Урок чтения В.П. Астафьев «Капалуха»

Разделы: Начальная школа


Участники: обучающиеся 3-го класса.

Задачи:

  • Продолжить работу над произведениями о природе;
  • Познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева "Капалуха", помочь найти главную мысль и осознать её, выразить своё отношение к прочитанному; пополнить словарный запас;
  • Развивать навыки смыслового чтения, умение работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы;
  • Прививать любовь к животным, природе родного края, обобщать знания о поведении в лесу.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • мультимедийный проект по теме "Люби живое";
  • иллюстрации глухаря, портрет писателя, выставка книг,
  • подборка пословиц.

Ход урока

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнём скорей урок!
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!

2. Речевая разминка.

Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!

А) Слоговое чтение.

Б) Отработка дикции.

Скороговорка.

  • Тетерев сидел у Терентия в клетке,
  • А тетёрка с тетеревятками в лесу на ветке.

- чтение про себя.

- чтение вслух.

- чтение "с разбега".

В) Работа над интонацией.

Чтение пословицы.

  • Красна птица опереньем, а человек - ученьем.

- интонация голоса;

- логическое ударение;

- объяснение значения пословицы.

3. Введение в тему.

- По какому разделу учебника работаем? (Люби живое)

Презентация.

1-й слайд "Люби живое"

- Назовите авторов и произведения, которые изучили по данной теме раздела.

(Дети называют произведения, после этого появляется 2-й слайд)

2-й слайд: М.Пришвин "Моя родина"

  • И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"
  • В.И.Белов "Малька провинилась"
  • В.В.Бианки "Мышонок Пик".

- Какие произведения вам особенно понравились? Чем?

4. Постановка учебной цели.

- Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его произведением по теме "Люби живое".

- Русский поэт Сергей Викулов в своём сборнике стихов написал вот такие замечательные строки:

О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна, по имени Природа!
У ней для нас хватает доброты,
И мы живём, запечатлев в душе навеки
Её прекрасные черты - поля, луга, моря и реки.

- Именно о природе и человеке писал Виктор Петрович Астафьев.

3-й слайд: Портрет В.П.Астафьева.

Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея в селе Овсянка. Рано потерял мать. Заботы по воспитанию взяла на себя бабушка. Началом его "сочинительства" было школьное сочинение о том, как однажды летом он заблудился в тайге. Много лет спустя он записал его по памяти: получилось "Васюткино озеро" - первый рассказ для детей.

4-й слайд: 1-я книга "До будущей весны" (1953 год)

  • "Огоньки" (1955 год)
  • "Васюткино озеро" (1956 год)
  • "Дядя Кузя, куры, лиса и кот" (1957 год)

- Виктор Петрович очень любил свой край, его природу. Большинство его произведений посвящены природе и человеку. Произведения этого автора - это уроки жизни, в которой встречаются душевное тепло и чёрствость, людская злоба и бесконечная доброта, есть обиды, предательство, дружба, чудеса природы. Сегодня будем читать рассказ "Капалуха".

5-й слайд: "Капалуха" Картинка глухаря.

- Капалуха - это самка глухаря. Глухарь - большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц.

6-й слайд: Гнездо.

- Глухарят водит за собой мать. Зимой птицы кормятся хвоёй сосен, пихт, кедров. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.

7-й слайд: Капалуха.

- Что вы знаете об этих птицах? (Дети рассказывают дополнительный материал о глухарях).

1. Глухарь, или по-другому, глухой тетерев - самая крупная и благородная из тетеревиных птиц. Он немного неуклюж, тяжеловат и пуглив. Походка у него быстрая, а полёт тяжёлый и шумный. Редко бывает, чтобы глухарь летал на большие расстояния.

2. Глухари предпочитают селиться в горных лесах, а также в лесах с влажной почвой. Эта птица, как правило, привязана к одному месту, и только сильные морозы заставляют его покидать свои убежища в высоких горах и спускаться в более низкий пояс.

3. Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь им проще отыскивать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют, а с первыми лучами солнца вновь вылетают на поляну.

4. Свои гнёзда глухари вьют прямо под деревьями, причём очень часто делают это вблизи дорог и тропинок, порой на самых заметных местах. Это часто приводит к гибели всего выводка и самки от рук людей.

