Конспект урока географии в 6-м классе по теме "Ветер"

Разделы: География


Цель урока: сформировать представление о ветре как элементе погоды

Задачи урока:

  • знать определение "ветер" и причины его образования;
  • давать характеристику ветра по направлению, скорости, силе;
  • строить и "читать" розу ветров;
  • раскрывать зависимость скорости и силы ветра от разницы в атмосферном давлении;
  • называть приборы для определения силы и скорости ветра, правила работы с ними;
  • называть примеры ветров (постоянные, сезонные, суточные);
  • раскрывать причины образования бризов и муссонов;
  • приводить примеры роли ветра в природе и жизни человека;
  • развивать умение работать с картами, таблицами, схемами;

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, физическая карта России, карта полушарий, флюгер, анемометр

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

1. Организационное начало

2. Актуализация знаний

Первоначально работа строиться фронтально, учащиеся отвечают на вопросы учителя:

  • Что называют атмосферным давлением?
  • Какое атмосферное давление принято считать нормальным?
  • Как изменяется атмосферное давление с изменением высоты местности, географической широты? Почему?
  • Как изменяется атмосферное давление с изменением температуры воздуха?
  • Почему на экваторе располагается область пониженного атмосферного давления, а у полюсов - повышенного?
  • Назовите приборы, с помощь которых измеряют атмосферное давление.
  • Раскройте принцип работы барометра-анероида.

Далее школьникам предлагаются задания, выполнение которых позволяет прочнее закрепить знания об атмосферном давлении.

3. Изучение нового материала

Воздушная оболочка Земли, особенно её нижняя часть, (начинает объяснение учитель) очень редко бывает спокойной. Воздух находится в постоянном движении, перемещается из одной территории в другую. По каким признакам мы можем ощутить движение воздуха?

(движение облаков, шелест листвы, рябь на воде и т.п.)

В каких направлениях может перемещаться воздух?

(вертикальном и горизонтальном)

В нашей жизни мы чаще обращаем внимание на горизонтальное перемещение воздуха в приземистом слое атмосферы. Как называется данное явление?

(ветер)

Что же называется ветром? Сформулируйте определение данного понятия.

(ветер - перемещение воздуха в горизонтальном направлении)

Что же заставляет воздух перемещаться в горизонтальном направлении? Предлагаю выяснить причины возникновения ветра. Используя схему, раскрывающую причинно-следственные связи, раскройте причину возникновения ветра. Работайте в парах.

Далее демонстрируется слайд презентации с цепочкой причинно-следственных связей. Учащиеся после обсуждения, высказывают свои мнения. Идет обсуждение результатов работы. Далее на слайде демонстрируется "полная" схема.

Представьте, что мы с вами находимся жарким летним днем на берегу озера (продолжает рассказ учитель). Мы ощущаем легкий, прохладный ветерок, дующий с воды.

В это время учащимся демонстрируется слайд со схемой образования дневного бриза. Учитель организует беседу со школьниками по следующим вопросам:

  • Как прогревается суша, водоем?
  • Над сушей или водоемом температура воздуха будет выше?
  • Каким (высоким или низким) будет атмосферное давление над сушей и водоемом?
  • В каком направлении будет дуть ветер?

Измениться ли направление ветра, если мы придем к этому озеру вечером? Расскажите об этом.

Затем заслушиваются небольшие рассказы учащихся. Учитель подводить школьников пониманию особенности бриза - местного ветра.

Итак, бриз - местный ветер, который дважды в сутки меняет свое направление. Бриз образуется потому, что над морем и сушей создается разница в атмосферном давлении.

Для закрепления знаний о бризе школьникам предлагается дать ответы на вопросы (демонстрируется слайд, но котором кроме вопросов показана схема дневного и ночного бриза):

  • В чем главная особенность бриза?
  • В какой сезон года бризы выражены сильнее?

На юге Дальнего Востока нашей страны дуют ветры, которые меняют направление дважды в год. Такие ветры называются муссонами. Муссоны охватывают нижнюю часть тропосферы. В каком направлении дует летний муссон (зимний муссон)? Рассмотрите схемы на слайде и расскажите об одном из муссонов. В своем рассказе раскройте причины его образования и влияние на погодные условия.

Учащимся, которые испытывают затруднения в составлении рассказа, учитель предлагает воспользоваться текстом учебника (страница 100, раздел "Геофокус"). Заслушиваются рассказы двух школьников, дается оценка их ответов.

