Урок биологии в 7-м классе по теме "Насекомые. Знаковые незнакомцы. Обобщение знаний"

Разделы: Биология


Цель урока: обобщить знания о строении насекомых и их значении в природе и жизни человека.

Задачи урока.

Образовательная:

- формирование системы знаний о насекомых.

Воспитательные:

- развитие навыков культуры общения.

Развивающие:

- продолжить развивать умения сравнивать, обобщать;

- развивать логическое мышление, внимание, память, самостоятельную деятельность учащихся, воображение, эмоции и чувства;

- формирование информационной культуры;

- использование приобретенных знаний в повседневной жизни.

- развитие интереса к знаниям;

- формирование рефлексивных качеств личности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник, интеллект-карты каждому учащемуся.

Ход урока

1. Организационный этап:

- взаимное приветствие учителя и учащихся, знакомство, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внутренней готовности, психологическая организация внимания, мотивация учащихся. Мы сегодня не только будем заниматься биологией, но и должны оставить приятное впечатление от нашего знакомства.

Обратить внимание на интеллект-карты, которые есть на столах учащихся.

Объявление темы урока.

2. Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Формулирование цели урока вместе с учащимися.

Наука о насекомых – энтомология.

Известно более 1 млн. видов насекомых.

Ученые подсчитали, что на каждого жителя Земли приходится более 250 млн. насекомых.

Больше всего на нашей планете видов жуков. 25% видов на Земле – это жуки.

3. Актуализация знаний (фронтальная беседа).

На экране проецируются фотографии животных. Задание: назовите животных, которые на ваш взгляд относятся к классу насекомых.

Почему вы отнесли этих животных к одному классу?

4. Выберите лишнее: простые глаза, 10 ног, 2 сложных (фасеточных) глаза, голова, головогрудь, грудь, 4 пары ног, брюшко, 6 ног, 2 усика, 2 пары усиков, крылья, жабры, трахеи, перья, паутинные железы, хитиновый покров.

5. Запишите в интеллект-карте признаки насекомых.

6. Значение насекомых.

- Вредители леса: непарный шелкопряд, сосновый шелкопряд, майский жук, жуки-короеды, жуки-усачи.

- Хищные насекомые (снижают численность других насекомых): божьи коровки (питаются тлями), жужелицы (многоядные), муравьи рыжие лесные (за сутки один муравейник 18 тысяч насекомых-вредителей), златоглазки (тлями).

- Паразитические перепончатокрылые: наездники (откладывают личинки в гусениц), яйцееды – трихограмма и теленомус (откладывают яйца в яйца других насекомых).

- Насекомые – переносчики возбудителей болезней человека: комнатная муха (брюшной тиф, дизентерия, холера, яйца аскарид), малярийный комар, вши (тиф), блохи (чума).

- Насекомые – паразиты домашних животных: оводы, слепни.

- Опыление растений.

- Шелк.

- Продукты пчеловодства: мед, воск, прополис, перга, пчелиный яд.

Вредители поля и огорода.

7. Решите задачу. (Чтение условия задачи вслух). Кошки едят мышей. Мыши разоряют гнезда шмелей. Шмели опыляют клевер. Клевер едят коровы. Следовательно, чем больше кошек в сельской местности, тем говядины в этом районе:

А) больше,

Б) когда как,

В) меньше,

Г) численность кошек не влияет на количество говядины.

Объясните свой ответ.

8. Насекомые у нас дома. Какие насекомые живут в доме человека? (Тараканы, муравьи, комары, мухи, клопы, моль). Как можно избавиться от таких непрошенных соседей?

9. Прочтите стихотворение.

Растаял снег. Дожди звенели.
В лесу терялись колеи
Когда в тени косматой ели
Закопошились муравьи
Они спешат своей тропою
И подбирают на пути
Былинку, высохшую хвою
И всё, что в силах унести.
Торжественно, благоговейно
Тащили в кучу этот хлам
И воздвигали муравейник
Как люди воздвигают храм.
Он встал незыблемой скалою
На муравьиные века.
…А ты сравнял его с землёю
Одним ударом каблука.

