Сфера и шар

Разделы: Математика


Образовательная область: математика

Класс: 11

Тип урока: урок-исследование, обобщение

Форма работы: групповая

Методы - стимулирование интереса через нетрадиционную структуру урока;

  • наглядно-визуальный;
  • частично-поисковый;
  • проектно-исследовательский;
  • репродуктивно-продуктивный;

Приёмы - снятие эмоционального напряжения, диалог, погружение в ситуацию, установление соответствий, фронтальный опрос; снятие трудностей; приём алгоритмизации; работа со справочниками и словарями, поисковой сети интернет, создание проекта, взаимооценивание учебной деятельности

Цели:

образовательный компонент:

  • расширение информационного поля учащихся по теме "Сфера и шар" посредством исследовательской деятельности (определение общего через частное);

развивающий компонент:

  • развитие информационно-коммуникативной компетенции через креативное мышление, творческую фантазию, умение слушать, оценивать себя и товарищей, воображать, сравнивать; умения выделять главное.

воспитательный компонент:

  • воспитание культуры общения учащихся через развитие эмоциональной и мыслительной деятельности, через работу в группах, толерантное отношение друг к другу; стремление к самообразованию и совершенствованию;
  • привитие интереса к предмету.

практический компонент:

  • практическое применение школьниками знаний полученных на уроке при решении математических задач, эмоциональная удовлетворенность на уроке, его организованность, доброжелательность и открытость по отношению к товарищам и учителю.

Оборудование:

  • учебник геометрии 10-11, авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и другие, мультимедиа;
  • компьютеры с выходом в интернет, энциклопедические словари, модели сферы и шара, глобус, оценочные листы, таблицы для групп.

Структура урока:

  1. Определение цели урока-исследования;
  2. Определение эмоционального настроя учащихся на момент начала урока;
  3. Повторение пройденного материала;
  4. Инструктаж (определение алгоритма деятельности учащихся);
  5. Групповая работа;
  6. Защита проекта; определение вывода по проблемному вопросу урока;
  7. Рефлексия учебная и психологическая;
  8. Подведение итога урока, домашнее задание.

Доминантным методом урока выбран проектно-исследовательский метод, стимулирующий у учащихся интерес к изучениюматематики. Этого метод, умело вплетённый в групповую деятельность, позволяет снять напряжение, усталость у учащихся, преодолеть психологический барьер. Мотивационный компонент учебной деятельности на уроке заключается в коллективной работе учащихся, наличии наглядностей, творческих заданий, что создаёт доброжелательную и жизнерадостную атмосферу в классе.

Данный урок является обобщающим по темам "Сфера и шар", поэтому выбор приёмов и форм работы с учётом способностей и возможностей учащихся является оптимальным.

Урок начинается с определения целей и задач, которые настраивают учащихся на учебную работу. Упражнение с ладошками в начале и конце урока позволяет снять напряжение, вызвать положительные эмоции.

Повторение пройденного материала носит репродуктивный характер.

Инструктаж позволяет продемонстрировать алгоритм учебной деятельности, необходимый при реализации исследовательской работы. Работа в группах учит толерантности чувство коллективизма; погружение в ситуацию повышает интерес учащихся к дальнейшей работе.

Защита проекта развивает у учащихся коммуникативные навыки монологической речи, креативное мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы. Особое значение имеет взаимоконтроль группами друг друга. Ребята учатся адекватно оценивать друг друга, уважать мнение соперников.

Рефлексия носит не только учебный характер, но и психологический - снятие усталости и напряжения в конце урока.

Презентация

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3