Интегрированный урок (экономика + информатика) "Зарплата и ее виды. Расчеты зарплаты с помощью MS Excel"

Разделы: Информатика, Экономика


Цели:

  1. Формировать представления о заработанной плате и ее видах начисления. Применять имеющиеся знания по программе MS Excel при начислении зарплаты.
  2. Развивать познавательный интерес к предмету, практическое мышление.
  3. Содействовать развитию у учащихся следующих специальных способностей: умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Методы и приемы: беседа, объяснение, анализ, сравнение, частично-поисковый, проблемный, инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа с книгой, взаимная проверка, самопроверка, визуальный контроль.

Оборудование и наглядные пособия: ПК, индивидуальные карточки и карточки для самопроверки, распечатка учебного материала, тесты, карточки с практическим заданием, запись на доске.

Ход занятия

I Организационный этап.

  1. Сообщение темы и целей занятия.

- Продолжаем изучать раздел экономики "Предпринимательство", наше занятие пройдет по следующему плану:

    1. Повторение, изученного на прошлом уроке.
    2. Изучение новой темы.
    3. Выполнение практической работы.

- На доске нарисовано "древо Мудрости", в течение всего урока вы можете наклеивать листочки с вопросами: что не понятно? А в конце урока мы ответим на эти вопросы.

Проверка Т.Б.

II Актуализация знаний.

1. Беседа.

- Кто такой предприниматель?

- Какие предприятия можно организовать?

- Вот и в качестве домашнего задания вам предлагалось написать небольшое сочинение-рассуждение на тему: "Чтобы я сделал, став предпринимателем?" по плану:

  1. Какое предприятие я бы организовал и почему?
  2. Как бы я набрал себе персонал?
  3. Как бы я распорядился своим первым крупным доходом?

2. Проверка сочинений

- Кто не написал сочинение? Какие трудности возникли?

Зачитываем 1-2 сочинения.

- Чтобы осуществить свой план, что вам необходимо?

- Каждый ли может стать предпринимателем? Какими личными качествами должен обладать предприниматель?

- Оценки за сочинения на следующем уроке после проверки.

3. Письменный дифференцированный опрос.

- Теперь проверим ваши знания, выясним, как вы усвоили тему прошлого урока. Для этого нужно заполнить ячейки таблицы.

- Задание выдается для каждого индивидуально. (Приложение 1)

- Проверяем самостоятельно, используя карточки для проверки (Приложение 2), выставляем оценки:

  • "5" - все правильно,
  • "4" - 1-3 ошибки,
  • "3" - 4-5 ошибки,
  • "2" - в остальных случаях

- Какие оценки получили? Что не смогли?

III Сообщение новых знаний.

1. Вступительное слово.

- Кем бы в жизни вы не стали, работником или работодателем, вопрос заработанной платы является важным, каждый из вас должен знать из чего она складывается. Этому вопросу в экономике отводится большое место, ведь зарплата зависит от многих экономических факторов.

- Поэтому сегодня на уроке продолжаем изучать экономику, рассмотрим: что такое зарплата, ее виды и как происходит начисление.

2. Самостоятельная работа с материалом из учебника. (Приложение 3)

- Внимательно прочитать данный материал, законспектировать основные моменты с помощью таблицы.

Таблица на доске

З/п - это: Когда используют Разновидности Начисления Отчисления
1 Сдельная     Районый коэф. 30%   Подоход. налог 13%  
2 Повременная        
3 Смешанная        

3. Обобщение и систематизация знаний (фронтальный опрос)

Проверка (заполняю таблицу на доске)

- Что такое зарплата? Кто выплачивает? Кому?

- Если зарплата выплачивается за количество выработанной продукции по установленным расценкам, то ее называют:?

- Когда целесообразно использовать такую зарплату?

- Какие разновидности сдельной заработной платы существуют?

- Как происходит начисления?

- Поговорим о повременной зарплате. Это:

- Когда используют такую заработанную зарплату? Что написали в разновидности?

- Как происходит начисление каждого из вида?

- Почему в настоящее время очень часто используют смешанную зарплату? Что написали о ней?

- Из данной таблицы видно: когда используют каждую зарплату, какие разновидности существуют, как происходят начисления. Но нужно сказать, что не зависимо от формы зарплаты к начисления относят еще и районный коэффициент. В каждом регионе он свой. У нас в Сибири-это 30%. Т. е. каждая зарплата начисляется по своей формуле, а затем увеличивается на 30%.

- Есть и общие отчисления. Какие? Правильно - это подоходный налог в размере 13%.

IV. Практическая работа.

1. Сообщение цели.

- Полученные знания применим на практике, т. е. рассчитаем зарплату.

- Как вы думаете с помощью каких инструментов рассчитывают зарплату?

- На уроках информатики вы уже изучили приложение MS EXCEL, умеете выполнять различные операции в этой программе.

- Для успешного выполнения практической работы вспомним основные моменты. Для этого выполним тест. (Приложение 4)

2. Актуализация ЗУН по MS EXCEL.

- Тест на два варианта: 1 вариант выполняет за ПК, оценку ставит ПК, 2 вариант выполняет письменно, оценивает по данным ПК 1 вариант.

- Выполняют тест. Проверяют и выставляют оценки.

- Какие оценки получили?

3. Практическая работа. (Приложение 5) Инструктаж. Выполнение работы под руководством учителя. Анализ работы.

- Какие виды зарплаты использовались в расчетах?

- Какие вопросы? Что не получилось?

Вопросы по работе клеят на "древо Мудрости".

V. Итог занятия.

- Занятие подходит к завершению, обратимся к "древу Мудрости", чтобы ответить на возникшие вопросы. (Вопросы с "древа Мудрости" задаются всем, если ученики не могут ответить, то отвечает учитель)

Оценки.

VI. Домашнее задание.