На прошлом уроке мы рассмотрели распределение областей низкого и высокого давления на поверхности Земли. Вследствие существования поясов постоянного давления на планете формируются постоянные ветры. Рассмотрите схему, представленную на слайде, и укажите направления данных ветров. Почему они отклоняются от своего первоначального движения? Найдите в тексте учебника на странице 100, как называются эти постоянные ветры.

Итак, мы с вами установили, что ветер всегда дует из областей высокого атмосферного давления в области с низким атмосферным давлением. Значит, ветер характеризуется направлением движения. Ветер называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Определите, ветры каких направлений представлены на доске.

Для закрепления умения определять направление ветра и изображать условным знаком ветры разных направлений к доске приглашаются поочередно 3 - 4 ученика. Они выполняют задания, предлагаемые одноклассниками.

После устного выполнения задания школьникам предлагается символом отразить в тетради ветры следующих направлений: северо-западный, южный, юго-восточный, западный. Далее проводится взаимопроверка.

Почему же необходимо знать направление ветра?

(ветры разных направлений могут определять виды осадков, например, западные ветры приносят дожди и т.п.)

О направлении господствующих ветров в данной местности можно судить по специальному графику - розе ветров.

На слайде демонстрируется роза ветров для Москвы из учебника. Учитель объясняет правила работы с ней.

Определите (обращается к шестиклассникам педагог) по данной розе ветров: ветры каких направлений господствуют в Москве?

Рассмотрите розы ветров Москвы июля и января (демонстрируются на слайде). Какую информацию о ветрах вы можете получить с данных схем?

(в теплый и холодный сезоны года в Москве господствуют ветры разных направлений)

Школьникам предлагается выполнить задание 11 на странице 74 тетради-тренажера. Работа выполняется фронтально. Педагог совместно со школьниками создает розу ветров, школьники в тетраде-тренажере, учитель - на слайде. По ходу работы учитель географии делает комментарии по порядку ее построения.

С помощью какого прибора можно определить направление ветра?

(флюгер)

Учитель демонстрирует модель флюгера, имеющегося в кабинете географии, и рассказывает о его строении. Показывая на флюгарку, педагог обращает внимание школьников, что с ее помощью определяется еще одна характеристика ветра - сила.

Сила ветра определяется по 12-балльной школе, разработанной английским исследователем Френсисом Бофортом.

Далее заслушивается сообщение одного из школьников о Френсисе Бофорте и разработанной им школе. Для пояснения рассказа шкала демонстрируется на слайде.

Сила ветра зависит всегда от его скорости. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду и определяется с помощью прибора анемометра.

Педагог демонстрирует анемометр, рассказывает о работе с ним и снятии показаний.

Итак, ветер характеризуется: направлением, скоростью и силой.

Многие художники отражали в своих произведениях пережитые ими природные явления. Рассмотрите репродукции, демонстрируемые на слайде (И. Айвазовский "Девятый вал", Ф. Васильев "Перед грозой"). Какие чувства испытывают свидетели этих явлений? Почему вы так решили?

После небольшого эмоционального обсуждения сюжета школьникам дается задание: составьте художественное описание ветра, запечатленного на одной из репродукций.

Если со школьниками ведется планомерная работа по составлению географического описания, работа не займет много времени. Задание школьники выполняют устно, фиксируя в тетради лишь опорные слова и словосочетания. Далее заслушиваются описания нескольких шестиклассников.

Роль ветра в природе неоценима. Если бы не было ветра, то над сушей не выпадало бы ни капли дождя, т.к. именно ветер переносит влажный воздух с океанов на материки. Ветры, дующие над морями и океанами, порождают волны и течения. Однако, на участках суши, лишенных растительности, ветер может выдувать гонные породы, вызывать разрушение почв, пыльные бури.

Человек давно "заставил" ветер служить себе. Географические открытия были совершены мореплавателями, которые отправлялись в путь на парусных кораблях, подгоняемых ветром. С давних времен сила ветра использовалась на ветряных мельницах. Сейчас строят ветряные двигатели, которые превращают силу ветра в электричество.

4. Закрепление изученного материала

  • Что такое ветер?
  • Какова причина образования ветра?
  • Почему, когда знойным летним днем вы приближаетесь к лесу, из него веет прохладой?
  • Какие ветры вы знаете? Как они дуют?
  • Определите, в каком направлении будет дуть ветер и в каком случае он будет сильнее:
    • 741 мм - 750 мм;
    • 763 мм - 758 мм;
    • 754 мм - 752 мм;
    • 755 мм - 762 мм.

