Урок-проект по технологии "Изонить – нитяное кружево"

Разделы: Технология


Дидактические цели проекта: формировать самостоятельную познавательную деятельность, навыки самостоятельной работы, умение видеть проблемы и намечать пути их решения, навыки работы в команде; учить комфортности обучения.

Методические задачи:

  • изучить материалы по данному вопросу и раскрыть основные понятия и приемы «изонити»
  • учить детей практическим приемам работы в данной технике.
  • учить проводить исследовательскую работу и обобщать ее.

Материалы и оборудование: приготовленный детьми материал для составления журнала «Изонить», набор для работы с волокнистыми материалами.

Проблемные вопросы учебной темы:

– Что такое изонить?
– Каков растительный мир республики Алтай?
– Каков животный мир республики Алтай?

Этапы проекта

1-й этап – подготовительный (за неделю до урока.) Класс разбивается на группы и перед каждой группой ставится проблемный вопрос. Производится поиск материала и его обработка, готовится дидактический материал и оформляется страничка будущего журнала «Изонить».
2-й этап – самостоятельная работа учащихся. Изображение растений и животных республики Алтай с использованием разных приемов данной техники (1-я группа – угол; 2-я группа – окружность; 3-я группа – дуга)
3-й этап – защита проекта (своих страничек журнала «Изонить» и практических работ)

Структура урока

I. Вводная часть

1. Приветствие
2. Организация рабочего места
3. Повторение правил техники безопасности
4. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Разотру ладошки»

Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.

5. Презентация страничек журнала «Изонить»

1-я группа. Все об «изонити»

«Изонить» – это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения нитей. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них цветные нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилищ, предметов быта, для оформления интерьера, для изготовления подарков и сувениров. «Изонить» называют нитяной графикой, потому что рисунок выполняют нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Этой основой может служить картон, наждачная бумага или бархатная. Особенно эффектно смотрятся работы, если цвета нитей подобрать по контрасту к основе. Нити можно использовать разные: простые катушечные, шерстяные и шёлковые, гарус и мулине. А на Новогодних сувенирах будут великолепно смотреться золотые и серебряные нити.
«Изонить» – это очень увлекательное занятие, доступное людям любого возраста. Выполняется быстро и аккуратно с первого раза, есть, где разгуляться фантазии.
Человек, увидевший работу, выполненную в технике «изонить» впервые, сразу же задаётся вопросом – как это делается? И ему кажется, что очень сложное переплетение узоров требует многообразных и сложных приёмов. Однако в «изонити» всего три приёма: заполнение угла, дуги и окружности.

