Музыкальная литература (стилевые особенности разных эпох). Экспериментальная программа

Разделы: Музыка


Происходящие в последнее время изменения в Российской образовательной системе делают всё более очевидным тот факт, что сферой наибольшего благоприятствования для всестороннего и гармоничного развития личности каждого ребёнка становится дополнительное образование.

Система дополнительного образования – плодотворная база для глубинных изменений в содержании образовательного процесса, где идёт поиск новых технологий, накапливается богатый педагогический и методический опыт, разрабатываются и реализуются различные инновационные методики, технологии преподавания, образовательные программы нового поколения.

«Закон об образовании» указывает, что содержание образования должно быть ориентировано также на интеграцию личности в национальную мировую культуру.
В последнее время в обществе наблюдается новая «волна внимания» к сфере культуры и искусства. В условиях негативных социальных явлений, связанных с падением культуры общества, подобная «волна» абсолютно необходима.

Одной из фундаментальных задач детского музыкального воспитания является развитие у учащихся эмоционального и осознанного восприятия музыкального произведения. В её решении ответственная роль принадлежит предмету «Музыкальная литература». В последние годы стремление к повышению качества и улучшению результатов преподавания этого предмета вызвало активный поиск новых инновационных подходов и методов.

Результатом исследованийв области преподавания «Музыкальной литературы» в Детской музыкальной школе «Форте» Центра развития творчества детей юношества «Жулебино» стала разработка экспериментальнойинтегрированной программы «Музыкальная литература (Стилевые особенности разных эпох)».

Содержание программы соответствует:

– достижениям мировой культуры, российским традициям;
– уровню дополнительного образования;
– художественно-эстетической направленности;
– современным образовательным технологиям.

Содержание программы направлено:

– на развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
– на обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
– на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
– на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
– на целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребёнка.

Основная цель программы – воспитать грамотного ценителя искусства, дать необходимый багаж музыкально-теоретических знаний, подготовить для общества культурного человека.

Задачи:

  • Воспитательные:
    • дать начальные знания, способствующие всестороннему развитию личности ребенка, бережно относящегося к сокровищам искусства, историческим и природным памятникам;
    • приобщить детей к общечеловеческим ценностям, помочь им осознать целостность мировой музыкальной культуры;
    • воспитание уважения, любви, национальным традициям к своей и другим странам;
    • стимулировать стремление к саморазвитию и самовоспитанию;
    • воспитать эстетический вкус, трудолюбие, терпение;
    • повысить уровень самооценки учащегося.
  • Обучающие:
    • системно изучить основные жанры, стили, направления в искусстве и музыке;
    • ознакомить с творчеством известных композиторов и музыкантов в исторической перспективе;
    • изучить разнообразие культурных традиций европейских стран;
    • эвристичность применения полученной информации в повседневной жизни, при выполнении творческих проектов, в учебной деятельности;
    • расширение кругозора учащихся в области искусства и науки.
  • Развивающие:
    • стимулирование интереса учащихся к творческому труду;
    • формирование логического мышления, наблюдательности, уверенности в себе;
    • развитие творческих способностей учащихся, мотивации новых подходов в решении задач;
    • формирование способности к самостоятельному освоению художественных ценностей и использование их в дальнейшей творческой деятельности.

Отличительные особенности программы.

Особенность большинства существующих программ по «Музыкальной литературе» – изучение отечественной и зарубежной музыки обособленно друг от друга.
Главные отличительные особенности программы «Музыкальная литература (Стилевые особенности разных эпох)»:

  • параллельное изучение зарубежного и отечественного искусства;
  • построение тематического материала в хронологической последовательности от древнейших времён до современности;
  • ознакомление с различными видами художественной деятельности в их взаимосвязях и взаимовлияниях;
  • наблюдение за формированием музыкального искусства в контексте эпох;
  • изучение разнообразных проявлений художественного гения разных стран в каждую конкретно-историческую эпоху;
  • изучение общих закономерностей художественного развития эпохи в социокультурном и политическом аспекте.

Таким образом, новая программа призвана проследить формирование музыкального искусства в контексте с общим историческим и культурным развитием эпохи, как за рубежом, так и в России.

