Урок окружающего мира "С лукошком за грибами". 1-й класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тема С лукошком за грибами
Цель темы 1. Уточнить детские представления о грибах.
2. Познакомить со съедобными и ядовитыми грибами.
3. Сформулировать и запомнить правила сбора грибов.
4. Продолжить воспитание ответственного отношения к природе.
5. Совершенствовать навык чтения на материале урока.
Планируемый результат Знать названия распространенных съедобных и ядовитых грибов, встречающихся в
нашей местности, уметь их различать; запомнить правила сбора грибов.
Основные понятия Понятия:
съедобные грибы,
несъедобные грибы,
шляпка, споры, ножка, грибница.
Межпредметные связи Литературное чтение.
Ресурсы:
– основные
– дополнительные
Учебник О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов « Наш мир» 1 класс
Тема: «С лукошком за грибами»
Учебник, хрестоматия «Давай знакомиться, мир.» наглядный и раздаточный материал,
«Тетрадь для самостоятельных работ» к учебнику, методическое пособие «Я познаю мир. Грибы».
Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в группе.

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

– Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

II этап. Актуализация знаний

Учитель. Сегодня мы с вами отправляемся на лесную поляну с лукошком за грибами. (Приложение 1. Слайд 2)
Кто ходил в лес за грибами?
Какие грибы вы собирали?

III этап. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику с. 58-59

– Прочитайте тему урока. О чем мы сегодня с вами будем говорить?
Наша задача познакомиться со съедобными и несъедобными грибами, научиться их распознавать, узнать почему их так назвали.
Рассмотрите иллюстрацию на страничке учебника.

2. Фронтальная беседа

А какие грибы, вам знакомые, вы видите на поляне?
(Приложение 1. Слайд 3) Гриб – это не растение. По некоторым свойствам грибы близки к растениям, по другим – к животным. Они образуют особое царство природы – грибы.
Как и растения, грибы неподвижны, но, как и животные, питаются готовой пищей (органическим веществом) и обычно не имеют зеленой окраски. У грибов в строении тела нет таких частей, которые свойственны
растениям. Отсутствует стебель, лист, цветок. Самая главная часть гриба – это грибница, которая находится в земле.
То, что вырастает над землей и что мы кладем в корзинки, только плодовое тело гриба. В плодовом теле находятся споры, которыми размножаются грибы.
Рассмотрите части гриба. (Приложение 1. Слайд 4).
А какая польза от грибов? (Питательная ценность, польза пеших прогулок на свежем воздухе в тишине леса, масса радостных впечатлений от грибных находок )
(Приложение 1. Слайд 5)

Учитель: Белая прохладная незрелая мякоть съедобного гриба раньше заменяла пластырь. Стоило приложить ее к ране, и рана быстро заживала. Вытяжку из белого гриба еще 300 лет назад применяли при обморожениях.
(Приложение 1. Слайд 6) И еще много интересного вы сможете узнать о белом грибе из текста Г. Кученевой.
(Чтение текста «Царь грибов» из хрестоматии с. 69.)

3. Групповая работа

– А сейчас мы с вами узнаем, почему так названы грибы. Для этого разделимся на группы.
Прочитать, пересказать текст. (с.70-72, хрестоматия)
I гр. – «Почему подосиновик – подосиновик» (Приложение 1. Слайд 7)
II гр. – «Почему подберезовик растет под березой» (Приложение 1. Слайд 8)
III гр. – «Разноцветные сестрички» (Приложение 1. Слайды 9-10)

4. Работа по учебнику с. 58.

1. Учитель: Все ли грибы можно употреблять в пищу? Учебник с.58.
Съедобные грибы. (Приложение 1. Слайды 11-15).
Несъедобные грибы. Приложение 1. Слайды 16-18)
А вот, что о них рассказывает Г. Кучевая и В. Жаров. с. 72.Чтение статьи «Опасный красавец». Рассказ учителя «Главная среди поганок».

Физминутка

2. Составление правил сбора грибов. (Приложение 1. Слайды 19-20)

  • Нельзя грибы вырывать из грибницы, их срезают ножом у основания ножки или шляпки.
  • Старые перезрелые грибы не собирают, но и не сбивают ногами
  • Не надо вырывать из земли молодые, крошечные грибы, они еще должны подрасти
  • Собирать следует только хорошо известные съедобные грибы

3. Польза грибов. (Приложение 1. Слайд 21).
– Как ты считаешь, о какой пользе говорила Маша?
– Несъедобные грибы собирают белки, едят олени, ими лечатся лоси. А червивые грибы – это дом для личинок насекомых. Например, мухи откладывают в грибы яйца, их которых вылупляются личинки (такой гриб мы обычно называем червивым).
Личинкам в грибе живется вольготно. Ведь гриб – это склад питательных веществ. Личинки едят гриб, а он все равно растет, обеспечивая вкусной пищей чужих деток, и не забывая о росте своей грибницы. На следующий год на этом месте будут молодые, красивые и не червивые грибы.

IV этап. Закрепление изученного

Игра «Кто больше наберет грибов». (Приложение 1. Слайд 22)

На «столе-поляне» лежат картинки съедобных и несъедобных грибов. Ученик в лукошко должен положить « съедобные грибы». Оценить сбор грибов.

V. этап. Формирование умений и навыков

Самостоятельная работа в тетради №36, с.37.

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности
– Понравилось вам быть на лесной поляне, где много грибов? (Приложение 1. Слайд 23)

Расскажите по схеме: (Приложение 1. Слайд 24)

VII. Оценка работы детей.

– Молодцы! (Приложение 1. Слайд 25)