(Николай Старшинов)

В чем смысл этого стихотворения?

10. Правила поведения в природе. Сформулировать и обосновать.

11. Бионика – наука о конструировании технических систем на основе идей, заимствованных у природы. Бионика занимается изучением и копированием природных “ноу-хау”. Например:

- Форма подводных лодок как форма тела прекрасных пловцов – дельфинов.

- Создана землеройная машина, которая двигаясь под землей подобно кроту, пробивает тоннель с гладкими стенами.

- Сконструированы инфракрасные детекторы схожие по работе с термолокаторами мух, клопов, самок комаров, змей.

- Шестиногий робот, гексапод, построен по результатам изучения системы передвижения таракана.

- Застежка “липучка” была создана после изучения плодов дурнишника, которые прикрепляются к одежде человека при помощи маленьких крючочков.

- Рыцарские доспехи.

- Весла (задняя пара ног жука-плавунца).

- Фосфоресцирующие стрелки часов (светлячки).

- Цифровая матрица фотоаппарата или видеокамеры (глаза насекомых).

- Оросительные влагосборники (сети из тончайших шелковых нитей, развешиваемые под ветер для конденсации влаги на основе ливийских пустынных ос).

- Хитиновые ёмкости для хранения плавиковой кислоты (среди пещерной фауны имеются бактерии, преобразующий воду и фторид серы в плавиковую кислоту, она, в свою очередь, разъедает кварц и даёт тепло для жизни этих бактерий). А ими в пещерах Южной Америки питается особый род пещерных насекомых – бразильский пещерный сверчок. При этом само насекомое существует только за счет энергии бактерий, живущих у него в полости тела, и не растворяются от их кислоты за счет хитина головы и груди.

12. Определите, какие изобретения были “списаны” с насекомых, соединив стрелочками название насекомого и соответствующий предмет. (Задание на соответствие)

Комар многоэтажный дом

Глаза стрекозы вертолет

Жук-олень шприц

Муравей монитор

Стрекоза плоскогубцы

Жук-плавунец светящиеся стрелки часов

Светлячок вёсла

13. Назовите прилагательные, которыми можно охарактеризовать насекомых. (Возможные ответы: летающие, маленькие, шестиногие, двуглазые, кусачие, ядовитые, многочисленные, хитиновые, жужжащие, красивые)

14. А каких насекомых взяли бы вы с собой в случае всемирного потопа?

15. Найдите предложения с ошибками и исправьте их.

1) Насекомые – немногочисленная группа животных.

2) Тело насекомых состоит их головы, груди, брюшка.

3) У насекомых две пары усиков.

4) Бионика – наука о строении насекомых.

5) Насекомых-вредителей можно и нужно уничтожать.

16. Проведите взаимопроверку.

17. Домашнее задание. (Одно на выбор)

1. Составить кроссворд по теме. (Не менее 10-ти слов)

2. Решить задачу. При длине тела 3 мм блоха прыгает в высоту на 20 см. На какую высоту мог бы подпрыгнуть человек, если бы он прыгал так же, как блоха?

3. Составить мини-рассказ, включающий следующие термины: насекомые, природа, опыление, растения, животные, пищевая цепь, охрана, вредители, одомашненные насекомые, бионика.

18. Подведение итогов урока.

А) Ответьте на вопросы:

Какова была тема нашего урока?

Какую цель мы перед собой ставили?

Что мы делали для достижения этой цели?

Б) Закончите предложения:

Больше всего мне на уроке понравилось…

Самым интересным на уроке было…

А я и не знал, что…

Сегодня я понял…

19. Я уверена, что после сегодняшнего урока вы будете так вести себя в природе, что бы ни нарушать гармонии в ней.

Как многозначно слово – Мир.
И все, что есть под небесами,
Все тесно связано вокруг
И небеса с их чудесами,
Мы называем словом – Мир.
(примеры мы не будем множить).
Чтобы звезды не потревожить.

(Дж. Томсон)

20. Довольны ли вы результатом урока? Выразите свои эмоции после урока на приготовленном смайлике.

Презентация

Приложение