Интегрированность предложенной программы в её многополярном хронологически выверенном материале, связанном с историей и художественной культурой. Живопись, скульптура, архитектура, литература и другие виды искусства разных эпох позволяют выявить наиболее общие закономерности развития музыкального искусства. И основной задачей курса становится изучение музыкальной литературы через призму последовательности, историзма и научности.

Главная задача первого года обучения – увлечь учащихся в разнообразный, занимательный мир музыки, познакомить со средствами музыкальной выразительности и основными понятиями.

Второй год обучения открывает трёхлетний курс ознакомления с развитием искусств и посвящён периоду от Античности до эпохи 17 века (доклассической эпохе).

Третий год посвящён периоду эпох Классицизма и Романтизма (17-19 века).

Четвертый год охватывает эпоху конца 19 века по сегодняшний день.

Одно из нововведений курса – обзорное ознакомление с современными направлениями в искусстве.

Новшество данной программы – её внедрение в систему обучения музыкальной школы со второго класса. Обучение музыкально – теоретическим предметам на начальной ступени образования помогает сформировать целостные основополагающие знания по теории музыки, тем самым обеспечивая их преемственность при переходе на последующие ступени профессионального становления. Это также позволит уже на раннем этапе обучения обогатить круг художественных впечатлений ребёнка, развить эмоциональность, отзывчивость на музыку, способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в конечном итоге способствует духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.

За счет привлечения богатого музыкального, изобразительного и литературного материала, знакомства с классическими произведениями великих творцов, составляющих сокровищницу мировой культуры, происходит расширение кругозора учащихся.

Полученные знания становятся базой для дальнейшего изучения мира искусства и залогом пробуждения собственного интереса к этой области человеческой жизни. Это, в свою очередь, является показателем формирования потребности познавательной деятельности учащихся и базой для составления собственного мнения о том или ином произведении искусства.

Возраст детей

Программа предназначена для обучения детей и подростков 9 – 14 лет в системе дополнительного образования.

Сроки реализации программы

Курс программы рассчитан на четыре года. Изучается со второго по пятый классы Детской музыкальной школы «Форте».

Формы и режим занятий

Занятия проводятся в групповой форме один раз в неделю.
Продолжительность занятия – 1 час (45 минут).
Наиболее оптимальная наполняемость групп – 8 – 12 человек.
Годовой объём – 36 часов.
Общее количество изучения курса – 144 часа.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, делятся на три группы:

  • теоретические знания;
  • практические умения и навыки;
  • личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации програм

Теоретические знания учащихся:

– усвоить основные культурологические понятия;
– знать основные периоды культурного развития, их особенности и основные черты;
– различать основные творческие методы и направления (классицизм, романтизм, реализм и т.д.).
– понимать и осознавать объективность и закономерность влияния исторических событий эпохи на ее художественную культуру и формирование общего сознания;
– осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства.

Развитие практических умений и навыков:

– навыки самостоятельной поисковой работы;
– умение работать и анализировать различные источники информации;
– различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
– описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;
– структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия музыки.

Личностные качества:

Формирование у учащихся:

– художественного вкуса во всём многообразии его видов и жанров;
– критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
– восприимчивости к эстетическим ценностям, а также объектам и явлениям культуры;
– уважения к культуре другого народа, освоение духовно-нравственного потенциала, накопленного в музыкальных произведениях;
– стремления к самостоятельному общению с высокохудожественными произведениями;
– расширение эстетического кругозора.

Основной ожидаемый результат – духовное развитие ребёнка, обогащение его внутреннего мира, общей культуры. И, как следствие, – становление его как грамотного ценителя искусства.

Методическое обеспечение программы

Стремление создать условия для формирования интереса учащихся к восприятию музыки нашло отражение в использовании системы методов, направленных на развитие заинтересованности, а также творческий процесс обучения.

Используемые в работе методы:

– информационно-репродуктивный
– объяснительно-репродуктивный
– метод проблемного изложения
– словесный
– практический
– наглядно-демонстрационный
– наглядно-слуховой
– метод импровизации
– видеометод
– игровой
– эвристический
– метод музыкального обобщения
– метод забегания вперёд и возвращения к пройденному
– метод наблюдения за музыкой
– метод размышления о музыке.

