Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов "Дорога к здоровью"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • расширить знания учащихся о растительном мире нашего края.
  • познакомить с лекарственными растениями нашей местности, показать их целебную роль.
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оформление и необходимые материалы:

  • рисунки, иллюстрации ягод, грибов, лекарственных и ядовитых растений нашей местности.
  • декорация лесной поляны.
  • музыкальная фонограмма: голоса птиц, запись песни " Вместе весело шагать".
  • костюмы для ведущих: Ягодная ведьма, Гриб-Боровик, Земляничка, Зайчик, Доктор Айболит, Старичок-Лесовичок, Ромашка.

Ведущие: учащиеся средних классов.

План подготовки:

1. Изучение литературы.

2. Составление сценария.

3. Распределение ролей.

4. Подбор костюмов.

5. Подготовка декорации и оборудования.

Ведущий: Растительный мир нашей Родины чрезвычайно богат. Природа всегда была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником существования и вдохновения. Общее количество видов лекарственных растений достигает 20 тысяч. Из них пока изучены и применяются в медицине лишь около 250 растений. Значительно больше видов - около 2 тысяч- используются в народной медицине. Растительный мир нашей местности также разнообразен и богат. Сегодня мы познакомимся с лекарственными растениями нашего края, узнаем много полезного и интересного. А для этого отправимся в удивительный сказочный лес. Но для этого мы должны вспомнить правила поведения в лесу, чтобы не напугать лесных жителей.

- Какие же это правила?

(дети вспоминают)

- Молодцы, теперь мы смело можем отправиться в путешествие. Чтобы нам было веселее, исполним знакомую песню "Вместе весело шагать".

1-я остановка. Встречает Старичок - Лесовичок.

Ведущий:

- Здравствуй, Старичок - Лесовичок! Ребята хотят побывать в твоём сказочном лесу, узнать много интересного. Разреши нам путешествовать по лесным тропинкам.

Старичок-Лесовичок : Я согласен, но сначала ответьте на мои вопросы.

- Вы заблудились в лесу. Как правильно найти дорогу домой без компаса?

- Почему растения в лесу не мешают друг другу расти?

- Какое растение "говорит", где оно растёт?

Продолжи поговорку: Много леса - не губи, нет леса -:. .

- Почему лес называют "легкими планеты"?

- Молодцы, ребята! Правильно ответили на мои вопросы. Теперь вас можно пускать в незнакомый лес, таких хороших следопытов. С пути вы не собьетесь. Удачного путешествия!

(ребята исполняют песню "Вместе весело шагать")

Ведущий: Вторая остановка Ягодная. На лавочке сидит Ягодная ведьма и протягивает ребятам корзиночку.

Ягодная ведьма:

Как же я вам рада!
Слаще шоколада
И вкусней, чем ананас
Эти ягоды для вас!

(Выбегает Земляничка и отнимает корзину)

Земляничка:

Не сошла ли с ума!
Здесь паслён, вороний глаз!
Гибель ты несёшь для нас.
Убери свою корзину!

(обращается к ребятам)

Посмотрите на картинку:
Эти ягоды, друзья,
Собирать в лесу нельзя.
В каждой яд опасный есть.
Если их однажды съесть,
Можно сильно отравиться,
И придётся вам лечиться.

(Земляничка показывает рисунки ягод, объясняет, почему их нельзя есть)

Земляничка :Скажите, ребята, а какие ягоды растут в наших лесах?

(дети перечисляют, а Земляничка объясняет, чем полезны эти ягоды)

Ведущий: А мы продолжаем наше путешествие. Посмотрите, ребята, кто нас встречает? Да это Гриб-Боровик.

(Гриб-Боровик отгоняет прутиком шныряющих вокруг Поганок. Поганки стараются утащить рисунки с нарисованными на ней ядовитыми грибами.)

Боровик:

Эй, ребята, подождите!
Хорошенько посмотрите:
В белых точечках убор
Надевает мухомор,
А поганка - бахрому,
Вдруг понравиться кому.
Это вот опёнок ложный-
Отравиться ими можно.

(Поганки хватают рисунки, Боровик обращается к ребятам)

Боровик:

Как же мне прогонит поганок,
Этих шустрых хулиганок?
Помогите, мне, друзья!

Ведущий:

Слушай, средство знаю я:
Назовем сейчас подробно
Имена грибов съедобных.

(По мере того, как ребята кричат: лисички, белые, рыжики, и др., поганки "умирают".) На доске иллюстрации съедобных грибов.

Боровик:

Много знаете грибов!
Победили всех врагов!
А теперь прошу сказать,
Как грибочки собирать.

(Ребята отвечают, что грибы надо осторожно срезать ножиком, беречь грибницу.)

Боровик:

До свиданья, в добрый час.
Жду в лесу под ёлкой вас.

