Урок географии в 6-м классе по теме "Ветер"

Разделы: География


Цель урока: знакомство с понятием "ветер" и его характеристиками, развитие познавательной потребности у учащихся.

Задачи:

  • помочь учащимся выявить основные причины образования ветра и его характеристики;
  • формировать навыки выявления причинно-следственных связей;
  • научить учащихся приемам построения графика;
  • стимулировать и развивать интерес к предмету на основе местного материала, стихов и устного народного творчества;
  • прививать у ребят навыки работы с опережающими заданиями.

Оборудование: физическая карта полушарий, календарь погоды, флюгер, жетоны (выдаются учащимся за правильный ответ)

Ход урока

Учитель: Ребята, отгадайте про какое явление природы эта загадка?

Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит.
Хоть безрукий но, бывает,
Груши с веток отбивает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде -
Миг - и нет его нигде

Учащиеся отгадывают - "ветер".

Учитель: В тетрадях записываем число и тему урока "Ветер".

Каждый из нас знаком с этим природным явлением и многое о нем знает

(на доске представлена таблица, 2 первых столбика которой учитель заполняет с помощью учеников).

знаю хочу узнать узнал
Ураган - это:

Направление ветра

:..

Почему дует ветер

Названия ветров

::

Заполняется в конце урока

Демонстрация опыта

Над зажженной лампой размещаются полоски тонкой (курительной) бумаги, которые начинают колебаться от потоков поднимающегося теплого воздуха.

Вопрос учащимся: Почему так происходит?

Ребята дискутируют и приходят к выводу, что потоки воздуха устремляются снизу вверх, поднимая за собой полоски бумаги.

Учитель: Вам теперь понятно, что высокие заводские трубы строят для того, чтобы была хорошая тяга. Значит, для создания движения воздуха нужна разница давления.

холодный воздух вытесняет теплый воздух
давление высокое ветер давление низкое

В тетрадях учащиеся записывают определение:

Ветер - это движение воздуха в горизонтальном направлении.

На доске записаны значения атмосферного давления и ребятам предлагается стрелками обозначить направление ветра.

762 мм.рт.ст. 754 мм.рт.ст.

749 мм.рт.ст. 752 мм.рт.ст.

Учитель: В первом примере стрелку следует удлинить. Как вы думаете, почему?

Учащиеся высказывают свои предположения и делают вывод, что сила и скорость ветра зависят от величины разности давления (чем больше разность давления, тем сильнее ветер).

Учитель: А в каких единицах измеряется сила и скорость ветра?

Учащиеся высказывают свои варианты ответа. Правильный ответ: сила - в баллах, скорость - в метрах в секунду.

Учитель: К нам на урок прибыл британский адмирал Бофорт, который еще в1805 году для определения силы ветра разработал шкалу, которая впоследствии была названа его именем.

Ученик, заранее получивший задание играет роль Бофорта и делает небольшое сообщение (2-3 минуты) про данную шкалу, используя картинки форзаца учебника.

Учитель: Люди уже давно заметили, что одни ветры (например, западные) приносят осадки, пасмурную погоду; другие - ясную солнечную погоду. Поэтому уже давно стало необходимостью уметь определять направление ветра. Если ветер дует с юга, его называют южным, с севера - северным, с юго-востока - юго-восточным и т.д.

Учащимся предлагается вспомнить и начертить в тетрадях схему основных и промежуточных сторон горизонта и стрелками показать направление ветра

 

Учитель: Для каждой местности характерны те или иные преобладающие направления ветров. График, на котором показаны направления ветров, господствующих в данной местности, называется розой ветров (рис.75,стр. учебника 118).

Затем учащиеся, используя наблюдения календаря погоды составляют розу ветров за декабрь-месяц для своего поселка. На схеме основных и промежуточных сторон горизонта от центра откладывают отрезки по 0,5 см, сколько в этом месяце было дней, когда дули северные ветры; затем на линии, изображающей направление на северо-восток, откладывают столько таких же отрезков, сколько было северо-восточных ветров. То же самое делают на всех направлениях. После соединения концов отложенных отрезков на каждом направлении получают чертеж, по которому можно определить, какие ветры преобладали в декабре в нашей местности.

Учитель: направление ветра определяют с помощью прибора. Кто знает как он называется? Демонстрируется модель флюгера, показывается как будет поворачиваться флюгарка при различных направлениях ветра.

Учащиеся упражняются в установлении флюгарки.

Учитель: Ветер играет большую роль как в жизни Земли, так и жизни людей.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Ветер, ветер, не свисти,
Тучей снежной налети.
Все деревья запуши,
Все кусты запороши.
Ветер веет, веет, веет
Теплым снегом сеет, сеет.

Учащиеся приводят примеры значения ветра:

  • перемещает воздух;
  • приносит осадки;
  • перемещает воду в океане, образуя течения;
  • разрушает горные породы;
  • плавание на парусных кораблях;
  • ветряные мельницы;
  • ветряные двигатели;
  • перенос семян растений и т.д.

Учитель: А что означают следующие поговорки?

"Ищи ветра в поле".

"В голове ветер гуляет".

"Ехать с ветерком".

"Держать нос по ветру".

Учащиеся приводят свои примеры пословиц и поговорок про ветер.

В конце урока учитель вновь обращается к колонке таблицы "Узнал" и предлагает ребятам ее заполнить. Подводятся итоги работы, ребята сдают жетоны и получают оценки за урок.