2-я группа. Растительный мир республики Алтай

Алтай – откуда это слово?
И странно и чудно – везде, по всему краю хвалят Русский Алтай. И горы-то прекрасны, и кедры-то могучи, реки-то быстры, и цветы-то невиданны... Откуда общее почитание Алтая?
Далеко-далеко, на границе Монголии, рядом с землей Тывы раскинулся наш Алтай. Он многолик. Если мы побываем на северо-востоке, то увидим покрытые хвойными лесами невысокие, пологие горы. Тут растут сине-зеленые, с шелковистой хвоей ели и темно-зеленые кедры. Сочная трава здесь так высока, что закрывает с головой и коня, и всадника.
Но пойдем на юго-запад и на юг Алтая. Здесь встретим совсем иную природу. Взглядом не охватишь широко раскинувшиеся долины, в лесах тесно стоят лиственницы с голыми темно-серыми ветками зимой, а летом опушенные нежно-зелеными, частыми, похожими на хвою листьями. Трава здесь так мелка, что не спрячешь глаз лошади, когда та опустит голову к самым корням, чтобы полизать солоноватую землю. На этой богатой солями земле трава растет, хотя и мелкая, но питательная, полезная скоту.
Не скупясь, насыщает земля своими солями траву, и скот хорошо нагуливает на здешних пастбищах мясо и жир. Когда попадем с вами в верховья реки Катуни и реки Чулышман, взор наш остановится на остроконечных, суровых скалах. Здесь крылатой птице нелегко найти место для гнезда, здесь зверям парнокопытным и зверям когтистым удобной тропы не найти. А между этими скалами, ударяясь и разбиваясь об их острые ребра, перепрыгивая с камня на камень, летят сумасшедшие реки Алтая.
Но поглядим на наши горы и долины ранней весной. Посмотрите, как Алтай шесть месяцев скованный под белым одеялом, теперь сжал, смял его, вот-вот сбросит. У алтайцев есть поверье, что белка-летяга кричит к морозу, к непогоде, к затяжной поздней весне. А заяц говорят, кричит к талому снегу, к теплу, к густой траве. От солнечных весенних лучей, от громкой заячьей песни снег тает и каждая ложбинка, речка, овраг открывает дорогу необузданной весенней воде. В эту пору вы услышите неустанную песню многочисленных ручьев и речек, повторенную высокими скалами и пробуждающимися частыми лесами.
Еще не смолкнет шум весенних ручейков, как вдруг окаймляются берега Катуни красно-розовыми цветами кустов маральника. Мы не знаем, с чем сравнить эту красоту. Земля еще мокрая, рыжая, вершины гор покрыты снегом, а маральник раскинул по камням и скалам свое яркое пламя, разбросал первую весеннюю радость по всему Горному Алтаю. Песни птиц звучат громче, все смелее. Это весна вошла в полную силу.
Вы еще не успеете вдоволь налюбоваться цветением маральника, как в долинах, на лесных полянах и опушках лесов зажигают свои розовые лепестки, улыбающиеся теплу и свету, цветы кандыка и запылают нежно-красно-шелковые цветки – огоньки кункельды. Огоньки все время поворачиваются к солнцу, открывая ему свои сердца. Кудрявые березы распустили зеленые косы и тихо шепчутся. А птицы теперь поют тише. На кедрах блестят прозрачной слезой синие шишки. Это пришло на Алтай лето.
В середине сентября Алтай становится суровее. Кое-где листья желтеют, темнеют. С каждым днем смуглее Алтай. Но лазури больше, чем летом. Это осенняя краска. Все ярче золотятся березы, словно какой-то богатырь из золотой чочойки брызнул золотой воды на весь Алтай. Соловьи и жаворонки давно не поют. Кукушки замолкли, потому что заколосился ячмень и ячменные иголки застряли в горле у кукушки. Но старики говорят, что золотая осень еще не осень. Они чистят ружья, ожидая бурой осенней поры, когда в богатых ветвях кедра будет много белок, когда на каменные россыпи выбежит светло-красная лисица, а по тайге осторожно пройдет черный соболь.
Давайте пойдем по тропе, по тропинке, по тропке. По дорогам на чем-нибудь ездят, а по тропам идут пешком. Для чего нужны тропы?
Чтобы не заблудиться в лесу, в горах, в степном раздолье. Чтобы пойти к ручью и напиться. Или сбегать по ягоды, по грибы. Или просто пройтись по земле, по траве, по лесочку, по каменной гальке, по хвойной подстилке, по кочкам, по еловым кореньям, по ближним лесам, перелескам. По дальним странам, по самым лучшим в мире местам. Самые лучшие места те, где ты сам проторил себе тропу. Или оставил след на тропе. Отправимся по тропинке нашего Алтая в осенний лес, полюбуемся его красотой.
Откуда такое слово – Алтай? Это старое-старое слово. Была в старину монета – алтын. Слово «алтын» означает «золото». Сравните два слова «Алтай» и «алтын», – они похожи. Алтай – это край золотой. У нас на Алтае степи, горы. В степях пшеница растет, каждое зернышко золотое. Поднимемся по тропинке в горы. И полюбуемся окружающим нас лесом. А вот и прекрасная полянка, покрытая разноцветной листвой. Посидим, отдохнем. Вот пихта сибирская – красивое вечно-зеленое, стройное дерево. Пихта дает очень хорошую древесину, которая идет на изготовление бумаги и картона. Обращаем внимание на шишки пихты – они длинные и торчат кверху на концах ветвей. Этим пихта отличается от ели, у которой хвоя колючая и шишки висят вниз. Здесь еще растут лиственница, ель, сосна. Здесь же растут большие деревья с толстыми ветвями, длинными иголками – кедры. На кедрах шишки висят. В каждой шишке – пригоршня кедровых орешков. Орехи щелкают белки. Мех у белок серебряный. Шишки расклевывают птицы: сойки, кедровки, клесты. Кедровая смола, живица, имеет способность исцелять, из нее получают бальзам. В древние времена местные жители никогда кедр не рубили, не ломали его ветвей, кедр кормил, одевал и надежно укрывал человека от непогоды. Ореховый промысел был одним из главных источников существования коренных жителей Алтая. Существует такая легенда...
Однажды в глухой кедровой тайге утомленный охотник расположился на ночлег под развесистым кедром. Кедр был очень стар, весь покрытый извилинами, с кривыми ветвями, а на земле под кроной, опавшей за всю его жизнь, хвоя лежала мертвым слоем. Крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке. Перед утром он проснулся от того, что до его слуха донесся чей-то стон и тихий говор. Это разговаривал старый кедр, под которым спал охотник, с молодым, стоявшим рядом. Старый кедр стонал и жаловался молодому о том, что обессилел и не может больше стоять. Молодой кедр удивленно заметил:
– Что ж ты не падаешь, ведь я слышал об этом еще вчера?
– Да – ответил старый кедр, – я упал бы еще вчера, но подо мной лег спать уставший человек.
Пожалел охотник кедр, встал, крепко обнял когда-то могучий ствол и отошел в сторону. Зашатался старый кедр и со вздохом облегчения пал на землю.
Эта прекрасная легенда говорит о том, что кедр, даже умирая, жалел человека за то, что тот бережно относился к нему.

