Открытый урок по информатике по теме "Проектирование трехмерных объектов в векторном графическом редакторе Inkscape"

Разделы: Информатика


(Презентация.ppt)

Цели урока:

Образовательная:

  • повторение и закрепление навыков умения работать с инструментами - "продублировать", "сгруппировать", "разгруппировать";
  • познакомить учащихся с инструментом Рисовать параллелепипеды в 3D.
  • научить составлять рисунок, используя несколько одинаковых объектов;
  • закрепить навыки работы с  командами Горизонтально отразить/Повернуть. (Слайд 2)

Развивающая:

  • развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;
  • развитие алгоритмического мышления; развитие пространственного мышления, координации движений; развитие творческих способностей учащихся
  • развивать навыки работы на компьютере.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.

Задачи урока:

  • формировать навыки работы за ПК, с программным продуктом Inkscape;
  • расширение знаний об объектах и инструментах в Inkscape.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ПК, программное обеспечение - векторный графический редактор Inkscape, проектор, интерактивная доска, карточки с образцами.

Формы: индивидуальная, коллективная.

Виды работы: беседа, работа с раздаточным материалом, работа за ПК.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока

Чем мы с вами занимались на прошлом уроке?

- На прошлом уроке мы работали с графическим редактором Inkscape. Рисовали рисунки, используя объекты, расположенные на панели инструментов.

- Сегодня мы продолжим работать с графическим редактором.

Тема нашего урока "Проектирование трёхмерных объектов в векторном графическом редакторе Inkscape".

Цель нашего урока?

- Создать проект композиций из кубиков на компьютере.

II. Разминка.

  1. Для чего используются специальные программы - графические редакторы? (для обработки изображений на компьютере).
  2. Какие графические редакторы относятся к векторным, а какие к растровым? Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW, GIMP, Macromedia Flash, Inkscape?
  3. Какие возможности графического редактора Inkscape? (Слайд3).
  • Создавать рисунки, используя инструменты и краски.
  • Компоновать рисунки из отдельных частей.
  • Вводить и формировать текст в рисунке.
  • Корректировать имеющиеся графические объекты.

Замечательная возможность рисовать диаграммы, создавать  обложки для книг, дисков и другие объекты в 3D. (Слайд 4)

III. Изучение нового материала.

Параллелепипед в 3D. Точки схода. [1]

Параллелепипед можно создавать из трёх исходных прямоугольников(Слайд5).
Но лучше использовать инструмент "Рисовать параллелепипеды в 3 D"

Для освоения этого инструмента понадобится время, тут нужна некоторая тренировка, нужно осваивать работу не только с координатами Х и Y, но и Z и это все проделывать вместе. Вверху, на строке состояния можно настроить углы Х, Y и Z. И рядом находится значок в виде двух параллельных прямых - это переключатели точек схода.

К примеру,  можно с легкостью нарисовать улицу с разными домами, целый городской район с учетом перспективы - основного правила для рисования. Только соблюдая законы перспективы, вы сможете показать предметы объемными, создавая иллюзию глубины. (Слайд 6).

Что такое точка схода это точка, в которой сходятся направляющие линии.

Различают перспективы:

  • С одной точкой схода
  • с двумя точками схода
  • с тремя точками схода. (Слайд 7).

Посмотрите на эти рисунки, и вам станет все понятно.

Если мы включаем кнопку, на которой обозначены две параллельные, она имеет длинное называние - "Переключить точку в направлении : между "конечной" и "бесконечной" (=параллельной)", то мы, в этом направлении, оставляем параллельные линии, а не сходящие (точку схода). Если коротко - включаем параллельные, значит, выключаем точки схода.

На этом рисунке видно, что у нас одна точка схода, на углу Z, а на углах Х и Y, включены кнопки переключения и линии там остались параллельными.

(Слайд 8).

Здесь две точки схода на углах  X и Z, а у угла Y линии параллельные. (Слайд 9).

Вот мы отключили все кнопки и у нас три точки схода.