5. Самка глухаря очень заботливая мама и никогда не покинет гнездо, даже если знает, что погибнет. Часто она сама выбегает на врага, давая тетеревятам время, чтобы скрыться в трущобе.

6. Птенцы растут очень быстро и ближе к осени семейство разделяется. Молодые самки остаются при матери, а самцы начинают сообща кочевать. Следующей весной они обзаведутся собственными семьями, а пока проводят время в молодецких драках на токовищах.

- Итак, мы отправляемся в особый лес - тайгу. Посмотрите на картинку.

8-й слайд: Тайга.

- Что же такое тайга? Прочтите. (Трудно проходимый лес)

5. Словарная работа.

- В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их.

9-й слайд: Просека - очищенное от деревьев место.

10-й слайд: Валежник - сухие сучья, деревья.

11-й слайд: Пихта - хвойное дерево.

12-й слайд: Альпийские луга - высокогорные.

13-й слайд: Па-по-рот-ник - растение с крупными листьями.

Чер-нич-ник - заросли черники.
По-ко-роб-лен-ны-е - кривые.
О-зи-рать-ся - оглядываться.
Нап-ру-же-ны - напряжены.

14-й слайд: Ред-ко-ла-пых

По-ше-ве-ли-ва-ли
За-рож-да-ю-щи-ми-ся
Рас-пу-щен-н Бес-стра-ши-е

6. Чтение текста по частям.

- Прочитаем рассказ по частям. Прислушаемся к своим чувствам. Приготовьте карандаши, чтобы отмечать окончание каждой части.

Комбинированное чтение.

  • 1-я часть: читает учитель. (Как озаглавим?)
  • 2-я часть, 3-я часть, 4-я часть - ученики. (Озаглавливаем каждую часть по ходу чтения).

- Что чувствовали при чтении? Обоснуйте свои чувства.

- В результате у нас получился вот такой план к нашему рассказу.

7. Работа над текстом по плану.

15-й слайд:

План.

1. У черничного бугорка на просеке.

2. Гнездо! Гнездо!

3. Тревога капалухи.

4. Снова в гнезде.

А) Работа по 1-й части рассказа.

Вопросы:

1. Где происходило действие?

2. Что делали дети в тайге?

3. Где поднялся шум?

Б) Работа по 2-й части рассказа.

Чтение про себя.

Вопросы:

1. Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы:

2. Почему сердце автора забилось от испуга?

3. Как выглядело гнездо?

4. Почему дети не взяли яйца?

В) Работа по 3-й части рассказа.

Чтение вслух.

Вопросы:

1. Что вас поразило, удивило в этой части?

2. Какой матерью была капалуха?

3. Кого она вам напоминает? Почему?

4. Что испытала птица?

5. Как об этом сказал автор?

Г) Работа по 4-й части рассказа.

Индивидуальное чтение по вопросам: (Вопросы на листе)

1. Что испытывали ребята?

2. А глухарка?

3. Какие чувства испытали вы?

8. Работа с иллюстрацией.

- Расскажите, какой момент изображён на иллюстрации?

- Найдите в тексте эти строки и прочитайте.

- Какие неточности допустил художник? (Гнездо должно быть под корягой, в хатке, в гнезде 4 яйца).

9. Работа над пословицами. (Групповая)

1-я группа:

Задание: составить пословицу из отдельных слов. Объяснить её значение.

У всякой пташки свои замашки.

2-я группа.

Задание: Выбрать наиболее подходящую по смыслу пословицу к данному тексту.

Пословицы:

  • Делай хорошее, а плохое на ум не пойдёт.
  • Век прожить - не поле перейти.
  • Любовь к родине сильнее смерти.

3-я группа.

Задание: Объяснить смысл пословицы: "Добра мать для своих детей, а Земля для всех людей".

10. Обобщающая беседа.

- Какова главная мысль произведения?

- Какой вывод вы сделали для себя? Можно ли трогать птичьи гнёзда в лесу? Почему?

- Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Главное назначение человека - творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам.

Вспомним слова М.М.Пришвина: 17-й слайд:

Рыбам - вода,
Птицам - воздух,
а человеку - вся

Земля.

"Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!"

11. Итог урока.

- Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее. Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим нашу Землю, благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.

12. Домашнее задание.

(Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся).

1. Подготовить рассказ о капалухе, как о заботливой матери.

2. Поискать дополнительную литературу о птицах нашего края.

3. Прочитать рассказ В.Астафьева "Пичужинец".