Явилась осень на родной Алтай,
В тайге алтайской стала на покой.
Сказал березе ветер: «Облетай!»
Виднеется сквозь ветви месяц золотой.

Л. Кокышев

Разноцветные листья осины, клена, березы, рябины– на что они похожи? Вот лист березы – он похож на дерево вот ствол, ветви и золотой убор листвы. А лист рябины – тоже дерево, украшенное яркими красными листьями. А лист дуба – похож на лесного гномика, а если ему подрисовать фломастером глазки, волосы, дать веточку в руки – да это же чудесный добрый лесовичок! А лист клена – на что он похож? На чудную лесную избушку или маленькое озерцо, куда ходит на водопой кабарга.
Каждый лист, цветок, веточку мы можем вышить в технике «изонить» Для этого мы должны иметь терпение и большое желание. А еще к каждую работу нужно выполнить красиво и аккуратно. (Приложение)

3-я группа Животный мир республики Алтай

Давным-давно жил в наших краях на Алтае старик Танзаган. Ездил он верхом на маленьком рыжем коне. Зубы у него пожелтели, кожа высохла, бороденка белая стала, как у белого козла. Но сам старик был как в молодости ловкий и смелый. Это был и очень мудрый человек. Он не водил скота, не пахал земли, а всю жизнь жил охотой. Кочевал по алтайской тайге, жил среди зверей и сам стал похож на лесного зверя.
Его узкие глаза видели ночью, как белым днем. Уши его, заросшие щетиной, слышали и барса высоко в горах, и крота глубоко под землей. Нос чуял птицу в небе и рыбу в воде. Никогда Танзаган не приходил с охоты пустым. Всегда с ним была удача. Его охотничьи сумки всегда были до отказа набиты.
Какие животные обитают в республике Алтай? Я буду загадывать загадки, а вы, отгадав их, и ответите на этот вопрос.

Не земледелец, не кузнец, не плотник.
А первый на селе работник. (Лошадь)

Серовато, зубовато,
по полям рыщет,
телят, ягнят ищет. (Волк)

Корова безрога,
лоб широк,
глаза узеньки,
в стаде не пасется
и в руки не дается. (Медведь)

Маленький, беленький,
по лесочку прыг, скок,
по снежочку тык, тык. (Заяц)

Не дерево, а суковато. (Олень и рога)

Под дубочком, под листочком
свился, скрючился клубочком. (Ёж)

Не мышь, не птица,
в лесу резвится,
на деревьях живет,
и орешки грызет. (Белка)

За деревьями-кустами
промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
но ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Желтый клубок за белым скок. (Заяц и лиса)