5. Домашнее задание

  • страницы 99 - 101 учебника;
  • задания 8, 9 на странице 61 и задание 6 на странице 68 тетради-тренажера;
  • письменно составить художественное описание ветра, запечатленного на одной из репродукций (творческое, по желанию школьников).

Краткие методические рекомендации к поведению урока

В представленном конспекте урока приведены краткие методические рекомендации к отдельным фрагментам урока (выделены курсивом без помещения текста в скобки). Ниже мы приведем лишь общие рекомендации к организации и проведению данного урока.

Ведущим методом на данном уроке является беседа с использованием компьютерной презентации. Мы не рекомендуем использовать педагогу уже имеющиеся готовые презентации (которых можно найти в достаточном количестве в ресурсах Интернет). Мы убеждены, что учителю следует самому разработать компьютерную презентацию к уроку, заложив "собственные идеологические основания" урока.

Использование на данном уроке компьютерной презентации позволяет экономить учебное время. Например, использовать готовые схемы, а не воспроизводить их на классной доске, демонстрировать схемы из учебника, что облегчает фронтальную работу с ними, использовать в увеличенном виде репродукции художников и т.п. "Экономия учебного времени" позволяет включить в структуру урока дополнительные виды работ, расшить предметное содержание. Примером этого может быть опережающее задание школьника (сообщение о Ф. Бофорте). Использование презентации позволяет сделать урок более наглядным, формировать у школьников зрительные образы, что облегчает усвоение предметного содержания.

Необходимо помнить, что использование презентации на уроке должно сопровождаться беседой с учащимися. Доминирование монолога учителя "вредно" и не влечет к формированию системы знаний, т.к. они не "присвоены" школьниками. Содержание слайдов способствует созданию на уроке комплекса учебных задач. Решение географических задач следует сопровождать записями на классной доске, что будет способствовать переключению внимания и, следовательно, снимать утомление.

Мотивация учащихся на изучение материала урока строится через проблемный вопрос "Почему в тихую погоду дым от костра сначала поднимается вверх, а потом, перемещаясь, опускается вниз?". В конце урока педагогу вновь следует обратиться к данному вопросу и организовать обсуждение.

На этапе закрепления изученного на уроке проверка и оценка знаний, умений и навыков может строиться на основе ответов школьников у доски и при фронтальном опросе, через взаимопроверку.

Целесообразно организовать рефлексия деятельности на уроке, которая осуществляется на основе вопросов учителя:

  • Что нового я узнал на уроке?
  • Чему новому научился?
  • Какие трудности испытал на уроке? Почему?
  • Что мне необходимо сделать, чтобы быть успешным на следующем уроке?

Отметим, что на поставленные в ходе рефлексии учителем вопросы, школьники отвечают по желанию.

На следующем уроке при проверке домашнего задания (изображение схемы бриза) целесообразно использовать слайд со схемой. Это позволит организовать само- и взаимопроверку. Представленные на слайдах метеорологические приборы можно использовать на следующем уроке при изучении темы "Погода". Репродукции можно использовать для описания различных погод (на данном уроке выполнено описание ветра), что позволить не только закрепить, но и развивать далее зрительные образы школьников.

В ходе данного урока школьники:

актуализируют: знания об атмосферном давлении, причинах различия в атмосферном давлении различных территорий;

знание сторон горизонта;

приобретут: знание о ветре, причинах его образования;

умение характеризовать ветер по направлению, скорости, силе;

умение строить и "читать" розу ветров;

умение раскрывать зависимость скорости и силы ветра от разницы в атмосферном давлении;

знание приборов для определения силы и скорости ветра (название, приборов, приемы работы с ними);

знание видов ветров и причин их образования (суточные, сезонные, постоянные);

умение раскрывать значение ветров для природы и использование энергии ветра человеком;

закрепят: знание сторон горизонта;

навыки работы с картами, таблицами, схемами;

Приведенный конспект урока составлен с опорой на:

  1. Лобжанидзе А.А. География: планета Земля: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Лобжанидзе А.А. География: планета Земля: тетр.-тренажер. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2006.

При этом учитель легко может трансформировать конспект для использования с другими учебно-методическими комплектами.

Мы не указывали в конспекте место физкультминутки - учитель конкретного класса, наблюдая за работой учеников, самостоятельно определит ее место в структуре урока. Главное - снять напряжение и утомление у детей!