию, краеведение, православную культуру и оказывают большое воспитательное и образовательное значение для школьников.

Комплексное изучение родного края способствует наиболее полному использованию самостоятельных и исследовательских работ для этой цели. Дает возможность добиться позитивной динамики учебных достижений и высокого уровня качества знаний обучающихся.

Живое общение с природой стимулирует интерес школьников, которые должны не только смотреть, но и делать выводы из того, что увидели. На экскурсиях учащиеся не только приобретают новые знания, но и получают навыки самостоятельной работы.

Любая экскурсия требует обязательной предварительной подготовки и соблюдения некоторых простых правил:

  • определение темы экскурсии, место её проведения, составление плана;
  • рассказывать только о том, что можно показать;
  • не оставлять экскурсантов только слушателями, привлекать их к активной работе;
  • уметь сконцентрировать внимание на нужном объекте;
  • закрепить материал экскурсии в памяти учеников.

Успешная экскурсия невозможна без тщательной подготовки учителя, который должен подобрать и изучить требуемую литературу, побывать на маршруте, подготовить инструкцию по технике безопасности для детей, выявить наиболее опасные участки маршрута, подготовить задания для отдельных звеньев учащихся.

При проведении экскурсий использовались методические рекомендации: Кузнецова С.С. [1], Морозова П.Е., Ильясова И.В., Кузьмина С.А. [2], Пахневича А.В. [3], Бондарева В.П. [4], Сербаринова А.Е. и других авторов.

В этом учебном году планируется создать детский эколого-географический лагерь "Звенящий ключ", где в летние каникулы будет проходить комплексная полевая практика по изучению природного комплекса, расположенного на левом берегу реки Десны около Святого источника Параскевы Пятницы. Это традиционно любимое места отдыха жителей района и отдыхающих в санатории "Ерино". Задача, которая стоит перед нами непростая - силами детей и учителя на основании собранного материала составить "Экологическую тропу" этого района.

В школе создана система духовно-нравственного образования, развития и воспитания учащихся в курсе географии в школе с этнокультурным (русским) компонентом в образовании по трем основным направлениям (Рисунок 2).

  • Разработана рабочая программа по географии с включением этно-культурного (русского) и православного компонента.
  • Разработаны программы спецкурсов и кружка с включением этно-культурного и православного компонента.
  • Создан школьный центр русской православной культуры
  • Накоплен и систематизирован материал детских научно-экспериментальных работ, творческих работ.
  • Создан силами учащихся и их семей музей русской культуры.
  • Создана и систематизирована школьная коллекция палеонтологических и минералогических экспонатов Подольского района.
  • Собран и систематизирован материал по возникновению народных промыслов Подольского района. Составлена карта промыслов.

Учащиеся, дополнительно занимающиеся по данной системе активно участвуют в работе школьного НОУ. Ведут активную краеведческую работу. Принимают участие и становятся победителями школьных, муниципальных и региональных эколого-краеведчиских конференций, являются неоспоримыми лидерами в изучении дисциплин естественно-научного цикла.

Краеведение комплексный предмет, восходящий к истокам нашей души.

Одна из целей краеведения помочь ребенку адаптироваться в современном мире. Органически слиться с природой.

Особенности краеведения в городе - беречь малые островки природы. В малом разглядеть комплекс природных явлений. Краеведение позволяет заглянуть в прошлое и сравнить, что здесь было до нас и попытаться спрогнозировать состояние окружающей среды в будущем.

Большую помощь для учителя в организации занятий кружка "Краеведение" могут оказать еженедельные журналы "Минералы. Сокровища Земли" с коллекцией горных пород и минералов. В журнале представлено 9 разделов, каждый из которых может быть использован как в урочной, так и во внеурочной работе. Вот эти разделы:

Минералы, Драгоценные камни, Горные породы, Окаменелости, Тайны минералов, Планета Земля, Человек и минералы, Куда поехать, Планета Земля.

Для ученого Александра Евгеньевича Ферсмана путь в большую науку начался с простого сбора "красивых камней" и небольшой минералогической коллекции, найденной им на чердаке дома, где его семья проводила летние месяцы в Крыму. Так он написал в своей книге "Занимательная минералогия".

Возможно, и для кого-то из наших учеников занятия в краеведческом кружке станут первой ступенью на пути в большую науку. Но не меньшую ценность эти занятия будут иметь, если после окончания школы в мир придут не безразличные люди, а люди любящие свою Родину, не равнодушные к тому, какие изменения происходят в окружающем мире. Люди, интересующиеся прошлым и настоящим в жизни Родного края. Прошлым наших предков: как они жили, чем занимались в обычной жизни. По сути "Краеведение можно рассматривать как "Малое страноведение" в курсе "Географии".

Приложение 1

Приложение 2

Литература.

  1. Кузнецов С.С. Геологические экскурсии. Л.: Недра, 1978.
  2. Морозов П.Е., Ильясов И.В., Кузьмина С.А. "Методические рекомендации по сбору и определению ископаемой фауны Московской области",
  3. Пахневич А.В. Подготовка к палеонтологической экскурсии. М.: "НЦ ЭНАС". 2002. с. 185-281.
  4. Бондарев В.П., Сербаринов А.Е. Практикум геологии с основами палеонтологии. М.: Просвещение, 1980, - 143 с.
  5. Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии. М.: Просвещение, 1980.
  6. Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1979.
  7. Сафиуллин А.З. Изучение своей области. М.: Учпедгиз, 1963.
  8. Сергеев В.С., Сергеев В.И. Краеведческая работа в школе. М.: Просвещение, 1974.
  9. Колбовский Е.Ю. Изучаем природу в городе. Ярославль: Академия развития, 2006.