Богат животный мир лесов Горного Алтая. В лесу кругом обилие кормов. Это травы, молодые деревья, кустарники, плоды и семена растений, грибы, обилие крупных и мелких зверей. Звери и птицы находят в лесу не только корм, но и укрытие. Среди густой зелени не сразу заметишь гнездо птицы или нору зверька.
Вот под корягой делает себе нору толстый барсук. Он днем спит, а ночью выходит на охоту, уткнув свою мордочку в землю, ворча, пыхтя себе под нос. В глухих местах находит убежище волк. Темными ночами воет волк на луну – жалуется на нелегкую жизнь. Кто является хозяином, царем наших лесов? Это медведь. В глухом лесу живет бурый медведь. Он питается как животной, так и растительной пищей. Любит лакомиться лесной малиной, сладкими личинками муравьев, да и от душистого медка не откажется.
А кого считают самым трусливым жителем леса? Конечно же, зайца. Крупный зверь лесной полосы – лось. Его стройные длинные ноги заканчиваются широкими копытами, благодаря которым лось легко передвигается даже по тонким болотистым участкам. Среди ветвей деревьев то тут, то там мелькнет любопытная мордочка зверька, а то и брошенная им шишка угодит нам в спину. Да это же проказница белка. Каких еще пушистых зверей наших лесов вы знаете? Куница, горностай, норка. В глухих хвойных лесах обитает небольшой пушистый зверек – соболь. Его шкурка ценится, за превосходный мех.
Животных, также как и растения, тоже можно вышить в технике «изонить».

Практическая часть

Демонстрация приемов с практическими упражнениями

Много ли надо нам ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружок,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок.

Такого чудачка можно выполнить, заполняя геометрические фигуры нитями в строгом порядке. И не только чудачка, но и изобразить растения и животные нашего края. А для начала нам нужно усвоить основные приемы работы в техники «Изонить» (Приложение 1, Приложение 2)

ВОТ ТРИ КИТА, НА КОТОРЫХ ДЕРЖИТСЯ ВСЯ ИЗОНИТЬ

А теперь поподробнее: заполнение угла (Приложение). На изнаночной стороне начертите угол. Он может быть прямым, тупым или острым, длина сторон тоже может быть различной. Единственное условие – количество отверстий на сторонах угла должно быть одинаковым. Вершину угла не прокалывайте. Вденьте нить в иглу и заполните угол по схеме.

С изнаночной стороны в т.1 закрепите нитку с помощью узелка. Выведите её на лицевую сторону и протяните её до т.4 на противоположной стороне. Проколите иглу на изнанку и из соседней т.3 выведите на лицевую сторону и возвращайтесь в т.2. Уходим на изнаночную сторону и из т.3 протягиваем нить в т. 2, далее соединяем т.2 – т.1 и т.1 – т.4.

По левой стороне угла опускаемся вниз, а по правой – поднимаемся вверх. На лицевой стороне получаются длинные пересекающиеся нити, а на изнаночной – пунктирные стежки. Каждая последующая нить может быть другого цвета или оттенка. При этом получается интересный цветовой эффект.

Теперь научимся заполнять окружность (Приложение). Для этого с изнаночной стороны начертите окружность и разделите её на равные части. В каждой точке проколите отверстие. Теперь приступаем к натяжению нитей или проведению хорд. Чем длиннее хорда, тем меньше центральное отверстие. Изменяя длину хорды и количество точек, на одинаковых окружностях можно получить разнообразные узоры. Вышивать лучше по часовой стрелке. Закрепляем нить узелком. Выбираем длину хорды – натягиваем нить (т.1 – т.5), прокалываем бумагу и выходим на лицевую сторону из соседнего отверстия по ходу часовой стрелки (т.6). Затем возвращаемся назад, перекрывая предыдущую нить и не доходя до первого отверстия (т.2), уходим на изнаночную сторону, делаем маленький стежок (т.2 – т.3) и далее большой, но уже по лицевой стороне, перекрывая предыдущую нить (т.3 – т.7) и т.д. Через т.т. 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10, 11 проходит по одной нити, а через 5, 6, 7 уже по две нити. Если продолжать заполнение, то окружность превратиться в звёздочку.

Окружность можно заполнять полностью или частично, использовать различную длину нитей (хорд) и их количество, а также менять цвета нитей или их оттенки.
Используя сочетание углов и окружностей, можно составлять красивые узоры.

Заполнение дуги рассмотрите на чертеже и попробуйте самостоятельно выполнить, пользуясь схемой.

II. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа в группах, где дети выполняют свои работы, с заполнением (1-я – угла ; 2-я – окружности; 3-я – дуги).

III. Аналитическая часть

Анализ выполненных работ и отбор лучших для журнала «Изонить».

IV. Рефлексия по оценочным листкам (Приложение 3)

– Какую новую технику вы узнали?
– Какие три основных приема заполнения вы теперь знаете?
– Вам понравилось?
– Было интересно