Опорные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Цель урока: сформировать представление об опорной системе живых организмов и ее значении в их жизни; расширить представление об опорных системах живых организмов.

Тип урока: формирование новых знаний.

Структура урока:

  1. Актуализация знаний учащихся.
  2. Опорные системы организмов и их биологическое значение. Разнообразие опорных систем.
  3. Закрепление знаний. Рефлексия.

Оборудование: таблицы «Тип Моллюски. Класс Брюхоногие», «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак», раковины моллюсков; технологическая карта урока для учащихся.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний учащихся

Фронтальный опрос:

– Почему обмен веществ и энергии является основным признаком живого организма?
– Укажите черты сходства и различия в обмене веществ у растений и животных.
– Объясните причину различия протекания обмена веществ у холоднокровных и теплокровных животных.

II. Изучение нового материала

Выступление учителя:

– Любой живой организм, будь то растение или животное, представляет собой целостную единую систему, где все взаимосвязано. Взаимосвязь пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем в ходе обмена веществ мы доказали на прошлых занятиях.  Но помимо этих систем органов в организме тех же позвоночных животных есть и другие системы. Одна их них – система опоры и движения. Опорные системы или скелеты образованы чрезвычайно разнообразно. В ходе эволюции они совершенствовались. О разнообразии опорных систем растений и животных и об их значении наш сегодняшний урок.

– Работая с текстом учебника, выпишите биологическое значение опорных систем организмов, живущих в разных условиях, имеющих разный уровень организации:

Примеры животных Функции скелета
 

 

 

 

Учащиеся делают записи в тетради, озвучивают записи.

– Различают два основных типа скелета – наружный и внутренний. Одноклеточные организмы имеют внутренний, так и наружный скелеты. Найдите в тексте учебника и в рисунках информацию о том, какой тип скелета имеют  простейшие.

Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос.

– Опорные системы организмов обеспечивают характерную форму тела и определяют образ жизни:

Тип Членистоногие ––> Состав скелета: хитин, минеральные соли ––> Скелет прочный ––> Образ жизни: подвижный

– Такая зависимость есть и у моллюсков. Найдите в учебнике подтверждение этому.
– Сделайте подобную запись в тетради.
– С особенностями строения и состава наружного скелета моллюсков и членистоногих связаны процессы роста.  Используя текст учебника, ответьте на вопрос: какое значение в жизни речного рака имеет линька?

Учащиеся работают с текстом учебника.  Отвечают на вопрос.

III. Закрепление знаний

Выполните задание «Какие утверждения верны?» на стр. 96. Аргументируете ошибочность неверных суждений.

На столе находятся шелковая нить, острая игла, кусок сухого спинного мозга крупного зверя и зерна риса. Установите связь меду предметами (с помощью этих предметов в давние времена ловили рыбу).

IV. Рефлексия

Ответьте на вопросы:

– Что знаю по данной теме?
– Что хочу узнать?
– Что узнал?

Выслушиваются ответы учащихся

V. Домашнее задание

Технологическая карта урока для учащихся

Тема: Опорные системы и их значение в жизни организмов

  1. Работая с текстом учебника на стр. 92, выпишите биологическое значение опорных систем организмов, живущих в разных условиях, имеющих разный уровень организации.
  2. Найдите в тексте учебника и в рисунках информацию о том, какие именно простейшие какой тип скелета имеют.
  3. Опорные системы организмов обеспечивают характерную форму тела и определяют образ жизни. Найдите в тексте подтверждение этому.
  4. Используя текст учебника, ответьте на вопрос: какое значение в жизни речного рака имеет линька?
  5.  На столе находятся шелковая нить, острая игла, кусок сухого спинного мозга крупного зверя и зерна риса. Установите связь меду предметами.
  6. Домашнее задание: п.15, рубрика «Проверьте свои знания», вопросы 1-6