Ведущий:

А сейчас у нас привал.
Отдохнем и поиграем.
Загадаю вам загадки.
Слушайте внимательно-
Отгадывайте старательно.

- О каком дереве говорят "Красавица русского леса"? (берёза)

- Какое дерево называют "медовым"? Почему? (липа)

- Ягода красна, да не так вкусна;

А пришёл мороз- сахарку принес.(рябина)

- Я на розу так похож,

Разве что не так хорош;

Но зато мои плоды всем пригодны для еды.(шиповник)

- Что за трава, которую и слепые знают? (крапива)

- Растение от 99 болезней? (зверобой)

- Это травянистое растение весной зацветает первым? Чем она полезна?(мать - и- мачеха)

Ведущий: Поиграли, отдохнули. Продолжаем наше лесное путешествие.

Звучит заставка песни "Вместе весело шагать:")

(На лавочке сидит Зайчик.)

Ведущий:

Что, ты Зайчик, так не весел
Низко голову повесил?

Зайчик:

Нет ни сил, ни аппетита
Помогите мне, друзья?

Ведущий: Может доктора позвать?

(Входят Витамины А,В,С.)

Витамин А:

Доктора не надо,
Витамины - вот что надо!

Витамин В:

Добрый день, друзья!
Чтобы были вы красивы.

Витамин С:

Чтобы были не плаксивы.

Витамин А:

Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, горело.

Витамин В:

Чтобы громче пелись песни,
Жить чтоб было интересней!

Витамин С:

Витамины как всегда -
Ваши лучшие друзья!

Ведущий: Витамины обычно человек получает с пищей. Поэтому она должна быть разнообразной. Чаще всего нехватку витаминов мы ощущаем весной, поэтому в это время нужно позаботиться о своём здоровье.

Витамина А полезен для глаз. Содержится он в рыбьем жире, яичном желтке, моркови, помидорах.

Если у вас нет аппетита, часто утомляетесь, принимайте витамин В. Он содержится в печени, молоке.

При нехватке витамина С, человек часто болеет простудными заболеваниями. Больше всего витамина С содержится в шиповнике, лимоне, черной смородине, капусте.

Витамин Д - нужен для костей. Он имеется в рыбьем жире.

Ведущий: Много полезного мы узнали на этой остановке. Пора нам двигаться дальше по удивительным лесным тропинкам.

Следующая остановка Санитарная. Встречает Доктор Айболит.

Доктор Айболит:

Лес, как сказочное царство.
Здесь кругом растут лекарства.
В каждой траве, в каждой ветке
И микстура и таблетки.
Ну, а чем и как лечить -
Я могу вас научить.

Больные спрашивайте - я отвечу на ваши вопросы.

1-й больной. Доктор, у меня плохой аппетит, что мне делать?

Доктор Айболит: Ответить на этот вопрос поможет вот эта загадка

Он знаменитый, золотой,
Постарел да стал седой,
А как только поседел
Вместе с ветром улетел. Что это?

Да, правильно, это одуванчик. Корни этого растения возбуждают аппетит.

2-й больной: Я часто болею ангиной. Есть ли растения, которые мне помогут?

Доктор:

Золотая середина
И лучи идут кругом.
Это может быть картина?
Солнце в небе голубом.

Дети: Ромашка.

Доктор:

И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь себе кружку,
В котором дымиться,
Слегка горьковатый душистый отвар.

3-й больной: А какое растение поможет излечиться от болезни желудка?

Доктор:

Вам поможет тысячелистник.
Каждый лист разбит на дольки:
Подсчитай-ка, долек сколько?
0,10,20,30:
Тут легко со счёта сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть?

4-й больной: А какое растение поможет при ранении?

Доктор:

Путника друг - подорожник.
Скромный невзрачный листок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Многим из вас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропках у ног.

Ведущий: Спасибо тебе Доктор Айболит, за твои полезные советы.

А нам пора идти дальше.

(исполняют песню)

Ведущий: Посмотрите, ребята, какая красивая поляна. Каких только растений здесь нет.

(появляется Ромашка)

Ромашка:

Много трав растёт полезных
На земле страны родной,
Помогает от болезней
Мята, пижма, зверобой.

Я хочу вас познакомить с целебными свойствами некоторых растений (показывает и рассказывает о землянике, зверобое, полыни, календуле, чистотеле, пижме).

Ведущий: Спасибо, Ромашка. Я думаю, что ребята узнали много полезного и интересного.

Наше путешествие по сказочному лесу подходит к концу и мы возвращаемся домой.

Подведём итог нашего путешествия.

- Что же нового и полезного вы узнали сегодня?

- Как нужно вести себя в лесу? Почему это важно?

- Что нужно делать, чтобы наша Родина стала краше?