Думай, воображай, изобретай

Разделы: Технология


Цель урока: Развитие сообразительности, внимания, точности, пространственного представления.

Задача: Повлиять на познавательную активность учащихся.

Ход урока

I. Введение

а) Можете ли вы фантазировать? Как это происходит? (рассуждения учащихся)

б) Вспомните кажущиеся безвыходными ситуации и как вы нашли оптимальные решения? (лизнули на морозе ключ и т.д.)

II. Человек без воображения не способен делать открытия и находить новые пути решения стоящих перед человечеством задач.

Кто такие творцы? Какая польза обществу от творцов?

Есть категория интересных людей, вызывающих восхищение. Это люди- творцы. Неуемные, не робеющие перед трудностями и всегда их преодолевающие. Люди, у которых никогда нет лишнего времени. Все что сделано руками людей - изобретения. Где бы и кем не работали музыкантом, поваром, слесарем, писателем, врачом, строителем, рыбаком и т.д., они везде стараются создавать новое. Ведь если не будут придумывать новое, остановится поступь техники, науки и всего прочего, создаваемого людьми.

Творческая мысль, смекалка помогают людям в беде.

Пример: "Однажды, во время Гражданской войны 1918-1920г.г., где-то под Ростовом остановился поезд. На его платформах находились боевые самолеты со снятыми крыльями. Паровоз пошел на заправку к ближайшей станции. Летчики и инженер, опасливо поглядывая на горизонт, с нетерпением ждали его возвращения. И как бы в подтверждение их недобрых мыслей в степи поднялось пылевое облако. Белый эскадрон с шашками наголо и с улюлюканьем быстро приближался к эшелону. Нельзя, чтобы винтокрылые машины достались врагу. Надо было их спасать".

- Но как? Как спасти самолеты, ребята?

(Идет обсуждение, выслушиваются все предложения, когда предложения иссякнут закончить рассказ.)

- "И выход был найден! Инженер отдал приказ запустить моторы. И когда белый эскадрон находился уже в какой-то сотне метров, эшелон без паровоза - силой только одних самолетных винтов, высверливающихся в воздух, стал быстро набирать скорость. Самолеты были спасены"

III. А сейчас поговорим об изобретателях. Изобретатели только взрослые? (высказывания учащихся)

- Правильно, от взрослых не отстают и дети. Мы знаем о 16-летнем школьнике Виталии Петровском, придумавшем оригинальную конструкцию разводного моста, 15-летнем Лене Жуковском, предложившем новые волноломы для плавательных бассейнов, 9-летнем Вите Миюсе придумавшем клапан, который может выпускать только газ, но не выпускать смешанную с ним жидкость. И таких примеров много. Каждый год в Москве проходит выставка достижений молодых дарований, где юные изобретатели демонстрируют свои работы - изобретения.

IV. Практическая часть. А теперь несколько упражнений.

А) Представьте себе, что Фея подарила вам волшебную палочку. Как бы вы ею воспользовались? (высказывания учащихся)

Б) Вы встретились с инопланетянином? Что вы будет делать? (высказывания учащихся)

В) А сейчас посмотрим, как вы можете использовать геометрические фигуры?

Вам даны:

Нарисуйте человечка, используя только эти фигуры (время 3 мин.). Произведите подсчет, сколько треугольников, квадратов, кругов вы нарисовали. Чем больше у вас фигур, значит, вы более творчески подошли к работе.

А теперь поработаем с "волшебством".

1. На стол ставится широкая тарелка, наливается в нее немного воды, а на дно кладут монету.

- Кто достанет из воды монету, не замочив рук, но, не выливая воды из тарелки? После попытки учащихся показывается ответ.

(зажечь свечу, поставить на тарелку с водой, накрыть свечу стаканом, и: вода уходит в стакан, и, не замочив рук, можно достать монету.)

- Кто догадался, почему вода ушла в стакан?

(находящийся под стаканом кислород израсходуется на горение свечи, отчего образуется вакуум, втягивающий воду из тарелки в стакан).

2.- Можно ли перевернуть стакан с водой так, чтобы вода из него не вылилась? Нельзя? Проверим.

Стакан, наполненный водой, прикрывается листом плотной бумаги. Придерживая ладонью левой руки бумагу, правой перевернуть стакан. Затем убирается левая рука - вода не выливается.

- Почему вода не выливается?

Предположения учащихся.

(Ответ: она удерживается атмосферным давлением .)

3. Попробуйте разрезать полоску бумаги на три равные части одним взмахом ножниц. Посмотрим, кто быстрее справиться с этой задачей?

(Ответ: согните полосу бумаги пополам и, применяя глазомер, разрезать бумагу.)

4. Попытайтесь пролезть через лист бумаги.

(Ответ: надо разрезать лист бумаги)

5. Вот два стакана, стоящие рядом. Накрываем их листом бумаги, сверху ставим на бумагу еще один стакан. Можно ли сделать так, чтобы он удерживался на бумаге между двумя стаканами, стоящими под бумагой?

(Ответ: бумагу складывают гармошкой, она приобретает большую прочность.)

V. Заключение

Ну, вот ребята, мы с вами сегодня поняли, что у каждого есть воображение. Мы все умеем думать, а это значит, что каждый может быть изобретателем, просто нужно очень сильно чем-то увлечься.

Литература.

1. О.В.Зайцева, Е.В. Карпова "На досуге" популярное пособие для родителей и педагогов. 1997г.

2. А. Падалко "Букварь изобретателя" 2001г.