В процессе преподавания курса активно используется большой спектр форм обучения:

– беседа,
– лекция,
– объяснение,
– диспут,
– учебная дискуссия,
– демонстрация,
– организация выставки,
– тестирования,
– исследовательская работа,
– практическая работа,
– практическая часть,
– творческая работа,
– семинар,
– защита проектов,
– защита рефератов,
– познавательная игра,
– деловая игра
– ролевая игра,
– конкурс,
– экскурсия,
– музыкальный салон,
– видеочас.

Описание форм подведения итогов

Учет успеваемости и контроль над выполнением программы проводится несколькими способами.
Поурочный опрос. Позволяет оценить уровень подготовки домашнего задания и закрепить материал прошлого урока.
Фронтальный опрос по теме. Проводится в устной или письменной форме. Выявляет общий уровень подготовки и усвоения материала.
Контрольные уроки в конце четверти, полугодия, года.
Форма контрольных уроков различна в зависимости от объема, особенностей пройденного материала, а также от способностей и возраста детей (тестирования, собеседования, сочинения, рефераты, викторины и т. д.).

1. По окончании каждого курса теоретических занятий во всех учебных группах проводятся зачёты – письменные или устные – по пройденным темам.
Их целью становится не столько определение уровня освоения знаний, сколько повторение и закрепление пройденного материала.

2. Участие в музыкальных олимпиадах разного уровня является проверкой не только полученных теоретических знаний, но и их практического осмысления.

3. Конференции исследовательских работ проводятся по результатам практических работ и позволяют оценить эффективность и степень освоения материала по исследовательской деятельности. Представление исследовательских работ допускается в форме устного доклада.

При этом каждому обучающемуся необходимо соблюдать соответствующие требования, которые и являются критериями оценки.

  • В качестве исследовательской работы предлагается, например, подготовка доклада на предложенную тему, написание и последующая защита реферата.
  • Так же интересным для учащихся будет самостоятельный подбор музыкальных иллюстраций к любимому стихотворению, мультфильму, кинофильму.
  • Традиционно проведение тестирований, проблемных круглых столов, музыкальных викторин, составление кроссвордов.
  • Создание презентации (для старших учащихся). Это может быть опережающее задание к новой теме или наоборот домашнее задание как обобщение музыкальных впечатлений.

Формы оценки полученных знаний и навыков.

Каждую неделю ученик отчитывается в самостоятельной работе.
Традиционная проверка знаний заменяется своеобразной зачётной системой.
Вариан­ты зачётной оценки могут быть как полюсные («сдал», «не сдал»), так и по принципу на­копления баллов (от 0 до 10).

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся необходимо определить:

– полноту и правильность ответов;
– степень осознанности, понимания изученного;
– правильное оформление ответа, применение определений и правил в конкретных случаях.

«ОТЛИЧНО» ставится, если обучающийся:

– полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий и терминов;
– обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по изученному материалу, но и самостоятельно составленные;
– излагает материал последовательно и правильно.

«ХОРОШО» ставится, если показываются знания, удовлетворяющие тем же требованиям, что и для оценки «ОТЛИЧНО», но обучающийся допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и оформлении излагаемого.

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

– излагает материал неполно и допускает неточности в определении и формулировке понятий и терминов;
– не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
– излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в оформлении излагаемого.

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и терминов, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Эта оценка отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Учащийся получает оценки за возросшее умение мыслить в процессе изучения нового материала, а также за те знания, которые получил самостоятельно (при подготовке домашней работы).

Материально-техническое обеспечение

Знакомство с шедеврами искусства различных эпох, разных форм, жанров, стилей и направлений возможно при оснащении кабинета коллекцией аудио и видеозаписей (аудиокассеты, СД и ДВД).

Необходимы комплекты печатных пособий, посвящённых стилям и направлениям искусства, отдельным его видам и жанрам.

Для полноценной реализации учебного курса необходимы хрестоматии и фонохрестоматии музыкальных произведений.

Возможно оснащение кабинета специальными комплектами слайдов и печатными пособиями, посвящёнными жизни и творчеству выдающихся деятелей культуры, художников, композиторов, исполнителей.

Обязательно наличие музыкального центра.

Воспитанию интереса к искусству способствует наличие в фонде кабинета фильмов, видеозаписей концертов, выступлений.

Тематическое планирование: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4.