Вы сами выбираете, в какую сторону разместить точку схода и сколько их делать.

Планировать точку схода следует с учетом линии горизонта, значит относительно положения ваших глаз.

Точка схода должна находиться на горизонте (вспомните пример уходящих вдаль железнодорожных рельсов, они всегда сходятся на горизонте). (Слайд 10).

На самом деле, точки схода должны находиться немного дальше от предмета, чем на рисунках, что было бы естественнее. Но, я сделала это для наглядности, чтобы их было хорошо видно.

А вот у этих предметов вообще нет точек схода, построены они неправильно, нет соблюдения законов перспективы и это сразу же бросается в глаза. (Слайд 11).

Работать с 3D графикой не так просто, как кажется на первый взгляд, нужно не только сделать изображение, но и правильно разместить его относительно угла зрения, из-за этого часто проигрывает зрелищность. Может поэтому, мы так часто видим в городе "топорную" рекламу.

Подготовка к практической работе.

- выполните небольшую практическую работу. На cтолах у вас лежат карточки с объёмными фигурами.

- посмотрите внимательно на фигуры. Есть ли в них повторяющиеся элементы. Если мы будем использовать с вами кубики, то сможем получить готовые фигуры?

- вспомните главное правило при работе с объектом.

1 - выдели объект

2 - выполни над ним действие.

- Какие действия можно выполнять над рисунком?

- Рисунок можно копировать, вставлять, изменять размеры рисунка, т.е. увеличивать или уменьшать, поворачивать, наклонять, отражать.

Задание на выполнение работы: на основании примера  построить фигуры, применяя алгоритм к заданию.

Практическая работа. Конструирование из кубиков в графическом векторном редакторе Inkscape. (Слайд12).

Давайте разберем все параметры настроек углов Х, Y и Z.

Рисуем параллелепипед. Листаем настройки угла Х, видим его значение от -360,00 до +360,00. При этом, наш объект описывает два круга, как будто находится в центрифуге. Один круг от -360,00 до 0,00 и второй от 0,00 до + 360,00.

Угол Y, чаще всего, чтобы наш объект не завалился на бок, настраивают на 90, 00. Он имеет те же значения, что и угол Х, только объект вращается в своей оси.

У угла Z те же значения и вращение объекта в оси Z.

Следует добавить, что маркеры в точках схода активны и передвигая их, мы можем поправлять, передвигать, вытягивать и т. д. наше изображение.(Слайд13).

  • Шаг 1: Рисуем параллелепипед и устанавливаем (x=180, y=90,Z=90+45=135); (Слайд 14)
  • Шаг 2: Залить грани в разные цвета и отразить горизонтально, для этого:

Выделим, разгруппируем (объект - разгруппировать),

Объект - Отразить горизонтально;

Объект - Заливка - Выбор цвета(Слайд 15)

  • Шаг 3: Установить ширину и высоту объекта (50*50); (Слайд 16)
  • Шаг 4: Правка - Клоны - Создать узор из клонов (Слайд 17)

Правила конструирования из кубиков. [2]

  • Перед началом конструирования определите, сколько рядов в высоту занимает конструкция.
  • Начинайте построение с нижнего ряда, "надстраивая" один за другим верхние ряды.
  • Построения в каждом ряду следует вести слева направо, с заднего плана передвигаясь к переднему. (Слайд 18)
  • Шаг 5: Конструируем фигуры, изображённые на карточках, следуя вышеизложенным правилам.(Слайд 19)

Домашнее задание. (Слайд 20)

  • Создать объект 3D.
  • Сочинить тест на тему: "Векторный графический редактор Inkscape" 10 вопросов.

Подведение итогов урока. (Слайд 21)

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что понравилось на уроке?
  • Что не понравилось на уроке?

Используемая литература.

1. http://galinadolgikh.com/graficheskij-redaktor-inkscape-ii-chast/

2. Н.В.Макарова. Информатика. 5-6 классы. Начальный курс. Учебник. 2-е издание, переработанное. - СПб.: Питер, 2005. - 160 с.:ил.