Обработка ткани. 7-й класс (девочки)

Разделы: Технология

Класс: 7


Цели урока:

  • способствовать формированию у учащихся представления о последовательности изготовления одежды от эскиза до готового изделия;
  • закрепить умения в подготовке ткани к раскрою;
  • закрепить умение экономной раскладки лекал на ткани, выбора величины припуска на швы;
  • расширить знания о раскрое симметричных деталей;
  • способствовать развитию у учащихся пространственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса;
  • способствовать развитию познавательного интереса у учащихся к предмету;
  • способствовать воспитанию правильного отношения в коллективе.

Наглядные пособия: образцы плечевых изделий с цельнокроеным рукавом, выкройки изделия в М 1:4 и в натуральную величину, ткань и лоскутки ткани, плакат “Раскрой изделия”.

Инструменты: ножницы, булавки, портновский мел или карандаш, сантиметровая лента, линейка, угольник.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Сообщение нового материала.
  4. Практическая работа.
  5. Анализ выполненной работы.

Ход урока

1. Организационный момент:

  1. Приветствие
  2. Проверка явки учащихся
  3. Учащиеся записывают тему урока с доски в тетрадь, а учитель заполняет журнал
  4. Сообщение учащимся плана урока, настрой учащихся на работу, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Повторение пройденного материла

Фронтальный опрос учащихся по вопросам (Приложение 1).

– что относится к техническому моделированию;

– назовите основные элементы технического моделирования;

– назовите основные конструктивные линии чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

3. Изучение нового материала

Перед учащимися ставится проблема – самостоятельно составить технологическую последовательность на раскрой швейных изделий, основываясь на своих знаниях, на своем жизненном опыте. Помогают им в работе наводящие вопросы учителя.

Учитель: Сегодня мы с вами работаем закройщиками. Какими профессиональными качествами должны обладать люди этой профессии?

Учащиеся: Закройщик должен:

  • хорошо знать свою работу;
  • обладать хорошим глазомером;
  • быть внимательным (“Семь раз отмерь, один отрежь”)

Учитель: С какой технологической операции начинают раскройные работы?

Учащиеся: Раскройные работы начинают с подготовки ткани к раскрою.

Учитель: В какой последовательности проводят подготовку ткани?

Учащиеся: Подготовку ткани начинают в следующей последовательности:

  • перед раскроем большинство тканей необходимо декатировать (увлажнение и просушивание во избежание усадки готового изделия), кроме ворсовых – бархата, вельвета и т.д.;
  • определить долевую нить, лицевую и изнаночную стороны, направление рисунка или ворса;
  • проверить, нет ли ткацких дефектов;
  • срезать кромки, если они стягивают ткань;
  • проутюжить ткань, чтобы удалить замины;
  • перегнуть ткань по долевой нити лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок;
  • выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.

Учащиеся, выдвигая свои версии и анализируя их вместе с учителем, получают новые знания. При этом учебный процесс превращается из метода передачи учебной информации в метод ее самостоятельного добывания (метод проблемного обучения). В результате такой работы формируется новый материал по теме урока (Приложение 2).

Учащиеся делают запись в тетради и переходят к тренировочным упражнениям с кусачками ткани.

Учитель: На ваших столах лежат лоскутки ткани. Подготовьте их к раскрою, опираясь на последовательность, которую мы с вами составили.

Учащиеся выполняют тренировочное упражнение и продолжают работу по добыванию новых знаний по теме урока.

Учитель: Продолжим нашу работу по составлению технологической последовательности на раскрой швейных изделий. Первая технологическая операция в последовательности – подготовка ткани. Какую операцию мы выполняем вслед за первой?

Учащиеся: Раскладка выкроек на ткани.

Учитель: Каких правил мы должны придерживаться, выполняя эту операцию?

Учащиеся:

  1. Раскладывать сначала крупные детали выкроек.
  2. Совмещать долевую на деталях выкройки с долевой нитью на ткани.
  3. На тканях с односторонним рисунком, на ворсовых тканях детали выкроек располагают в одном направлении.
  4. Детали выкройки прикалываются к ткани булавками и после этого обрисовывают по контуру мелом или карандашом. Вторую линию проведем пунктиром с учетом припусков на швы.

Учащиеся делают запись в тетради и переходят к тренировочным упражнениям.

Учитель: Проведите операцию раскладки деталей выкройки, которые у вас выполнены в М 1:4 на подготовленные вами к раскрою лоскутки ткани. Обведите контур выкройки и сделайте припуск на шов пунктирной линией.

Учащиеся выполняют тренировочные упражнения, благодаря, которым одно из самых сложных и трудоемких для возраста учебное занятие становится более понятным и даже увлекательным, т.к. проводится по методу дидактической игры. Во время тренировочных упражнений учащиеся по желанию, меняя динамические позы, могли работать стоя (Приложение 3).

Учитель: Назовите заключительную операцию в технологической последовательности.

Учащиеся: Раскрой изделия по линиям припусков на швы.

Технологическая последовательность на раскрой швейного изделия:

Подготовка  ткани

–>

Раскладка деталей выкройки

–>

Раскрой изделия

Учитель: Переходим к практической работе по раскрою изделия в натуральную величину. Для того, чтобы вы увереннее себя чувствовали, работать будете в парах (закройщик – консультант).

Правила техники безопасности

  1. Посчитать количество иголок и булавок и хранить их только в игольнице.
  2. Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
  3. Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

4. Практическая работа

Учащиеся выполняют практическую работу.

Учитель делает целевые обходы, контролируя:

  • правильность и рациональность раскладки деталей выкройки на ткани;
  • обмеловки деталей и их раскроя;
  • соблюдение правил безопасной работы.

5. Анализ выполненной работы, подведение итогов, выставление оценок

  1. Все ли детали кроя в наличии?
  2. Равномерны ли припуски на швы?
  3. Указано ли на каждой детали направление долевой нити ткани?